29 января 2007 г.
Руководитель союза «Алев» сомневается в обоснованности многих проектов
Спустя год после начала судебных разбирательств агропромышленный союз "Алев" и ООО "Красноярское молоко" пришли к мировому соглашению. При этом каждая из сторон смогла сохранить свои рыночные позиции на рынке и продолжать развитие производства. О том, что сегодня представляет собой "Алев", как компания предполагает осваивать самарский рынок и каковы ее планы на ближайшее время, "СО" рассказал генеральный директор агропромышленного союза "Алев" Александр Ивлев.
- Какие производственные предприятия входят сегодня в структуру молочного союза "Алев"?
- Молочный союз "Алев" был создан в 1994 году. Его собственниками являются три физических лица. Уже порядка двух лет мы называемся "Агропромышленный союз "Алев", поскольку сегодня холдинг занимается не только переработкой молочной продукции, но и растительной переработкой, в частности соевой. Также мы активно участвуем в программе по возделыванию сои в Ульяновской области. В целом стратегия дальнейшего развития "Алева" тесно связана с соевым направлением. Сегодня в "Алев" входят три производственные площадки - "Кошкинский маслосырзавод", "Заволжский комбинат" в Ульяновской области и логистический центр ЗАО "Алев" в Димитровграде. Консолидированная выручка компании за 2006 год составила 1,4 млрд рублей.
- Ранее в состав "Алева" входило ООО "Красноярское молоко", и на протяжении последних лет вы вели борьбу за контроль над ним с директором предприятия Сергеем Колотьевым. Остались ли у вас сегодня интересы на "Красноярском молоке"?
- Недавно мы подписали мировое соглашение, по условиям которого консолидированный пакет "Алева" в "Красноярском молоке" составляет около 40%. Остальные 60% предприятия принадлежат физическому лицу. Наше сотрудничество с "Красноярским молоком" вполне возможно, но этот вопрос в большей степени зависит от руководства другой стороны. Мы, в свою очередь, являемся совладельцами красноярского завода, поэтому естественно, что заинтересованы в каких- то действиях.
- Насколько сильно за последние несколько лет изменился рынок сырно-молочного производства, в частности в Самарской области, и каковы его перспективы?
- В ближайшие три года я не вижу перспектив развития рынка. Во многом это связано с тем, что сегодня на нем нет правильного подхода к сырью. Молочное животноводство фактически не развивается. Существует очень много прожектов по мегафермам, но, на мой взгляд, там решаются немного другие задачи. Несколько лет назад группа "ВиммБилль- Данн" активно занималась скупкой участков различных колхозов и совхозов, но в результате они заработали на перепродаже этих участков. Поэтому я думаю, что пока реальных перспектив наращивания поголовья молочного КРС в Самарской области нет. А без сырья не будет и готового продукта. Не думаю, что эта картина в ближайшие три года изменится. В одной из своих заметок Виктор Батурин, (глава компании "Интеко-агро". - Прим. ред. как-то написал: "В России отсутствует молочное животноводство, а коровы, которые есть, приравниваются к лосям". Вот это и есть реальная составляющая. Что касается "Алева", то мы берем сырье для своих предприятий в Самарской, Ульяновской областях, а также в Татарии и Чувашии.
- То есть районные молокозаводы вынуждены брать все сырье у местных частников?
- Да. Частный сектор развивается уверенно, поэтому он и дает основную сырьевую базу.
- Следуя вашей логике, предприятиям ничего не остается кроме как включаться в единый производственный цикл со своими кормами, сырьем, переработкой и розницей?
- Совершенно верно. У "Алева" одна из составляющих - выращивание сои - уже есть. В 2007 году мы хотим произвести 30 тысяч тонн соевого молока. Оно применяется в приготовлении сухих и белковых смесей, которые затем используются в кондитерской, мясной и хлебопекарной промышленностях. Отход от сои в виде шрота является, в свою очередь, дешевым комбикормом. Мы не планируем заводить свое стадо. Концентрируясь на производстве соевой продукции, мы собираемся стать лидерами этого сегмента рынка.
- В Самарской области четко прослеживается тенденция объединения молочных производств в рамках единых холдингов. Как вы оцениваете этот процесс? Поступали ли вам предложения о продаже "Кошкинского МСЗ"?
- Насчет "Кошкинского" к нам предложений не поступало. "Алев" не собирается продавать отдельную площадку из своей структуры. Тем более что у нас есть программа консолидировать и увеличивать свои мощности. Поэтому мы сами рассматриваем возможность приобретения новых активов в Поволжье. Что касается консолидации, то однозначно ее оценить нельзя, поскольку задачи здесь у всех разные. У "Юнимилка" - одни, у "БиМоло" - совершенно другие, у нас - третьи. Мы, например, хотим разработать общую логистическую структуру, которая позволяет оптимизировать все три наши площадки. Плюс - иногда одна площадка делает полуфабрикат для другой, и в конечном итоге рентабельность получается выше.
- На состоявшемся в мае годовом собрании акционеров "Кошкинского маслосырзавода" была одобрена крупная сделка. Что она предусматривает?
- Это связано с проектом по реконструкции третьей очереди "Заволжского комбината". Для этих целей мы планируем получить в Сбербанке кредит в размере около 160 млн рублей. У нас полностью консолидированный баланс, поэтому программа развития "Заволжского" связана и с Кошкинским заводом.
- Как продвигается ваша программа по размещению своих векселей?
- Программа развивается, и уже реализована четверть векселей. Поскольку для нас это новое направление, то опыта пока немного.
- Вы планируете направить вексельный заем на развитие мощностей. Можно ли уже сейчас говорить о том, что за продукция будет на них выпускаться?
- Это будет увеличение линеек индустриальных продуктов. Это три марки сухих смесей, которые были недавно нами разработаны и сейчас продвигаются на рынке, - "Промикс", "Альболат" и "Белкон". Также разрабатывается линейка функциональных продуктов, которая состоит из потребительских соевых продуктов, детского питания и функциональных йогуртов.
- У "Алева" существует несколько продуктовых линеек, однако на рынке Самарской области представлены лишь некоторые из них. Вы планируете наращивать свое присутствие в регионе?
- В Самарской области широко представлена продукция под торговой маркой "Кошкинское" (масло, спреды, кисломолочная продукция, сыры). Этот бренд занимает довольно сильные позиции в регионе и обладает большой известностью. Сейчас на этом рынке мы активно продвигаем и другие маркидетское питание "Моя кроха", молочную продукцию "Альбио", соевую группу "Альбела", "Иночи". Мы стараемся уходить от прямой конкуренции и избегать лобовых столкновений. По отдельным позициям у нас перспектив на рынках других регионов нет, и там мы их не продвигаем.
- Намерены ли вы начать производство новых продуктовых линеек на базе "Кошкинского маслосырзавода"?
- Завод специализируется на производстве масла, сыров и сухих смесей. В месяц он выпускает 500 тонн масла "Кошкинское". На сегодняшний день Кошкинский достиг своей проектной мощности. Его загрузка максимальна, а в летний период он загружен на 120%. Вкладывать в завод мы будем, но больше это связано с благоустройством территории, с обучением персонала и с автоматизацией процесса.
- Есть ли у вас стратегические партнеры в Самарской области?
- Да, недавно был подписан договор о стратегическом партнерстве с компанией "Далимо". Сегодня они наши единственные дистрибьюторы по Самарской и Ульяновской областям. По поводу собственной розницы мы пока ничего не планируем.
есть факты
Александр ИВЛЕВ
Родился в 1955 году в Екатеринбурге
Закончил Челябинский политехнический институт по специальности
"Инженер-строитель-технолог"
Работал в строительстве 10 лет
С 1990 года создал собственный бизнес
В 1994 году основал компанию "Алев"
Павел Сидоров