26 января 2007 г.
Грушинский фестиваль стал яблоком раздора. Клуб имени Грушина и «Самарские барды» никак не могут решить, кто из них обладает всеми правами на бренд «Валерий Грушин». И кто, стало быть, будет заниматься организацией фестиваля.
На днях в Москве прошло заседание худсовета знаменитой «Груши». Стороны на пару дней прекратили свои фестивальные войны и сели за стол переговоров. Нам о судьбоносном для фестиваля заседании рассказал его непосредственный участник, бард Леонид Сергеев.
- Вопрос достаточно серьезный. Я, правда, не обладаю информацией в достаточном количестве, чтобы делать выводы по этому поводу. Я просто могу сказать, что поскольку Художественный совет занимается вопросами художественного плана, - разбирать вопросы по поводу землепользования, права на землепользование он не может. Что касается, эмоционального настроя, который присутствовал на этом заседании, то это можно определить словами: «Ребята, давайте жить дружно!»
Сядьте, наконец, за стол переговоров, решите все вопросы, которые мешают вам совместно заниматься проведением Грушинского фестиваля. Все-таки хотелось бы, чтобы Грушинский фестиваль по традиции проводил Клуб им. Грушина. Эта точка зрения превалировала. По-моему, на этом и остановились.
- То есть 34-ый Грушинский фестиваль все-таки будет проводить Клуб им. Грушина?
- Худсовет не может отдавать никому никаких прав на проведение фестиваля, потому что он сам этими правами не обладает. Он имеет право решать художественные вопросы: уровень фестиваля, уровень участников, проведение творческой выставки, сбор участников на финальный концерт…
А кто прав в споре за землю: фирма «Мета» или Клуб им.Грушина – это юридические дела, в которых надо разбираться скрупулезно и с документами в руках. У нас звучало мнение, пожелание, чтобы представителей «Самарских бардов» включили в состав оргкомитета фестиваля, чтобы они тоже работали над проведением Грушинского фестиваля. В фирме «Мета», по моему, было сказано: «Если хотите делать фестивальную поляну своеобразным певческим полем, на котором могут проходить и рок-фестивали, и детские фестивали, пожалуйста – занимайтесь, никто вам в этом не препятствует». Но в ряду мероприятий, проводимых на этой поляне, проведение Грушинского фестиваля традиционно отдается Клубу им. Грушина.
- Никто долгое время не пытался предъявлять никаких прав на бренд «Грушинский фестиваль». В связи с чем эта ситуация возникла сейчас?
- Сейчас такое время, и этому времени надо соответствовать: держать ухо востро и нос по ветру. Сколько у нас примеров на глазах по стране: какая-нибудь библиотека просыпается рано утром и оказывается, что она уже продана чиновниками под казино. Таких фактов масса.
И вот тридцать три года эта поляна никому не мешала, потом она стала лакомым куском, потому что сотни тысяч людей туда приезжают, а это бизнес. Если бы Грушинский клуб пять, семь, десять лет назад взял в аренду эту землю на пятнадцать, двадцать или тридцать лет, то никаких вопросов бы не было. Сорок лет назад на эту поляну пришли люди с палатками, разожгли костры, стали петь песни… Никто не думал вообще, что когда-то эта форма, это сообщество превратиться в предмет каких-то торгов, купли-продажи. Сейчас очень активны «Самарские барды», молодая поросль. Они хотят что-то делать, и это радосно, безусловно.
Но то, что это все вокруг фестиваля сегодня пошло наперекосяк, это очень плохо. Люди, которые оказались сегодня по разные стороны баррикад, знакомы, на самом деле, не один десяток лет. Нужно просто наступить на горло собственной песне как с одной стороны, так и с другой стороны. Нужно попытаться найти точки соприкосновения, потому что если эта проблема появилась, то отмахиваться от нее уже нельзя.
- В случае если стороны не придут к конструктивному решению, что будет с фестивалем? И не отразятся ли на нем самым негативным образом все эти скандалы?
-Да, думаю, если начинается дележка. То на фестивале это отразится не лучшим образом. Наверно, кто-то захочет переносить Грушинский в другое место… и что получится в результате: кто-то приедет на новое место, кто-то – на старое. Все будут в полном непонимании и в полном неведении. Так понемногу растеряются гости, сами барды, атмосфера растеряется. И именно это всех и тревожило на Худсовете. Потому что такое явление, с такой многолетней историей, действительно, терять нельзя.
Но я лично не могу сказать: «Эти правы, а эти неправы». Я думаю, что и никто из членов Худсовета тоже не сможет этого сказать. У каждого правда своя. У кого-то правда историческая, у кого-то правда моментная. Эти не успели, эти – подсуетились, эти – правы юридически, эти – правы морально. Что бросать на чашу весов? Ведь самое главное – фестиваль должен быть!
ИА Ladaonline