22 января 2007 г.
Забастовка на «Форд Мотор Компани» приостановлена. Рабочие и руководство компании сели за стол переговоров. Остановка конвейера на трое суток создала в России прецедент. Рабочих «Форда» готов поддержать профсоюз «Единство». Действительно ли на «АвтоВАЗе» зреет забастовка? Об этом мы спросили у председателя профсоюза «GM АвтоВАЗ» Андрея Ляпина.
- Я готов хоть сейчас присоединиться и поддержать рабочих «Форда». Вопрос в том, насколько люди осознают момент и готовы присоединиться к забастовке. К сожалению, официально об этом говорить еще не приходится. Так что если забастовка и возникнет, то только стихийно. Никакой работы по ее организации сейчас нет. Но, если такие настроения будут, мы поддержим и поможем организовать.
А повод для забастовки есть всегда. Если мы посмотрим на тот же «Форд», то люди там получают от 13 до 19 тысяч и бастуют. Здесь у нас люди получают в два раза меньше и работают. Это тоже повод для размышления. Но все ведь еще зависит от сознательности и организованности людей.
Ведь, на самом деле, забастовочное движение сильно именно на промышленном подъеме. Сейчас большой спрос на автомобили, и у рабочих больше шансов добиться выполнения своих требований. Потому что работодатель боится потери прибыли и других негативных последствий от забастовок. Как только «фордовцы» заявили о том, что они собираются бастовать, им тут же увеличили зарплату. Это очень показательно. Хотя рабочие и отказались, они ведь преследуют более глубокие требования: заключение коллективного договора, гарантированная занятость, гарантированная индексация зарплаты. И эти требования, мне кажется, работодателю все равно придется выполнить. А забастовка, таким образом, создает очень хороший пример для других работников области.
- Значит ли это, что в скором времени такая забастовка может начаться на ВАЗе?
- С моей точки зрения, ситуация в области уже назревает. И на "АвтоВАЗе" все далеко не хорошо со сбытом. И чем дальше, тем ситуация только будет усугубляться. А значит, на горизонте замаячит сокращение людей, и офисного персонала, и работников. Нужно готовиться заранее. Коллективные действия, как показывает жизнь, имеют куда больше шансов предотвратить негативные последствия. Один в поле не воин. В одиночку можно годами ходить по судам, что-то доказывая. А вместе, забастовочным движением, есть надежда отстоять свои права.
Вообще, в нашей области, скажем так, исторически сильнее корни забастовки. Десять лет назад профсоюз «Единство» уже проводил забастовки. Правда, тогда все дело было в том, что рабочим не выплачивали зарплату. А сейчас платят регулярно, хотя она настолько минимальна, что не обеспечивает даже минимальных потребностей. Кроме того, конкуренция западных компаний в этом сегменте рынка рано или поздно приведет к сокращению производств и всем вытекающим отсюда проблемам. Вот тогда, думаю, рабочие снова вспомнят о забастовочном движении.
Хотя, на мой взгляд, готовиться к этому надо уже сегодня. Когда производство на подъеме, и работодатель поспешит свести все на нет, удовлетворить требования в короткие сроки. Ущерб от того, что конвейер «Форда» простаивает, составляет 3-4 млн. долларов в день. Фонд заработной платы за месяц меньше в разы. Убытки компании слишком велики, чтобы она не прислушалась к требованиям рабочих.
Наталья Ростова