25 января 2007 г.
Граждане считают, что цены на товары и услуги, в которых они нуждаются, выросли в среднем на 25%, а не на 9%, как показывает Росстат. Статистики работают честно, возражают экономисты, а индекс потребительских цен просто не может учесть особенностей жизни каждой семьи.
В прошлом году денежные власти впервые в новейшей истории России смогли удержать инфляцию в запланированных рамках (9%). Но только шестая часть россиян оценивает прирост цен в 10% или менее. Почти половина опрошенных (47% считает, что цены выросли на 20% и более. Среди участников опроса были и такие, кто оценил рост собственных расходов в 250%.
Больнее всего инфляция ударила по 20% малообеспеченных граждан, которым едва хватает денег на продукты, говорит руководитель исследования Александр Голов, а состоятельные жители больших городов в возрасте до 40 лет от роста цен почти не страдают. Голов убежден, что официальная статистика не отражает реального положения дел и опрос ее разоблачает. Во всем мире восприятие инфляции гражданами отличается от официальных данных. Люди оценивают изменение стоимости своей жизни, а в индекс потребительских цен включается узкий набор продуктов и услуг, куда многие расходы просто не внесены.
Траты каждой семьи уникальны, и, видимо, те продукты и товары, которые она приобретает, дорожают быстрее росстатовской корзины, к тому же подавляющее большинство россиян не имеют точного представления о личных расходах и их структуре, поэтому их ответы очень субъективны.
Большинство россиян относится к низкодоходной группе, для которой рост цен особенно ощутим, поскольку товары первой необходимости всегда дорожают быстрее.
Цены на многие товары и услуги в прошлом году росли быстрее инфляции: квартиры (35%), дошкольное образование (28,5%), услуги жилищно-коммунального хозяйства (17,9%), электричество (16,7%), бензин (15,8%), пассажирский транспорт (12,9%).
В прошлом году Росстат впервые рассказал, как он рассчитывает инфляцию. Среднестатистическая потребительская корзина на 42,7% состоит из расходов на еду, 33,7% трат приходится на непродовольственные товары и 23,5% - на оплату услуг. Самые весомые статьи расходов - мясные продукты (10,7% всего бюджета), алкоголь (7,1%), коммунальные платежи (6% и одежда (5,2%).
Таким образом, инфляция будет больше для тех, кто весомую часть бюджета тратит на услуги -они дорожают быстрее всего. Субъективное восприятие инфляции будет зависеть и от роста доходов: если зарплата росла быстрее цен, человек и в своей оценке будет более оптимистичен.
Стоит отметить, что граждане не доверяют официальной инфляции во всем мире. Например, недавно британские власти разместили на сайте министерства национальной статистики персональный инфляционный калькулятор, чтобы любой желающий мог посмотреть, как выросла в цене его личная потребительская корзина.
www.samru.ru