29 января 2007 г.
Всего два года назад о самарском заводе «Экран» все говорили как о потенциальном банкроте. На предприятии не платили зарплату, шло массовое сокращение сотрудников, завод был отключен от тепла и водоснабжения. Долги перед кредиторами росли чуть ли не в геометрической прогрессии. Однако предприятие банкротом не стало. Новому руководству «Экрана» не только удалось преодолеть кризис, но стабилизировать работу завода, увеличить государственный заказ и наладить новое производство. Однако в плане перспективного развития переломным для «Экрана» должен стать следующий год. О том, за счет чего заводу удалось вернуться к жизни, Репортеру рассказал директор предприятия Николай Воронков.
- В 2005 году вам пришлось принимать практически остановившийся завод. Помните свои первые впечатления от посещения предприятия?
- Больше всего в память врезалось настроение людей. Полная обреченность коллектива. У меня тогда возникло ощущение безысходности. И, честно говоря, не верилось, что можно поднять предприятие. Прежнее руководство накопило многомиллионные долги. Только за энергоносители задолженность была 3, 518 млн рублей. Зарплату рабочим не платили по три месяца. Кроме того, бывший директор предпочитал решать текущие проблемы за счет кредитов, потом перекредитовался, и так далее. В итоге завод задолжал банкам более 45 млн рублей. Рабочих увольняли или отправляли в неоплачиваемые отпуска. Они в ответ писали обращения президенту страны. Словом, ситуация была критическая, но новый владелец завода Алексей Иванович Леушкин убедил меня принять предприятие. Ну а потом нужно было набраться терпения и системно подойти к решению накопившихся проблем.
- Какими были первые шаги новой команды менеджеров?
- Мы спокойно оценили ситуацию и составили план реформирования завода. Наметки были сделаны в течение двух недель. В первую очередь взяли под контроль финансовые расходы. То есть определили обязательные платежи. Все наши минимальные доходы направили туда, где не платить было нельзя. Зарплата, ремонт оборудования, электроэнергия, вода и т.д. Конечно, налоги мы в 2005 году практически не платили и, естественно, попали под колоссальный пресс. Были и аресты счетов, и многочисленные суды с кредиторами, налоговой. В то же время нам нужно было если не увеличить, то хотя бы сохранить госзаказ по спецпродукции, которую выпускал завод. Пришлось ехать в Москву заново налаживать связи в заказывающих управлениях, поскольку прежнее руководство отмахнулось от спецпродукции, и завод стали вычеркивать из всех списков по госконтрактам. Мы обрисовали ситуацию заказчикам, познакомили их с планами по реструктуризации и получили минимальный заказ. Изготовив продукцию, мы подтвердили, что «Экран» остается работоспособным предприятием. Важно было показать, что с нами можно иметь дело. И, как следствие, в четвертом квартале 2005 года мы получили еще один заказ - уже из Казани, а потом стали наращивать сотрудничество с АвтоВАЗом по производству автокомпонентов. В целях экономии предприятие перешло на 4-дневную рабочую неделю, но при этом мы разрешили отдельным цехам работать по заказам со стороны и серьезно поработали с ценообразованием. В итоге за счет второго полугодия 2005 года завод значительно улучшил свои экономические показатели и начал постепенно выбираться из кризиса. Подняли зарплату, долги частично погасили. Самое тяжелое положение, конечно, было по налогам. Но постепенно вошли в график и реструктуризировали старые задолженности.
В настоящее время предприятие полностью выполняет свои обязательства перед государством по выплате текущих налогов федерального уровня. Кроме того, с момента смены менеджмента объем выполненного заводом госзаказа вырос более чем наполовину, а заказы Волжского автозавода увеличились в 2 раза. Общий же объем производства по сравнению с 2004 годом вырос в 1,5 раза, а производительность труда в 3,5 раза. В результате уже во второй половине 2005 года по выплатам зарплаты у нас срывов уже не было. Более того, мы стали платить рабочим два раза в месяц. Как в советские времена - аванс и зарплату до 7 и 25 числа каждого месяца.
Впрочем, вернемся в 2005 год. Параллельно с работой над госзаказом мы начали очищать производственные площади. Территория предприятия была сильно захламлена, особенно после телевизионного производства. Стали привлекать арендаторов, причем ремонт помещений зачитывали в счет аренды. В итоге сейчас на территории работает около 40 арендаторов. Советом директоров предприятия был утвержден комплексный план по оптимизации площадей и концентрации производства, согласно которому площади, не задействованные в выполнении госзаказа и в производстве гражданской продукции, высвобождались и сдавались в аренду. Арендные платежи, кстати, позволяют «Экрану» нормально обеспечивать содержание производственных корпусов, платить за энергоресурсы и вести планомерную работу по ремонту инженерных коммуникаций. Со всеми арендаторами заключены договоры, и все спорные вопросы решаются в соответствии с законом. Если, конечно, у сторон есть заинтересованность в конструктивном решении проблем.
- Вы намекаете на конфликт с ЗАО «Волга-Камис», которое обвиняет завод в необоснованном прекращении подачи энергоресурсов?
- На мой взгляд, в случае с ЗАО «Волга-Камис» обоюдная заинтересованность сторон в нормальной работе, о которой я говорил выше, до последнего времени отсутствовала. Точнее, ее не было со стороны со стороны ЗАО, появившегося на территории «Экрана» в 2004 году. Руководство «Волга-Камиса» в течение нескольких месяцев не предпринимало никаких видимых усилий по заключению с нами договора на поставку энергоресурсов на 2007 год. Естественно, после истечения срока действия прежнего договора подача электричества на ЗАО была прекращена. В настоящий момент препятствием к заключению договора служит несоблюдение ЗАО «Волга-Камис» «Правил технической эксплуатации энергоустановок потребителей». В частности, не определена балансовая принадлежность внутренних коммуникаций, нет актов, описывающих границы ответственности за содержание внутренних сетей, и акта передачи мощностей, отсутствует обслуживающий персонал соответствующей группы по электробезопасности, не предоставлен акт проверки технического состояния энергоустановок. После устранения вышеперечисленных замечаний и предоставления соответствующих документов мы рассмотрим вопрос о заключении договора по электроснабжению с ЗАО «Волга-Камис».
- Если говорить о перспективах развития «Экрана», на какие производственные направления вы делаете ставку?
- Думаю, что ставить нужно на спецпродукцию. Сейчас мы занимаемся в основном ремонтом ранее выпущенной техники. Государство в последние годы уделяет первостепенное внимание вопросам укрепления обороноспособности России. В связи с этим объем госзаказа по спецпродукции стабильно растет
- А еще за счет чего предприятие может развиваться? Какие шаги вы предпринимаете по диверсификации производства?
- Нужно четко понимать, какую продукцию завод может изготовить, и будет ли она востребована на рынке. Однозначно можно сказать, что телевизор «Каскад» не вернется. Он просто бесполезен. Перспективным и важным для нас остается сотрудничество с ВАЗом по автокомпонентам. По программе диверсификации производства часть мощностей переориентирована на изготовление комплектующих для ВАЗа. Мы делаем усилители, кронштейны, втулки, форсунки, карданные валы и т.п. Насколько бурно будет развиваться это направление, зависит от Волжского автозавода, но сейчас мы делаем комплектующие и для «Калины», и для «Приоры». Объемы эти постепенно растут. В этом году планируем выйти на 130% по сравнению с прошлым годом. Мы будем держаться за это направление.
- Но основную ставку вы все же делаете на спецпродукцию?
- Да, и не на ремонт ранее произведенных изделий, а на производство новых. Наш партнер – ФГУП НИИ «Экран» - уже сегодня имеет несколько новых перспективных разработок, к освоению которых мы постепенно готовимся. В советское время завод и НИИ находились в составе единого производственного комплекса. Сейчас мы два разных юрлица. Институт остался ФГУПом, а завод акционировался. Думаю, что сотрудничество нашего предприятия с ФГУП НИИ «Экран» обещает быть весьма перспективным и взаимовыгодным.
- А если говорить об инновациях., для «Экрана» эта тема актуальна? В области сейчас запускается несколько проектов по стимулированию инновационных механизмов. Кроме того, идет группировка промышленных предприятий в кластеры.
- Пока кластерная политика в регионе ориентирована на два направления – авиационно-космическое и автомобилестроение. Не исключено, что к последней отрасли мы как-то привяжемся. Но так далеко я пока не смотрю. Повторяю, что мы надеемся на прорыв в производстве спецпродукции. Здесь есть хорошие перспективы в тесном сотрудничестве с ФГУП НИИ «Экран». Но сначала нам нужно добиться стабильного финансового положения. Иначе с предприятием никто работать не будет, не говоря уже о каких-то серьезных инвестициях. Объемы по новым разработкам намечаются очень большие. Поэтому распыляться на разные направления нам пока не стоит. Нужно сосредоточится на главном. А главное для предприятия - это выпуск спецпродукции на базе конструктивного партнерства с ФГУП НИИ «Экран».
Татьяна Федорова