2 февраля 2007 г.
Так говорит гость нашей рубрики, смело причисляя себя к категории трудоголиков. Являясь доктором технических наук, членом Самарского отделения Российского общества инженеров строительства (СОРОИС), Лев Евсеев сегодня активно занимается научными разработками в сфере энергосбережения в строительстве, читает лекции в СГАСУ, пишет статьи, которые публикуются в 10 изданиях, а на досуге изучает философию. И как человек интересный и разносторонний готов рассуждать на любую тему. Сегодня Лев Давидович отвечает на вопросы «НРН» в рубрике «Персона».
- Лев Давидович, СОРОИС, безусловно, значимая для нашего города организация, объединяющая специалистов высокого уровня. Объективно судить о строительстве могут только профессионалы. Являясь членом этой организации, как вы оцениваете строительную отрасль нашего региона? Что преобладает сегодня на самарском строительном рынке: качество или погоня за прибылью?
- Надо понимать, что сегодня все строительные предприятия и организации работают в основном ради получения прибыли, поэтому качество строительных работ в нашем городе не очень высокое. Вот последние цифры: прибыль любого строительного предприятия составляет 25%, а в производстве - только 9%. В настоящее время много проблем в строительстве создают путаница в нормативной документации и отсутствие грамотных специалистов. Многие из них не знакомы с новыми нормативными документами, не следят за новыми технологиями в строительстве. Немаловажную роль в этом процессе играет нехватка соответствующей документации для квалифицированных кадров. Например, на территории Самарской области вышли новые строительные нормативы, которые действуют с 1 января 2004 года. Но при количестве строительных фирм около 1500 на всю область выпущено всего 100 экземпляров данных территориальных строительных норм. Многие предприятия вообще строят по старой, уже давно отмененной документации, не соблюдают строительные технологии. В большинстве случаев на строительных площадках работают гастарбайтеры, многие из которых не только не знают нормативной документации, но и не умеют читать по-русски. Контроля, естественно, за ними должного нет. Поэтому сегодня в строительстве очень много проблем, и говорить о том, что в Самаре строят хорошо, нельзя.
- А много ли сегодня в строительной отрасли Самары специалистов, которые могли бы быть экспертами?
- Конечно, мало. Эксперт - это человек, который знает свое дело глубоко. И он никогда не будет экспертировать то, чего не знает или в чем мало осведомлен. Ведь за все надо отвечать. Например, своим авторитетом. А вот ответственности у нас сегодня нет. Сейчас многие руководители строительных фирм или организаций вовсе не имеют строительного образования. Да и о самом строительстве у них лишь поверхностные знания. А как говорится в басне Крылова, «сапоги должен тачать сапожник, пироги печь - пирожник». Сегодня у нас в стране полное отсутствие компетенции у целого ряда специалистов. И не только в строительстве, а практически во всех областях знаний и в управлении государством. Это время нужно просто пережить.
- Вы думаете, мы его переживем и что-то изменится?
- Знаете, когда общество переходит из одной формации в другую, для того чтобы все процессы в нем улеглись и шли своим чередом, должно пройти 3-4 поколения, каждое поколение - это 25 лет. Совсем недавно от социализма мы перешли к бандитскому капитализму, как я образно называю наш сегодняшний политический строй. Пока прошло только 15 лет. Поэтому давайте договоримся с вами встретиться за этим столом лет через 50-60 и тогда продолжим эту беседу, за это время что-нибудь обязательно изменится. Пока же положительных изменений не видно. В России все всегда делается экстремально: сначала вводится марксизм в такой радикальной форме, что со временем он превращается в коммунистическую диктатуру. Затем начинается капитализм, еще более жестокий, чем американский в XIX веке.
- А как вы считаете, в чем основная проблема: почему в нашем обществе так мало перемен в лучшую сторону?
- Нехватка квалифицированных кадров, начиная с простых рабочих. Сегодня люди получают образование в основном в коммерческих вузах: учиться там легко, а знаний в итоге нет. Основные профессии, которые сейчас выбирает молодежь, - экономист, юрист или психолог. Основу материального благосостояния общества создают хлеборобы, строители, нефтяники, металлурги и т.п. А философов, психологов много не надо.
- Скажите, почему вы отказались читать лекции студентам?
- Я работаю со специалистами. Гораздо интереснее работать с грамотными, подкованными людьми. Они прошли большую школу, задают реальные, глубокие вопросы, которые заставляют думать и самому развиваться. Зачастую ответить им просто так, с ходу, не всегда получается.
- На какие вопросы в своей отрасли вы не смогли сразу дать ответ?
- Пока таких случаев еще не было. И объясняется это тем, что, как правило, задающие вопросы еще не достигли определенного уровня знаний. Ведь я специалист в узкой области и каждый день стараюсь познать в ней что-то новое. Ежедневная учеба заставляет человека думать, анализировать, развиваться. Однако нерешенных вопросов в строительной теплофизике очень много.
- То есть можно сказать, что познавать каждый день что-то новое, делать выводы и анализировать - в этом и заключается смысл жизни?
- В этом заключается одна из прелестей жизни. Всех своих сотрудников я прошу, чтобы каждый день, проведенный на работе, прибавлял им хоть чуть-чуть знаний. Именно тогда жизнь будет интересна. А если просто отбывать на работе время и приходить, только чтобы получать заработную плату, для душевного состояния человека это очень плохо. Мы должны получать знания, а лучшие знания - это жизнь, общение с людьми. Чтение книг - это тоже общение. В данном случае с людьми, которые их пишут.
- Вы читаете только научную литературу?
- На другую у меня просто нет времени. Читать нужно обязательно каждый день, и читать что-то полезное, а не пустые любовные романы или детективы. Я читаю книги по философии, по истории народов - они дают представление о смысле жизни, или специализированную литературу.
- Но сегодня большинство читают именно любовные романы и детективы.
- Среди моих знакомых таких нет. Всему виной образование, которое люди получают сегодня. Например, сегодня мало кто хорошо знает русский язык, люди делают много грамматических и орфографических ошибок. Я бы назвал это массовым неуважением к своему родному языку.
Раньше все читали, а сейчас чтение заменяют телевизором. Где просто дают информацию, не важно какую, ее не надо перерабатывать и думать над ней тоже не надо. А человек рожден в первую очередь для того, чтобы оставить после себя потомство, а во-вторых, для того, чтобы познавать окружающий мир и оставить след на Земле. Все мы знаем очень мало, даже доктора и академики.
Если вы когда-нибудь читали биологию, то там сказано, что за всю жизнь человек использует всего 4% процента мозговых связей. То есть, прожив жизнь, мы 96% возможностей своего мозга не используем. Но чем человек больше знает, тем больше он чувствует недостаток знаний, ведь перед ним открываются новые, еще не изведанные грани. Например, вы знаете о том, что животные чувствуют друг друга на расстоянии. Самец бабочки павлиний глаз чувствует самку на расстоянии 10-12 километров (!). Исследователи долго не могли понять, как это происходит. И только после открытия стекла, не пропускающего инфракрасные лучи, обнаружилось, что эти насекомые «говорят» на частоте инфракрасного излучения. Такими сигналами пользуются все животные и птицы, именно поэтому, например, клин журавлей летит ровно. Вот видите, как мало мы знаем. Если бы я жил лет через 500 или 1000, то занялся бы изучением языка птиц и животных. Ведь они понимают друг друга, а мы их нет.
- Но ведь сейчас ученые занимаются исследованиями в этой области.
- Все это очень относительно, и каких-то конкретных результатов пока так и не получено.
- Лев Давидович, сейчас вы большую часть своего времени посвящаете работе. Так было всегда?
- Нет, но, наверное, я отношусь к категории тех людей, кого называют трудоголиками. Однако хитрость здесь заключается в другом - в работе я нахожу удовольствие. Люди, которые не находят в работе удовольствия, быстро стареют и теряют интерес к жизни. Когда человек ходит на работу не только для того, чтобы зарабатывать деньги, он не замечает усталости. Здесь можно привести сколько угодно таких примеров. Например, Дмитрий Лихачев, который 10 или 15 лет своей жизни провел в заключении, но тем не менее не обозлился на мир, стал академиком и дожил до 96 лет. Он занимался любимым делом. Около тысячи лет назад иранский поэт Касим Фирдамум сказал: «От разума печаль и наслаждение, от разума величье и падение».
- О вас можно сказать, что вы человек с активной гражданской позицией. Скажите, под чьим влиянием она была сформирована - это родители, учителя, образование или просто жизнь?
- Просто ничего не бывает. Каждый ребенок до 3 лет получает 60% основной информации, до 8 лет - еще 20%, в основном это общие знания - что такое хорошо и что такое плохо. Далее, до 17 лет, - еще 10%, а потом всю оставшуюся жизнь он приобретает 10% оставшихся знаний. Правда, это не относится к специальным знаниям. Так вот: понятие о нравственности все мы получаем в детские годы. Кстати, ученые доказали, что лучше начинать учить ребенка еще в утробе. Когда эмбрион находится на 5-6-месячной стадии развития, ему достаточно читать стихи 1-го класса. И когда ребенок пойдет в первый класс, он легче будет их запоминать. Как происходит процесс такого запоминания, пока до конца так и не известно.
Поэтому главное, что влияет на формирование человека, - это семья и школа. Учителя в школах раньше были совершенно другими. Они прошли войну, бедность - прожили трудную жизнь.
Про себя могу сказать то же самое: трудное детство повлияло на мою жизнь.
Когда я был маленьким, мама отправляла нас за хлебом. И для того, чтобы утром купить буханку хлеба, очередь надо было занимать еще с вечера. Чтобы не потерять очередь, мы писали на руке номера химическим карандашом, стояли по очереди, подменяли друг друга. Но человек и должен воспитываться так, чтобы добывать себе еду в тяжелом труде. Я говорю - в тяжелом, потому что труд никогда не может быть легким по своему определению. Сейчас в обществе об этом несколько иное представление. Люди не хотят трудиться, стремятся к легким деньгам. В студенческие годы мы никогда не отдыхали, а зарабатывали деньги - разгружали по ночам вагоны с мукой и цементом. Зато зарабатывали 15-25 руб., в то время как стипендия была 35 руб.
- И как же успевали учиться?
- Приходили в 5 утра, спали и шли на учебу. Работали, мы, конечно, не каждый день, но радовались, когда нам предоставлялась такая возможность. Каждое лето ездили на стройку или на целину. Ехали через всю страну в товарных вагонах, причем получали за это не много, так как с нас высчитывали за питание. Но нам было интересно. Нас воспитали в труде, и когда я окончил институт и пришел работать в первый отряд испытателей космических аппаратов, то 12-часовые смены нас быстро закалили. Я и сейчас работаю по 12 часов и не замечаю, как проходит время. Когда работа тебе нравится, то и жизнь проходит по-другому.
- Несмотря на то, что работе вы отдаете большую часть своего времени, у вас есть увлечения помимо работы?
- В последние годы, кроме работы, у меня нет никаких увлечений. На досуге люблю читать философские книги. Раньше я в течение 10 лет вел шахматный кружок в 87-й школе. Мои ребята были чемпионами не только города, но и области, ездили на российские соревнования. Там занимался и мой сын, я очень не хотел, чтобы он рос хулиганом, и привлек его туда. Он до сих пор любит шахматы, является кандидатом в мастера спорта по шахматам, был членом сборной юношеской команды Самарской области в 80-х гг. Еще я занимался борьбой: в 1960 году был чемпионом города по самбо.
- Каждый день вы много общаетесь с разными людьми. Не устаете от этого бесконечного потока?
- Вы знаете, устаю. Но ведь это общение не бесполезно, я даю людям какие-то новые знания, а они - мне.
- Но отдыхать ведь тоже нужно, для вас вообще существует такое понятие?
- А что такое отдых? Я отдыхаю на даче, потому как там я работаю не умственно, а физически. И мне это очень нравится. Смена труда - это лучший отдых. Я, например, не был в отпуске последние 15 лет. И не собираюсь. Потому как считаю, что просто сидеть и смотреть в небо - занятие, не достойное человека. Ведь безделье - худший вид безнравственности.
Жанна Третьякова