31 января 2007 г.
Говоря о Борисе Кейльмане, совсем не хочется перечислять его достижения списком, как того требует рубрика. В сущности, достаточно двух слов: «Грушинский фестиваль», а это маленькая яркая жизнь, энергетика природы, безграничная свобода чувств, положительных эмоций, восторг от радости встреч, светлая грусть от разлук и расставаний.
33 года мы получали в подарок Всероссийский фестиваль авторской песни имени Валерия Грушина, то самое святое место, куда устремляются многочисленные паломники, чудаки, которые преодолевают порой тысячи километров, чтобы встретить личный новый год с праздничной ёлкой ночной горы. Как цветок омелы, раз в году на пустой поляне вырастает сказочный город, ярко вспыхивает на три фестивальных, творческих, музыкальных дня. Город, где поют на каждом перекрестке, где сотни раз вызывают на бис, выкрикивают и высвистывают многочисленное «Браво!», вознося артиста на высочайший пьедестал. Ежегодно на пьедестале авторской песни появляется огромное количество новых звезд и звездочек, готовых вынести свои творения на суд главному эксперту, хмельной, веселой и одновременно критичной публике.
Только там можно счастливо и беспечно прожить три дня без копейки денег, но с чистой совестью, только там живет чувство сплоченности, плечо к плечу на склоне сидят тысячи людей, и гора превращается в огромную горящую елку, одевающую свой праздничный и живой наряд только на несколько часов. Обитатели горы утопают в вечных ценностях: музыке, страсти, любви, дружбе, запахе костров и обаянии авторской песни. В сущности, это те самые подарки, радость от которых не отпускает ценителей и любителей фестиваля целый год. Все это результат многолетней титанической работы энтузиаста, почти волшебника, президента клуба авторской песни имени Валерия Грушина Бориса Кейльмана. Организация фестиваля – дело всей жизни, увлечение всей жизни, да и просто жизнь.
– Борис Рафаилович, разъясните, пожалуйста, ситуацию. Люди в недоумении на какую поляну им все же ехать. Неужели возможно проведение сразу двух Грушинских фестивалей в двух разных местах?
– Абсолютно невозможно. В этом году обязательно состоится 34 Всероссийский Грушинский фестиваль. И без всяких сомнений, будет проводиться и в дальнейшем. Ни о каком втором фестивале не может быть и речи. Последние двадцать лет он проводился на Мастрюковских озерах. В связи с тем, что эту землю в наше странное время выставили на торги и передали в долгосрочную аренду коммерческой фирме, нам, Грушинскому клубу, не оставалось ничего другого, как уйти на другое место. Разумеется, подобная продажа – факт очень тревожный, но Бог тому судья, кто это сделал.
– Все же подобный переезд является существенной проблемой.
– Мы не делаем из этого трагедию, потому что все наши друзья остаются с нами. Радует то, что наши традиции будут жить и процветать. Конечно, досадно и обидно, что тысячи людей затратили огромные средства, силы, приложили титанический труд, а теперь придется все начать сначала. Тем не менее, мы этого не боимся, более того, мы считаем, что это шанс к обновлению, очищению фестиваля от чего-то ему несвойственного, инородного. Грушинский фестиваль – это большой праздник, и всё, что может его омрачить, мы оставим за кормой.
– Вопрос об авторском праве пока еще открыт?
– Здесь также не может быть никаких сомнений. Мы этот фестиваль родили, выпестовали и вынянчили, мы сделали его всемирно знаменитым. Вдруг начались какие-то разговоры, что кто-то на это претендует. Это глупость. Что касается законодательной базы, то здесь тоже все бесспорно. Никакие родственники, тем более, сводные племянники никаких прав ни моральных, ни юридических на авторские права на название «Грушинский фестиваль» не имеют. Нам ставят в вину, что мы не спросили разрешения у дальнего родственника Валеры на то, чтобы присвоить Грушинскому фестивалю имя Валерия Грушина, моего друга. Но, видите ли, когда мы организовали фестиваль, этот претендент на брэнд еще не родился, и мы, при всем желании, не могли спросить у него разрешения. А когда мальчик подрос и увидел, какое грандиозное событие ежегодно происходит, то пришел со своими претензиями. Это смешно и грустно. Эту фамилию мы возвеличили и увековечили, поставили живой памятник этому замечательному человеку. Родители Валеры – Федор Иванович и Белла Яковлевна – с теплом и благодарностью относились к организаторам Фестиваля. Искренне благодарили всех участников Фестиваля, за память об их сыне.
Сейчас родителей Валеры, к сожалению, с нами уже нет.
– Петр Старцев, директор творческой программы фестиваля, который в этом году состоится на Мастрюковских озерах, говорит о неправильной концепции Грушинского фестиваля. Это фестиваль авторской песни, а значит выступать на нем должны только барды.
– Исполнителей авторской песни никто никогда ни в чем не ущемлял и не притеснял. Грушинский фестиваль – это большое культурное событие, где рады каждому. Я думаю, что все претензии этих людей к нам не имеют никаких весомых оснований. Вопреки нашим «доброжелателям», мы как делали этот фестиваль, так и будем его делать. Да, действительно, Петр Старцев, какие-то люди вокруг него чем-то недовольны, говорят, что мы неправы. В большом деле всегда бывают разногласия и это совершенно нормально, тем более я не считаю, что у нас все идеально. Но, ребята, если вы другого мнения, и если вам не нравится то, что делаем мы, то начните свое дело. Кто дал право приходить к людям, которые 33 года делали этот огромный праздник и заявлять: «Теперь мы тут хозяева и будим делать это именно так». Засучите рукава и работайте, начните свое. Наш штаб работает круглые сутки, причем совершенно бескорыстно. Это потрясающая когорта людей, перед которыми я преклоняюсь. А Петр Старцев просто плюнул в колодец.
– Все исполнители, которых мы привыкли видеть на фестивале, переезжают с вами?
– Совершенно верно. Большинство из них нас поддерживает, говорят, что всё понимают. Так что все кто, приезжал, будут приезжать и впредь.
– Но то, что произойдет на Мастрюковских озерах, тоже называют Грушинским фестивалем.
– То, что произойдет на Мастрюковских озерах, это самое настоящее мошенничество, это скажет любой юрист. Это попытка рейдерского захвата. Мы подали иск генеральному прокурору. Сейчас начинается серьезная проверка, и я думаю, что все происходящее получит адекватную оценку правоохранительных органов. Мы живем в стране, где существуют какие-то законы, где охраняется интеллектуальная собственность, и она будет охраняться. А те, кто нарушают законы, получат по заслугам. То, что будет на Мастрюковских озерах, я не берусь комментировать. Я отвечаю за то, что Грушинский клуб является единственным правообладателем и сделает все, чтобы Фестиваль был как прежде хорошим и радостным.
– Что нового ждет на новом месте?
– Мы хотим вернуться к истокам, в хорошем смысле этого слова. Раньше люди всегда подпевали исполнителям, а последнее время почему-то перестали это делать. Люди приезжают на фестиваль не как слушатели, а как соучастники. Пение хором создает необыкновенную атмосферу фестиваля. И вот сейчас мы готовим две огромных костровых поляны, где все будут петь хором. Есть такой замечательный человек, Георгий Васильев, из известного дуэта «Иваси», он выступил с идеей, которую мы с удовольствием поддержали. Мы выстроим одну сцену, предназначенную для хорового пения. На экране будут идти тексты этих песен, прекрасный мощный коллектив будет петь, а народ подпевать. Это здорово.
– Что касается общей организации…
– По-прежнему большое внимание будет уделено детям. Будет и город мастеров, и детский театр. Особое внимание будем уделять здоровому образу жизни, сейчас это особенно важно. Когда идешь и видишь, как стоит группа школьников, у каждого в руке по бутылке пива… Поэтому у нас будет масса соревнований: множество футбольных полей, баскетбольных, волейбольных площадок, показательные выступления по каратэ. Также усилим борьбу с пьянством. Люди сюда едут не для этого. За алкоголем будет очень строгий контроль, продажа водки будет категорически запрещена. Также хочу отметить, что изначально Грушинский фестиваль был праздником туристов и путешественников. Мы хотим сделать акцент на туристскую составляющую. Недаром в этом году соорганизаторами фестиваля будут Всероссийская Федерация Туризма и Всероссийская Федерация Альпинизма. Приедет золотой туристский и альпинистский народ, а с ними – здоровый дух.
– А как вы относитесь к тем пресловутым удобствам, обещанным новыми арендаторами?
– Любой человек, побывавший на Грушинском, знает, что это палаточный рай. Не ради VIP-туалетов и ресторанного питания едут туда люди из всех уголков России. Сейчас вся страна забита ресторанами, саунами и игровыми автоматами. Наверное, не для этого сюда люди стремятся. Надо это понять, прежде чем браться за это дело. Я уверен, что время нас рассудит и расставит все по своим местам. На самом деле, договор на аренду вступает в силу после того, как пройдет государственную регистрацию. Этот договор государственную регистрацию не прошел, так что никакой законной силы не имеет, сегодня это пустая бумажка.
– Кто вам оказывает особенную поддержку?
– Вы знаете, сторонников у нас очень много. Например, вот что пишет Наталья Алексеевна Боборова, депутат Губернской Думы, профессор, доктор юридических наук, председатель комитета по культуре Самарской Губернской Думы прокурору: «Это не просто земельный участок, а всемирно известный фестиваль, привязанный в социально-культурном и психологическом плане к совершенно определенным историческому событию. Руководствование только нормами частной предпринимательской деятельностью без учета названных аспектов намоленного места есть государственная близорукость и кощунство».
Или Иосиф Кобзон, председатель комитета по культуре Государственной Думы, народный артист СССР пишет министру природных ресурсов: «В настоящее время земельный участок, на котором традиционно разбивается палаточный городок, в результате торгов был передан в долгосрочную аренду коммерческой организации. Можно только догадываться насколько «благотворно» скажется появление нового хозяина на дальнейшей судьбе Грушинского фестиваля. Я убедительно прошу вас, уважаемый Юрий Петрович, вмешаться в сложившуюся ситуацию, с учетом того, что территория проведения фестиваля является федеральной собственностью. Грушинский фестиваль необходимо спасти».
Депутаты Тольяттинской Городской Думы, считают: «Трудно измерить всю степень разочарования этими печальными событиями, глубину недоумения тем, что областные власти позволили такому произойти».
– Борис Рафаилович, на каких условиях вам предлагали сотрудничать?
– Сначала в клуб пришло письмо, в котором спрашивалось, будем ли мы участвовать в организации Фестиваля дальше. Это все равно, что много лет растить ребёнка, а потом кто-то придет и спросит, будем ли мы растить его дальше. Впоследствии нам предложили заниматься организацией, только доход от стоянки, ярмарки фирма будет оставлять себе. Вы представляете, какие средства уходят на то, чтобы Фестиваль прошел так, как он проходит ежегодно? Это огромные суммы, которых у клуба нет, и без фестивальных доходов мы не можем организовать все это действо.
– В данном противостоянии чаще фигурирует именно ваше имя, а не Общественная организация имени В. Грушина.
– Когда началась вся эта грязная кампания против меня, они поставили себе цель уничтожить меня как личность. Но у них все идет не так, как задумано. Здесь работает большой сплоченный коллектив единомышленников. Общественная организация Клуб имени Валерия Грушина – это не я один. Меня выбрали президентом, и я должен выполнять решения общего собрания клуба.
Наши оппоненты думают, что, уничтожив меня как личность, они получат Фестиваль на «блюдечке с голубой каемочкой». Этого не будет никогда.
Анатолий Дементьев