30 января 2007 г.
Вячеславу Гвоздкову - 60. Жанна Романенко - о мэтре и о... себе
- Я что могу сказать про Вячеслава Алексеевича - непредсказуемый, авантюрный, вспыльчивый, но отходчивый, можно договориться. Он поставил 12-13 спектаклей (я точно не помню), но из этих спектаклей я в 7 у него занята в главных ролях. Это значит о чем-то говорит. Значит я востребована. Хотя он всегда говорит, что «Я - мужской режиссер». Я нашла свою нишу, свой подход. Он меня все время называет клоунессой. Он говорит: «Я люблю актрис, которые не боятся на сцене быть разными, не только красивыми, но и разными». Вот, например, в «Замках Швеции» есть смешной эпизод где мы с Амелиным душили друг друга за горло, он меня раскручивал, я подгибала ноги и я как вентилятор вокруг него. Это было захватывающе. Я у Гвоздкова очень много занята. Что актеру нужно? Роли. Он все время говорит: «Дай, дай, дай». Я это получаю.
- Как Вячеславу Алексеевичу удается совмещать творческую и хозяйственную части управления театром? Что получается лучше?
- Он же недавно стал директором. Так он просто был режиссер и художественный руководитель. Практически - Бог. Хотя, я бы сказала, что ему присущи авантюрные, непредсказуемы шаги. Они не всегда удачны. Кого-то взять, кого-то назначить, кого-то пригласить в какую-то постановку и это не всегда увенчивается успехом. Но он говорит: «Кто не рискует, тот не пьет шампанского».
- Какой подарок приготовил коллектив на 60-летие Вячеслава Алексеевича?
- Все первое отделение (это целый час и было подарком. Это был огромный театрализованный капустник – поздравление. Причем там были не только хохмы, шутки, пересмеивания, там были и серьезные, и лирические вещи, танцы. Там вспоминали его детство, потом Ростов на Дону, потом Ташкент, Эстония, Санкт-Петербург. Вот, например, мне был поручен блок «Ташкент», то есть период его жизни когда он работал в Ташкенте. Я собрала вокруг себя «наложниц и наложников», оделась в красивую звезду востока и сочинила 7 куплетов текста. Но мотив был очень смешной «Вот кто-то с горочки спустился…», потому что на все «Учкудук» текст не ложился. Исполняла с узбекским акцентом. Это было и трогательно и сменно. Там были такие слова:
«Когда Гвоздков в Ташкент приехал
Искусство новое привез
Поставил он «Гнездо кукушки»
Узбеков всех довел до слез. ВАЙ!»
«Когда тебя видим, сердце сразу
В узбекской мечется груди
Зачем ты встретился зараза
На нашем творческом пути»
- А кто поздравлял Вячеслава Алексеевича из официальных лиц?
Во втором отделении были поздравления телеграммами. Константин Алексеевич последнее время не посещает юбилеи и тусовки. Он прислал телеграмму. Прислал телеграмму Сазонов и Мокрый. Говорят, что телеграмм было много, но зачитывали только от первых лиц. Рыбаковой не было, от Министерства поздравляла Куруленко. Был Астрахан – это его сокурсник, режиссер и друг. Естественно были представители СамАрта, Оперного театра, Кукольного и т.п.
Это было и весело и трогательно, и душещипательно, потому что Гвоздков сам пел в финале «Пока горит моя свеча…». Кино показывали, кадры разных лет из спектаклей, разных периодов и во время репетиций и аплодисменты...Фильм получился минут на 15.
- Что бы Вы пожелали Вячеславу Алексеевичу?
Душа полна любовных писем
Пою с ребятами я к Вам
Уже пора остепениться
к шестидесяти Вам годам
Желаем счастья и успеха
На Вашем творческом пути…
- Давайте вернемся к будням... Раньше хотели делать пристрой к Драмтеатру? Что сейчас слышно по этому поводу?
- Эта тема возникала еще при Монастырском. Не достроить, а что-то расширить верхнюю часть особенно, камерный зал сделать больше, более модерновый, более оснащенный, но занять кусочек сквера. Но, естеcтвенно, идет борьба. И тогда это было (при Монастырском тоже не разрешили, и сейчас, что-то не складывается. Но это меня не сильно волнует. Лучше было бы если бы обновили само здание внутри: сделали ремонт в гримуборных. Я считаю, что такой театр достоин всего суперсовременного. Но я, честно говоря, боюсь. Оперный закрыли, и если нас закроют, то - что? Это ведь на долго. Закроют, а мы будем 3-4 года где-то скитаться.
- А как обстоит у Драмтеатра дело с гастролями?
- Потихонечку, потихонечку это возобновляется. Был какой-то момент, когда - все, стоп. Мы так привыкли, что летом гастроли...А сейчас в Уфу ездили, в Магнитогорск, одноразово в Санкт-Петербург. Вот сейчас поедут в Вену и Будапешт, повезут русскую классику. Я расстроилась, что не попала. Там спектакли «Душечка», «Бумажный патефон», «Старосветская любовь», зарубежные спектакли им не интересны, им нужна русская классика.
Гастроли постепенно возрождаются. К нам достаточно много приезжают. Спасибо, что Министерство культуры это оплачивает. Сейчас стоит больших денег вывезти целый коллектив, снять гостиницу, платить суточные. Очень много затрат и получается, что мы тогда меньше зарабатываем.
Ольга Веретенникова