25 января 2007 г.
Разбор послевыборных полетов для каких-то партий и объединений уже состоялся кому-то он еще предстоит. Но сейчас ясно одно – в пятницу будут оглашены окончательные итоги выборов которые вряд ли кто-то возьмется оспаривать. Состав думы будет сформирован и сможет отдышавшись начать входить в курс дела и понемногу работать. Какую думу мы получили и как прошла пресловутая «генеральная репетиция» – в интервью политического аналитика Самарской губернии Александра Шереметьева.
– Как вы оцениваете результаты выборов для всех партий?
– Для «Единой России» как партии власти это поражение. И наиболее трезвые головы из руководства ЕР в частности Валентин Сурков это понимают. Он сам комментировал этот результат как поражение. В вину ставил тот факт что во главе списков оказались непопулярные главы регионов. Они конечно сейчас делают умное лицо при плохой игре. Но нужно отметить что набранные 33 % – это далеко не то что есть на самом деле это мое личное мнение. Там реально процентов 25-26 не больше.
Голосование за ряд других партий – это явно выраженный протест против власти. Причем надо отметить что этот протест выражен в стабильном одном из лучших регионов и при нормальной экономической ситуации в целом. «Единая Россия» просто заигралась с обещаниями очень сильно заигралась и не оправдала надежд. На самом деле они до сих пор не породили ни одной хоть сколько-нибудь стойкой идеологической концепции которая могла бы увлечь людей потому что это наспех сколоченная коалиция людей с разными целями. В свое время «Единую Россию» создали для того чтобы спасти единство России – эту цель они выполнили четыре года назад за это им спасибо. С тех пор никакой новой цели они перед собой поставить не смогли идеологию придумать – тоже. На самом деле ЕР работает по старым пропагандистским приемам Советского Союза немного усложненных новыми политтехнологиями и жесточайшим административным давлением.
– Каков результат для остальных партий?
– Кроме ядерного электората КПРФ который составляет 7-8 % это люди которые голосуют даже не за коммунистические идеи а скорее за времена своей молодости когда она существовала по крайней мере публично – все остальные пока к сожалению не имеют сколько-нибудь партийной идеологии программы. Есть одна большая старая партия КПРФ которая сейчас ничего не делает есть другая партия у власти которая что-то делает а лучше бы не делала ничего. На самом деле такой взлет КПРФ – 18 % это протест. Люди просто под наркозом не пойдут голосовать за «Единую Россию» но они пока не определились за кого еще можно проголосовать. Этим обусловлен феномен и СПС и «Зеленых». У «Зеленых» кстати была самая лучшая компания на мой взгляд. За «Зеленых» голосовали во многом ради шутки. А что касается СПС то это тоже протест людей только более образованных. ЛДПР кстати получила свои проценты. Это всегда яркий протест это их голоса. На выборах в Самаре ЛДПР набрали довольно низкий процент – все от них ожидали взлета. Но результат показал что идея Жириновского как вечного якобы протестанта на самом деле избирателей больше не увлекает. Есть какой-то устойчивый электорат который всегда за него но новых нет. Видимо они будут скукоживаться и умирать просто со старением вождя со старением этой слишком заезженной пластинки на их смену будут приходить другие.
– По вашему мнению «Зеленые» должны были набрать больше хотя бы за позитив?
– На самом деле они мне очень нравятся и люди которые на них работали – они замечательные ребята классные политтехнологи но что уж такого позитивного?..
– Там не было «черного пиара» и агрессии на фоне остальных это выглядело позитивом.
– В этой степени – да. «Видишь елку – ставишь галку» – это по-моему вообще лучший лозунг компании. Но он не очень содержательный что ли…
– Зато прямой…
– Я думаю лет через 20 «Зеленые» станут нормальной политической партией в России как во всей Европе. Они не очень большие но они есть и у нас они будут. Просто пока всем достаточно понятно что это – искусственное образование созданное сверху известно на чьи деньги известно с какой целью. Если они продержатся причем исключительно в Самарском регионе и если Митволю позволят заниматься этим проектом на уровне страны то в принципе лет через 10 вполне может стать нормальной партией что-то типа ЛДПР. ЛДПР – это вообще и есть европейский вариант «Зеленых» только в российском переложении. «Зеленые» – они такие активные протестанты.
– В таком случае те кому были необходимы «Зеленые» они своей цели получается не достигли поскольку «Зеленые» набрали 7 с копейками…
– На последних выборах появилось такое понятие как «партии-спойлеры». То есть партии которые ставят перед собой цель не столько пройти куда-либо сколько понизить рейтинг партии против которой их выдвигают. На этих выборах не-спойлерами была партия «Единая Россия» «Справедливая Россия» которые не зависели от других. Были ЛДПР которые вели себя достаточно независимо. Все остальные были направлены в основном на понижения результатов «Справедливой России». Ведь СР сейчас позиционируется прежде всего как партия оппозиции партия справедливости. Поэтому запускаются «партии-спойлеры» они размывают протестное поле. Соответственно СР единственный враг ЕР получает меньше.
– Сама «Справедливая Россия» что получила от этих выборов?
– На самом деле она могла набрать 22-23 % даже до 25 % был вполне ее результат при ведении нормальной кампании и наличии времени хотя бы двухмесячного срока. Но кампания проводилась не более полутора месяцев так как съезд который утвердил идеологию партии прошел только 26 февраля. На раскрутку оставалось всего 15 дней. Это было чрезвычайно сложно плюс были допущены ошибки особенно в Тольятти.
– Тольятти вообще показателен в этой компании насколько она была нечистой сама по себе…
– Да и голосование в частности.
– Возможно ли обжаловать решение облизбиркома на основании всех зафиксированных нарушений?
– Обжаловать? У нас любой результат который скреплен большой печатью облизбиркома или любого «–кома» является на 99 9 % последним. Вы помните что генерал Макашов даже в Верховном суде доказал что его неправильно сняли с выборов в Госдуму 99-го года но однако ему никто мандат не вернул.
– Можно например прислать сюда независимых наблюдателей чтобы оперативно реагировали на нарушения…
– Если только международных. И у меня есть опасения что их купят на границе. Кстати если обратить внимание на время голосования – с восьми до десяти вечера – раньше норму до десяти вечера ввели только потому что явка в Тольятти и не только была очень низкой. Сейчас порог явки убрали но голосуем все равно до десяти. И самое интересное что с восьми до десяти происходят очень забавные вещи. Например неожиданно появляются сотни избирателей на участке даже в дальних селах. Такое происходило в селе Борское где был совершенно неожиданный результат. Работают в это время очень активно социальные работники. Можно в селах было наблюдать такие вещи что лежит на кровати полуживая женщина а над ней прибит гвоздями портрет Галины Светкиной под иконой. Такая вот пропагандистская работа… Есть еще выносное голосование которое у нас активно ведется когда попало когда надо и сколько надо.
– Да опять же в Тольятти была такая ситуация.
– Для того чтобы контролировать выносное голосование необходимо многое. Вот у нас больше тысячи избирательных участков выносные урны есть на каждом. Они предназначены для больных инвалидов и прочих кто не может в силу каких-то причин добраться до избирательного участка. Принимать решение о выносе урны может глава участковой избирательной комиссии. На каждом участке сидит по одному наблюдателю от каждой партии но посадить еще по одному чтобы он следил куда вынесли урну невозможно: будет не одна а например две урны. Грубо говоря будет растаскиваться внимание. Поэтому мы имеем такую ситуацию когда там нет никого и потом в эту урну рядом с которой нет наблюдателей сыплются золотым дождем бюллетени мертвых людей никогда не живших и так далее… Правильное было на 63.ru замечание в одном из материалов про «точкование» бюллетеней. На самом деле «точкуются» не только умершие люди но и те кто никогда не ходит на голосование. Просто есть статистика которая показывает что граждане такие-то и такие-то никогда не ходят на выборы. И соответственно создается такой мобильный резерв который потом выносится и вбрасывается.
– Давайте перейдем к одномандатным округам. Сколько людей по вашему мнению прошло от разных ФПГ?
– Это они пусть сами считают кто от них прошел кто не прошел эта бухгалтерия довольно тонкая. Это раз. А потом имеет место что людей проводят а потом их передают перепродают они сходятся в альянсы а потом расходятся… Эти одномандатники на самом деле хоть и являются членами «Единой России» сказать что они сразу побежали все во фракцию записываться или уже записались и поддерживали идеи и стремления этой фракции я бы не сказал. Потому что люди будут зависеть в основном от тех кто им платит зарплату. Мы имеем на самом деле сейчас не какую-то политическую думу с партиями. Мы имеем абсолютно довлеющее превосходство четырех ФПГ Самарской области.
– Это повлияет на нормальную работу думы?
– На самом деле мне кажется и очень хочется надеяться что их управление будет лучше чем монопольное управление главы исполнительной власти – губернатора. Потому что когда есть четыре такие большие структуры то им еще нужно друг с другом договориться. Во-вторых они люди разумные и давать популистских обещаний на четыре моста через реку Самарку и 5 миллиардов на дольщиков они не будут. Потому что они в первую очередь финансисты и деньги считают. Крупный бизнес заинтересован в том чтобы ситуация в которой они трудятся была спокойной. Бизнес-структуры уже достаточно богаты зачем грабить что-то еще… (С иронией. здесь уже и так все своровано. Им интересно чтобы жизнь людей была спокойной и не было угрозы их бизнесу. Их сейчас уже обвиняют. Например практически на официальном сайте «Единой России» «РИА-Самара» они пишут что виной тому что ЕР не набрала 50 % (что ж не 80? послужило то что их предали финансисты большие. Олег Дьяченко который спонсировал ЛДПР группа компаний СОК… это глупо. Если бы не они не было бы и этого результата. А если вспомнить то что они не по собственной воле пришли в ЕР их туда попросили прийти попросили люди из президентской администрации. И они будут делать то что считают нужным а не то что считает нужным некий «партийный вождь».
– Как вы относитесь к системе распределения голосов «империале»?
– Надо эту замечательную систему «империале» применяемую только в Италии остановить. Ее приняли наши местные законодатели незаконно за три месяца до выборов 7 декабря. При этой системе все что нужно получает партия-победитель. Фактически все что она должна была получить при 33 % – это 8 мандатов а им добавили еще три. Эта система позволяет например партии даже преодолевшей проходной барьер не давать ни одного мандата. Предположим СПС набрала 8 % – им положено 2 мандата а им дали только один. По этой системе «империале» большие могут грабить маленьких столько сколько захотят.
– Какой расклад сил мы теперь увидим в думе – это будет например одна большая фракция и оппозиция или же что-то другое?
– Прежде всего будет значительная и глобальная «веселуха» которой наша губернская дума не видела никогда. И думаю она будет длиться где-то 2 месяца. Когда все там не передоговорятся не поймут куда вообще стремиться. Насколько мне известно у большинства мира сего Самарской области есть единое мнение только в одном. Единение заключается в том что губернатор Константин Алексеевич Титов которого они на глазах все очень любят и уважают стал фигурой которая им несколько мешает то есть пора бы ему уходить на пенсию. Вот в этом они едины. И эта дума скорее всего будет оппозиционна губернатору. И это кстати тоже хорошо. Исполнительная власть должна быть в оппозиции законодательной.
– Получается что если возникнет необходимость то Дума может избавиться от губернатора?
– Во-первых Дума может оказать ему недоверие – та же фракция «Единая Россия». И это вполне возможно. Эта «Единая Россия» которая сформирована такими дикими стенаниями на самом деле вовсе не дружественна Константину Алексеевичу Титову они не будут представлять его интересы. Там истинно преданных губернатору людей и десяток-то не наберется. Тут еще проблема такая: там очень мало осталось людей которые знают как работать. Еще ремонт во втором здании не закончен будет по два депутата на кабинет а кабинетики очень маленькие – по 12-16 квадратных метров. И пока они там разберутся где им сидеть что нажимать куда бежать голосовать где есть… и служба аппарата Думы она не рассчитана на 50 человек. Она рассчитана на 25 и то не на 25 а на человек 10-12 потому что остальные либо не ходили либо имели собственные аппараты. Я думаю что организационных проблем у них хватит до осени.
– Какие сейчас самые главные вопросы для них?
– Для них сейчас важны два вопроса: дележ постов в думе это раз. Например кто будет спикером? Есть мнение что Сазонов им уже не станет. И второй вопрос: они должны уже наконец-то выбрать второго сенатора от Самарской области.
– А кто сейчас претендует на кресло спикера?
– Я думаю что у Сазонова шансы не очень высокие. Во-первых и во-вторых на кого-то надо сложить вину за поражение. Грызловым Сурковым были названы цифры: нужно было набрать более 40 % они набрали значительно меньше даже при таких усилиях когда Грызлов сам приезжал. На мой взгляд вся власть работала на то чтобы «Единая Россия» набрала максимальное количество голосов но не получилось. Кто-то должен отвечать а кто? Либо глава регионального списка уважаемый губернатор Константин Титов либо глава региональной организации коим является Виктор Федорович Сазонов. Мне кажется в этом случае крайним окажется Виктор Федорович.
Спикером может стать абсолютно любая фигура из пяти-шести. Я уверен что им не станет тольяттинский депутат.
– А что рассматривается вариант с тольяттинским депутатом?
– Тут даже не в тольяттинских депутатах дело. Есть такая информация что генерал Юрьев претендовал на эту роль не могу подтвердить но такая информация была. На самом деле есть такие кандидатуры как Александр Иванович Живайкин Олег Брониславович Дьяченко ну еще три-четыре кандидатуры не меньше.
– Кстати относительно второй кандидатуры сенатора есть какие-то предположения?
– Андрей Георгиевич Ищук сказал что это будет молодой интересный мужчина устраивающий всех. Не знаю кого он имел ввиду но могу предположить что это кандидатура Алексея Ушамирского. Могут быть еще варианты.
– «Генеральная репетиция» перед декабрьскими выборами насколько «удачна»?
– Она удачна только для одной партии – для коммунистической партии РФ которая действительно во многих регионах заняла второе место на протестном голосовании. Они теперь могут заявлять что к ним потянулись новые люди что их идеи нетленны на самом деле это ложные надежды но результат есть результат и они могут быть спокойны за свое будущее.
– Насколько могут отличаться результаты этих выборов от результатов выборов в Государственную думу?
– Я думаю что они могут отличаться разительно. Потому что сейчас вся мощь государства не была задействована. Выборы федерального уровня – это выборы другого уровня. Это выборы 5-6 федеральных телеканалов контролируемых естественно руководством страны. Кто какую часть этой мощи получит тот и выиграет. И в этой связи будут большие разные перемены. Не факт что «Единая Россия» как на региональном уровне сможет получить львиную долю всего очень сомневаюсь что это будет так. На самом деле «Единая Россия» в свое время хорошо справилась со своей ролью и теперь свой ресурс исчерпала.
– Отношение Кремля к ней сейчас каково?
– В Кремле как известно много башен. У одних просто положительное мнение просто потому что их карман в этом заинтересован поскольку это их проект их инвестиции. А на самом деле давайте слушать президента. Владимир Владимирович Путин заявил что в стране должна быть здоровая конкуренция а конкуренция предполагает равный доступ к средствам массовой информации и т.д. Я надеюсь что на выборах в Государственную думу будут те же персонажи. Пять партий: «Единая Россия» «Справедливая Россия» ЛДПР КПРФ и СПС. Руководство страны тоже прекрасно понимает стоит ли предпринимать дикие усилия спасая их падающий рейтинг или может стоит его разделить. Вообще любая конкуренция лучше монополии. Любая монополия приводит к повальному воровству: все договариваются и все выносят – что мы имеем сейчас.
– Кстати накануне выборов в Госдуму у нас могут появиться какие-то новые партии?
– Нет. На самом деле существует четыре крупные партии пятая партия – СПС. К сожалению «Яблоко» уже никогда не воскреснет хотя в свое время было очень симпатичным проектом. А остальным мелким партиям предстоит принять решение о том куда вливаться. Скорее всего – в два больших объединения: «Единую Россию» и «Справедливую Россию».
– Как теперь при новой думе будет выстраиваться механизм взаимодействия с администрациями городов и правительством?
– К великому моему сожалению произошла ошибка когда из губернатора стали делать политика даже из тех людей кто политиками быть не собирался. Они вынуждены в этой ситуации заниматься популизмом и давать чудовищные обещания потом изыскивать на это деньги если у них осталась совесть. Такая ситуация вредит экономике. Поскольку точкой «икс» назначен март следующего года – выборы президента – и они вовлечены в эту борьбу больше чем в жизнь собственных субъектов. Они становятся похожими на загнанных лошадей в упряжке и это вредит всем. Не будет никаких нормальных решений пока мы не определимся кто у нас будет президентом в марте следующего года. Вся эта политическая гонка будет продолжаться. Как будут взаимодействовать элиты? Они будут взаимодействовать имея свой политический крен. Я очень надеюсь на то что среди новых депутатов найдется много молодых здравых голов и есть надежда что они хотя бы первый год будут принимать решения согласно логике здравого смысла и пользы а не ради политических или еще каких-то устремлений. Если это будет то будет хорошо.
Ольга Гусева