24 января 2007 г.
Ректор Самарского государственного педагогического университета (СГПУ Игорь Вершинин считает, что объединение вузов — сегодня не самая актуальная задача для региональной высшей школы. — В рейтинге высших учебных заведений России, составленном Министерством образования РФ, СГПУ входит в первую десятку. Почему авторитетный вуз, старейший в регионе, не вошел в только что созданную некоммерческую организацию — ассоциацию «Самарский национальный университет»?
— Мое отношение к этому региональному проекту такое же, как и к учреждению Сибирского федерального университета (СФУ). Хотя этот первый мегавуз организационно уже оформлен, но до сих пор я не услышал внятного объяснения, в чем проявится резкий качественный скачок отечественного образования. Неясна ни идеология создания СФУ, ни прагматические задачи федеральных университетов. Отсутствием ответов на такие же вопросы объясняется выжидательная позиция ректоров пяти самарских гос-ударственных вузов, которые не вошли в ассоциацию.
— Стало быть, вы — антиглобалист в сфере высшего образования?
— Мне подобное определение кажется сугубо формальным. Например, наш педуниверситет, в котором стабильно обучается 12—13 тысяч студентов, — самодостаточное образовательное учреждение, несмотря на то, что имеет далеко не самый большой среди региональных вузов бюджет в пределах 180 миллионов рублей. В 2006 году мы имели 6,6 заявления (или три абитуриента на одно место. Это достойный показатель. Я позиционировал бы наш университет как вуз, дорожащий собственной репутацией и в хорошем смысле консервативный, но не замкнутый только в педагогике. У нас, например, есть совместные проекты с Самарским госуниверситетом. В то же время мы не гонимся за модой и не откроем у себя, допустим, такую специальность, как юриспруденция, хотя могли бы пригласить преподавателей с юрфака того же госуниверситета. Мы — за естественное сближение вузов, а не за конъюнктурные проекты.
— Не объясняется ли ваше скептическое отношение к объединению, укрупнению вузов тем, что педуниверситет, возможно, имеет некие преференции от реализации нацпроекта «Образование», и вам нет нужды от них отказываться?
— Этот национальный проект касается нас только в идеологическом плане: повышается престиж профессии учителя, и мы можем предложить нашим студентам не только качественное образование, но и профессиональную востребованность с приличной зарплатой. Золотой дождь, однако, на нас не пролился… Но и жаловаться на невнимание государства тоже не буду. В 2006 году мы начали капитальный ремонт одного из наших зданий — памятника истории и культуры регионального значения. Работы (проектной стоимостью 80 миллионов рублей проводятся на средства областного бюджета и собственно университетские. Через полтора года у нас появится обновленный учебный корпус, в котором сохранится и архитектурный стиль старой Самары. Сохранение стиля, традиций для нашего вуза так же важно, как и элементы обновления, модернизации учебного процесса, и хочется достичь хотя бы относительной гармонии между ними.
Марина Ишкова