1 февраля 2007 г.
В следующем году Сызрань ожидают выборы Думы и главы города, которые, скорее всего, пройдут уже по новому уставу. Порядок проведения выборов сейчас вынесен на обсуждение. Произошли изменения и в структуре администрации города. На вопросы «Времени» об этих и других изменениях отвечает сегодня глава Сызрани Виктор Хлыстов.
– Недавно в администрации Сызрани была введена новая штатная единица – еще один первый заместитель главы. Чем вызвана необходимость в такой должности?
– В городском бюджете, помимо собственных средств, около 40% составляют перечисления из области, поэтому становится актуальным усиление работы с областным правительством. Я постоянно там находиться не могу. А человеку, который приходит туда и решает вопросы от лица Сызрани, необходимы, конечно, не просто погоны, но и статус.
С Татьяной Пилиной мы вместе работали еще на «Пластике». Я знаю, что она человек волевой, с характером, и думаю, справится с поставленной перед ней задачей.
– Как распределяются обязанности между вами и вашими заместителями?
– Заместитель главы Татьяна Пилина курирует экономический блок, здравоохранение, спорт, молодежную политику и культуру. Другой заместитель, Юрий Кобякин, курирует ЖКХ, архитектуру и строительство, работу с городским хозяйством. Я же отвечаю за все.
– Предвидятся ли еще какие-нибудь кадровые изменения?
– Если появится какая-то проблема, решение которой будет сводиться к кадровым перестановкам, то будем решать вопрос и таким образом. Сейчас я не вижу в этом необходимости. Главное, чтобы перестановки были для дела, а не просто так. Как говорят англичане, «не надо чинить работающий будильник».
– Сейчас вы настаиваете на порядке избрания мэра из числа депутатов, хотя недавно ваше мнение на этот счет было кардинально противоположным. С чем связана такая перемена? – Все приходит с опытом. Я не буду сейчас ссылаться на 131-й Закон «Об общих принципах организации местного самоуправления», где предлагается два варианта избрания, – наверное, их не случайно туда внесли. Не буду говорить и о том, что такая практика давно ведется в других городах.
Я настаиваю на этом, потому что считаю, что в городе должно быть единоначалие. То есть главой города и председателем Думы должно быть одно лицо. Только в этом случае можно работать не сегодняшним днем, а на перспективу, выстраивая долгосрочные планы. К примеру, опыт показывает, что ближе к выборной кампании мало кто работает на перспективу. В основном депутат снижается к мелким сиюминутным проблемам: ямку закопать или лавочку поставить около дома избирателя. Конечно, наказы избирателей должны выполняться, но в плановом порядке, а не только перед выборами. Надо работать глобально. Для чего и нужно, повторяю, единоначалие.
– Изменения устава исключают вашу возможность продлить свои полномочия на посту главы города. Почему вы решились на такой шаг? Определили ли вы своего преемника?
– Нет, возможность продлить полномочия не исключается. Я избирался в один и тот же год на один и тот же срок четыре года вместе с Думой. Выборы в любом случае пройдут в 2008 году. Всенародно или из числа депутатов, пока неизвестно. Но так или иначе и Дума, и мэр будут переизбираться одновременно.
– Есть мнение, что при проведении выборов из числа депутатов финансово-промышленным группам становится проще провести своих ставленников на ключевые посты…
– 131-й закон создавали не ФПГ, над ним работали депутаты Госдумы. А утверждение, что процесс назначения ставленников упрощается, очень спорное. Может быть, кому-то легче действовать и через «народных избранников».
– Как прошли публичные слушания по вопросу изменений устава?
– Были и «за», и «против». В частности, против были коммунисты, но, когда ко мне приезжал Валентин Романов, резкого отрицания от него не последовало. Кстати, форма выборов мэра из числа депутатов как раз существовала при социализме.
Из тех, кто присутствовал на слушаниях, против выступали еще организации ветеранов и пенсионеров. Но решение все равно принимать депутатам.
– Как вы оцениваете роль ФПГ в политической жизни Сызрани?
– Она есть, и никуда от этого не денешься. Среди градообразующих предприятий, участвующих в социальной жизни города, финансирующих какие-то мероприятия, можно назвать НПЗ (бывший Юкос, теперь «Роснефть»), «Тяжмаш», который сейчас поднимается с колен. До прихода москвичей там оставалось около 2500 работников. Сейчас появилась московская команда, наработала портфель заказов, в том числе оборонных, и завод развивается. Также активно работает группа «Криста». Сейчас строится стадион, где будет и поле с подогревом, и ледовое поле. Возвели красивое здание для частной школы. Владимир Симонов, президент ГК «Криста», выступил с предложением к коллегам-директорам: каждому крупному предприятию взять шефство над какой-то улицей, так как денег в городской казне пока не хватает, чтобы везде навести порядок. «Криста» провела конкурс среди работников культуры, здравоохранения и образования, победители получили по двухкомнатной квартире. Организаторы взяли на себя все расходы, включая оформление жилья в собственность.
Недавно в нашем городе случилось несчастье, произошел пожар и сгорел весь дом многодетной семьи, где воспитываются 11 детей. Я обращался абсолютно ко всем, но только Владимир Симонов откликнулся и сделал капитальный ремонт. У СОКа тоже есть свои предприятия в Сызрани. Может, в меньшем объеме, но и они участвуют в жизни нашего города. Таким образом, с коммерческими структурами мы вместе работаем, советуемся, приходим к консенсусу.
– Как вы оцениваете нынешнее состояние городского хозяйства, в том числе реализацию реформы ЖКХ?
– Не могу сказать, что хуже, чем где-то. Сейчас во всей России одна тенденция в ЖКХ – изношенность на 70-80%. А от повышения тарифов нас сначала ограничивали федеральным законом, хотя тарифы растут по объективным причинам. К тому же сызранцы пока платят за коммунальные услуги около 94%. Остальные 6%, а это немалая сумма, около 50 млн рублей, мы дотируем из бюджета. Тем самым мы компенсируем жителям их затраты.
В городе полным ходом идет газификация – с угольных, мазутных котельных мы переходим на газовые. Ведем переговоры с ТЭЦ о прокладке тепломагистрали в центр города, так как гигакалория там дешевле, чем на центральной котельной. Проект уже готов. Цена вопроса - порядка 375 млн рублей.
Наш город – один из немногих, потребляющих воду только из артезианских источников. Здесь тоже есть ряд проблемных вопросов, но мы их знаем. Например, еще недавно в поселок Композиторов вода поступала плохого качества. Правительством Самарской области были выделены средства на реконструкцию водозабора, все они освоены. Жители теперь пьют качественную вкусную воду. Есть проблемы с водой и в других районах. Но мы знаем о них и в плановом порядке решаем.
Особенно актуален вопрос вывоза мусора. Я недавно был в Москве на конференции, посвященной управлению отходами в городе. Сейчас идет тенденция к сбору отходов каждого вида по отдельности. Можно долго разговаривать о нашем менталитете, но в любом случае надо с чего-то начинать. Мы разрабатываем сейчас программу по улучшению санитарного состояния города, где предусматривается комплексное решение всех проблем.
– Областная прокуратура в ходе проверки пожарной безопасности школ выявила ряд нарушений, возникших в том числе из-за отсутствия финансирования со стороны администрации района. Какие меры принимаются по устранению нарушений?
– Эта тема актуальна для всех муниципалитетов. Даже в недавно построенной школе уже есть ряд нарушений противопожарной безопасности, потому что слишком часто меняются эти нормы и требования. В основном сызранские школы располагаются в старых зданиях, требующих капитального ремонта. Да, они находятся в муниципальной собственности, и мы обязаны их содержать в надлежащем состоянии. По мере возможности администрация делает все необходимое. На это выделяются немалые деньги, например, в прошлом году на противопожарные мероприятия было выделено 14 млн рублей.
По графику мы приводим состояние школ в соответствие с нормами пожарной безопасности. Естественно, полный набор мероприятий сразу осилить невозможно, поэтому основное наше внимание направлено на первоочередные задачи. Например, установку на крыши определенной конструкции для безопасного передвижения пожарников, что является обязательным требованием, мы оставляем на последнюю очередь. Но главное, что держим на контроле, – наличие новой пожарной сигнализации, исправность доводчиков противопожарных дверей, то есть то, что напрямую влияет на безопасность детей.
– Недавно завершилось судебное разбирательство между администрацией Сызрани и УФАС по поводу закрытия автобусных маршрутов, большая часть которых была разработана и открыта частными предпринимателями. Какова ваша позиция по этому вопросу?
– Я как глава города несу ответственность и за перевозку людей и считаю, что не надо жить по принципу «Пять минут страха, и ты дома». Недавно появившиеся частные маршруты кружат только в центре и в часы пик, чем особенно затрудняют пропускную способность автомагистралей. Протяженность Сызрани - 36 км, и общественный транспорт должен ходить и в дальние районы согласно графику. Хотя для нас муниципальный транспорт и убыточен, мы от него не отказываемся, малоимущие граждане им пользуются.
Я внимательно слежу за тем, как мои коллеги решают такие проблемы. Например, руководители самарского департамента транспорта также распределяют маршруты на конкурсной основе. В автобусы планируют ставить GPS, чтобы можно было контролировать местонахождение маршрутного такси. Многие российские города занимаются этим. Мы выполнили предписания УФАС - постановление о закрытии части городских маршрутов отменено. Но данный вопрос требует государственного подхода. Мы делали запрос и депутату Госдумы Владимиру Мокрому, и в правительство РФ. Имеющийся закон не регулирует перевозки, и эти законодательные пробелы используют в своих интересах недобросовестные предприниматели. Но, как сообщили нам в Министерстве транспорта РФ, сегодня разработан проект ФЗ «Об общих принципах транспортного обслуживания населения на маршрутах регулярного сообщения». Этот законопроект содержит положения, предусматривающие проведение конкурсных процедур по отбору перевозчиков, порядок открытия и закрытия маршрутов, требования по обеспечению конкуренции при организации регулярных перевозок. Пока проект находится на рассмотрении, но в ближайшее время, думаю, он вступит в силу. Нам, муниципалитетам, он необходим, как воздух!
- В Сызрани внедряется и ряд инновационных проектов. Один из них - электрификация участка железной дороги, на который уже выделено 9 млрд рублей. Расскажите о нем.
- Это проект по электрификации участка железной дороги «Сызрань-Сенная» и строительству второго главного железнодорожного пути через город. Эта ветка прокладывалась в 1942 году для связи со Сталинградом как временная, она идет через всю Сызрань, но закрыть ее или вывести за пределы города нереально. Ее следует электрифицировать, что позволит уменьшить копоть и дым от проезжающего транспорта. Шума станет даже меньше, потому что будут проложены длинные рельсы с меньшим числом стыков. К тому же появятся шумопоглощающие экраны.
Уже сдан первый объект - автомобильный путепровод через железнодорожную линию. Следующий этап – пешеходные переходы и переезды и строительство еще одного путепровода в районе обувной фабрики. Параллельно идет прокладка второго пути. Не все гладко. Возникает много вопросов с переселением. Дело в том, что существует постановление еще 1978 года о переселении из пятидесятиметровой зоны, но люди по-прежнему живут в своих домах, приказ остался на бумаге.
Проект даст нам новые рабочие места, улучшение экологии и развитие инфраструктуры. Финансирование строительства и переселения лежит исключительно на РАО «РЖД». Мы со своей стороны лишь согласовываем проекты и осуществляем контроль за ходом строительства.
- Разработан также проект реконструкции гидротехнических сооружений. Что он собой представляет? Действительно ли на реализацию только первого этапа предусматривается 1 млрд 334 млн рублей?
- Да, именно столько. Это федеральные и областные инвестиции. Как и все города, находящиеся на берегу Волги, Сызрань подвержена размыву, что создает угрозу затопления всей ее территории. Существующая дамба строилась одновременно с Балаковской ГЭС, то есть 40 лет назад, требует капитального ремонта. Работы по реконструкции ГТС в Сызрани начаты в октябре прошлого года. На первое полугодие 2007 года освоение составляет более 70 миллионов рублей. После проведения необходимых работ Сызрань будет надежно защищена.
Сергей Поплевин, Пенза Павел Седаков