1 февраля 2007 г.
Руководитель сызранского "Пластика" комментирует перестройку бизнеса
ОАО "Пластик" определил своих партнеров по размещению облигационного займа. Кто выведет предприятие на рынок публичных заимствований? Удалось ли новой команде менеджеров обеспечить рост компании, приобретенной в конце 2006 года группой "Криста"? Как выстраиваются отношения завода с потребителями и какими темпами развивается диверсификация бизнеса? На эти и другие вопросы в интервью "СО" отвечает генеральный директор "Пластика" Максим Симонов.
- В начале 2007 года вы декларировали намерение разместить облигационный заем и привлечь в рамках данной программы дополнительные ресурсы для развития ОАО "Пластик". На какой стадии находится реализация этого проекта?
- Мы выбрали партнеров по размещению облигационного займа в начале июня, окончательно определились со сроками и порядком заимствования.
- Кто эти партнеры и когда пройдет размещение?
- Московский международный банк и компания "Регион". Мы будем размещать заем на 1,5 млрд руб. в промежутке между 1 и 10 ноября. Почему именно в это время? В октябре появится самая показательная для нас отчетность за III квартал 2007 года, к этому моменту мы должны выполнить все необходимые формальности, зарегистрировать инвестиционный меморандум. Срок размещения будет 3 года, ориентировочный диапазон доходности - от 10,5% до 12% годовых (он будет варьироваться в зависимости от текущей конъюнктуры на рынке публичных заимствований). В случае, если инвестиционная программа покажет свою эффективность - а мы надеемся, что так и будет, - возможно, одним займом мы не ограничимся. В рамках размещения мы стремимся добиться публичности, отработать систему заимствования через облигации, оценить, как рынок оценивает нас при вторичном котировании.
- Вы возглавили ОАО "Пластик" на рубеже 2006 и 2007 годов, после того как компания была выкуплена группой "Криста" у группы "СОК". 2006 год был, судя по официальной отчетности предприятия, не очень удачным для предприятия, показатели которого снижались. Удалось ли переломить данную тенденцию новой команде? Каковы первые результаты вашей работы?
- Если брать результаты первых 5 месяцев 2007 года, то объемы "Пластика" выросли на 5% по сравнению с аналогичными показателями прошлого года, а группы в целом - на 3%. Ее выручка превысила отметку в 3 млрд руб. Опережающими темпами повышалась рентабельность работымы прогнозируем, что по итогам первого полугодия чистая прибыль увеличится на 20%.
- Меняется ли при этом структура сбыта "Пластика"? До сих пор основным потребителем его продукции было ОАО "АвтоВАЗ"…
- ВАЗ был и остается нашим основным партнером. Его доля в нашем сбыте незначительно снизилась - примерно с 75% до 70%, но это снижение носит не столько абсолютное, сколько относительное значение. Поставки на ВАЗ носят стабильный характер, и наши усилия по диверсификации бизнеса и поиску новых партнеров - не взамен, а в дополнение к ВАЗу - приносят свои плоды.
- То есть увеличение объемов производства как раз и достигается благодаря этой диверсификации?
- Да. Растет объем поставок для "GM-AvtoVAZ", активно развивается вторичный рынок. Мы стали гораздо агрессивней работать на нем, применять более гибкую ценовую политику. Уже сейчас вторичный рынок обеспечивает нам порядка 10% сбыта, и есть все предпосылки к наращиванию присутствия на нем.
- Все производители автокомплектующих, развивающие поставки на вторичный рынок, сталкиваются с проблемой контрафакта, и именно она является главным препятствием для работы на нем. В какой степени коснулась она "Пластика"?
- Тема подделок - действительно острая проблема всей отрасли, и все участники рынка пытаются ее решать. Для того, чтобы предъявлять претензии изготовителям контрафакта, нужно в первую очередь получить патентные права на свои изделия, нужна работа по повышению узнаваемости торговых марок, по разъяснению потребителям преимущества качественной продукции. Сейчас на рынке много изделий из Турции и Китая - они настолько хуже по качеству, что оказываются дешевле даже с учетом транспортных издержек. Уровень комплектующих, специально нарабатывавшихся для поставок на конвейер, проходивших сложную систему сертификации, с ними просто несопоставим.
- Вы готовы инвестировать средства в повышение узнаваемости ваших брендов?
- Мы сейчас анализируем ситуацию и думаем, как решить данный вопрос с минимальными расходами и использовать в полной мере наши конкурентные преимущества. Инвестировать в расширение присутствия на вторичном рынке нужно. Вопрос только в объемах и эффективности этих вложений. Сама по себе узнаваемость не важна, важна отдача от нее. Все шаги должны быть осмыслены и просчитаны заранее.
- Как вы оцениваете свою нишу на вторичном рынке по выпускаемой номенклатуре изделий, и каков, в идеале, потенциал ее расширения?
- Сейчас мы находимся где-то на уровне 20%, и если вырастем до 30% и больше - для нас это будет хороший результат.
- Вскоре после смены собственника "Пластика" было оглашено намерение перестроить бизнес группы таким образом, чтобы максимально интегрировать две производственные площадки ("Пластика" и "Кристы"). Эта работа уже проведена?
- Да, мы исключили дублирование функций в части управления обоими предприятиями. Создан единый управляющий орган в части экономики, финансов, управления персоналом, технического развития. Выстроены пять производств в рамках ОАО "Пластик" (выделенные по видам технологий и по расположению). Четыре из них находятся на площадке "Пластика" и одно - на "Кристе". Теперь это единое предприятие, мы заканчиваем оптимизацию штатного расписания и готовимся к дальнейшему развитию, к рывку вперед.
- В каком направлении будет делаться этот рывок?
- Мы рассчитываем добиться увеличения портфеля заказов на комплектацию по традиционным для нас изделиям ВАЗа и модели "Приора" (по ней мы поставляем уже более 100 наименований изделий), участвуем в подготовке к внедрению новых моделей (разрабатываемых компанией "Magna"), планируем начало серийной поставки сидений для "Калины". Развивается сотрудничество с GM-AvtoVAZ, с которым мы в июне подписали новое двухлетнее соглашение. Определен объем поставок, прорабатывается совместная программа по развитию номенклатуры. Ведутся переговоры и о нашем участии в комплектации российских сборочных заводов Ford и Volkswagen.
- 2006-2007 годы ознаменовались явным кризисом сбыта продукции основного вашего партнера - ВАЗа. В какой степени это отразилось на его поставщиках?
- Естественно, поставщиков эти сложности не могли не коснуться. ВАЗ предпринимает достаточно жесткие шаги, направленные на стабилизацию ситуации, и в том числе работает в сфере снижения издержек. Мы с пониманием относимся к этому и выстраиваем свою программу оптимизации расходов. Любой производитель автомобилей стремится максимально снизить себестоимость продукции и в первую очередь обращает внимание на комплектующие.
- "Криста" в 2006 году начала выстраивать отношения с принципиально новыми для себя партнерами - электровозостроительными заводами, выпускающими локомотивы для Российской железной дороги. Каковы перспективы данного направления, и как относятся основные потребители к вашей работе по диверсификации бизнеса?
- Мы поставили опытную партию кабин на электровозы, сейчас идут их испытания, по результатам которых будет выдано заключение о возможности серийных поставок. Сегодня любая диверсификация бизнеса перспективна и воспринимается хорошо и инвесторами, и партнерами. Они прекрасно понимаютчем больше заказов, тем ниже себестоимость продукции. Но в то же время наша группа нацелена на работу в сфере производства автокомпонентов, и именно данный рынок в России показывает максимальные темпы развития. Тот уровень квалификации персонала и технического вооружения, который мы имеем, позволяет нам гармонично вписаться в поставки на любые заводы и подстроиться под требования клиентов - будь то ВАЗ или иностранные производители.
- Есть ли у вас перспективы расширения номенклатуры выпускаемых автокомпонентов? Какие направления движения наиболее интересны?
- Достаточно интересное направление - производство климатических систем. Перспективы здесь серьезные, рынок явно будет расти, и здесь используется очень много комплектующих из пластмассы.
- Как развивается бизнес "АвтоПластинжиниринга", выпускающего в Октябрьске рули для автомобилей?
- "АвтоПластинжиниринг" вышел на проектную мощность. Сейчас мы готовимся к поставкам на "Приору" выпускаемого там руля с подушкой безопасности. ВАЗ придерживается политики определения поставщиков комплектующих на тендерной основе, и в июле станет понятно, чье предложение лучше - наше или челябинского "Пластика". Конкуренция позволяет удерживать затраты, сдерживает рост цен. Где у ВАЗа есть альтернативные поставщики, они всегда ведут себя крайне сдержанно.
- У вас по всем позициям поставок есть конкуренты? Как вы к этому сами относитесь?
- Абсолютно нормально. Минус от конкуренции в том, что, наверное, можно было бы иметь большую прибыльность при меньших усилиях. Большой плюс, который перевешивает все минусы, - мы не расслабляемся и понимаем, что для сохранения и укрепления позиций нужно работать каждый день.
- Вы провозглашали ранее возможность дальнейшей экспансии группы и покупки предприятий отрасли? Есть ли уже ясность по потенциальным объектам поглощения?
- Такие предприятия, работающие в сфере производства автокомпонентов, есть. Но мы будем их называть не раньше момента совершения сделок.
- В какой степени ваш бизнес может быть затронут банкротством ОАО "Пластик" ("Узловая")?
- Наша зависимость от него минимальная - данное предприятие обеспечивает нам часть поставок сырья, но в случае необходимости мы легко сможем переориентироваться на альтернативные поставки. Пока нас устраивают условия работы с этим заводом.
- Судя по отчетности "Пластика", в I квартале 2007 года поменялись компании, через которые осуществлялась закупка сырья и материалов. Место ООО "Пластсервис" и ООО "Автокомплектация" заняло ООО "Криста С". Оно же и останется основным оператором, или в перспективе "Пластик" перейдет на прямые закупки?
- Присутствие в цепочке поставок торгового оператора - явление временное. С III квартала все контракты будут заключаться напрямую.
ltTIMES