29 мая 2007 г.
В Самарской области наблюдается рост спроса на грузовые автомобили, автобусы и спецтехнику. Это, прежде всего, обусловлено увеличением объемов производства строительной отрасли.
На рынке автомобильной грузовой, пассажирской и спецтехники сложилась ситуация, удобная для ее производителей: в условиях роста спроса частных предприятий на эту технику и увеличения госзаказа на нее мощностей заводов-производителей начинает просто не хватать. При дефиците продукции эти заводы чувствуют себя монополистами. Например, завод «Камаз» раньше изменял цены раз в квартал. В этом году ситуация складывается так, что цены подрастают уже каждый месяц на 3-5% при сохранении качества и количества выпускаемых машин. Вполне естественно, что возникают ниши, которые начинают заполнять иностранные компании по продаже машин. В последнее время их доля на рынке спецтехники значительно возросла. Особенно успешно продаются китайские марки по причине их дешевизны. Западная техника при всем ее высоком качестве имеет стоимость, в 1,5-2 раза превышающую стоимость отечественной техники, и в 2-3 раза - китайской техники. При этом китайские машины быстрее доходят до потребителя из-за меньшего количества границ, которые они преодолевают в пути.
Создавая противовес дешевой технике «желтой» сборки, ряд самарских дилеров делает акцент на преимущества продукции российских и белорусских производителей. Как заявлено на официальном сайте группы компаний «Транс-Контракт», вся предлагаемая автоспецтехника Минского автозавода собрана и отлажена с соблюдением высоких стандартов качества. Запчасти и агрегаты сертифицированы заводом-изготовителем, а эксплуатационные характеристики машин поддерживаются круглосуточными сервисными центрами. Маркетолог «Транс-Контракта» Анна Арти сообщила, что наиболее востребованными на самарском рынке являются сейчас седельные тягачи, автобусы среднего класса, фронтальные погрузчики и автокраны. Автотехника приобретается как за наличный, так и за безналичный расчет, а условия покупки в кредит и лизинг зависят от первоначального взноса и общей суммы сделки. Среди конкурентов Анна Арти выделяет московские компании, работающие на федеральном уровне. Однако полный комплекс услуг, начиная от продажи как грузовой, так и пассажирской техники и заканчивая гарантийным и сервисным обслуживанием автомобилей, реализацией оригинальных запасных частей и аксессуаров, представлен далеко не у всех дилеров.
«В настоящий момент в Самарской области наблюдается стремительный рост строительного сектора, - рассказывает менеджер по продажам компании «СпецТехника-Самара» Алексей Усанов, - и, как следствие, увеличение спроса на технику для обслуживания различного рода строек – это башенные краны и автокраны различной грузоподъемности, экскаваторы, бульдозеры, самосвалы, бетоносмесители. Кроме того, наблюдается повышенный интерес к автобусам малой и средней вместимости, что связано с расширением географии рабочих мест».
Чаще всего самарские организации в условиях нехватки наличных средств вынуждены прибегать к заемным, в частности приобретать спецтехнику в кредит и лизинг. Причем юридическим лицам выгоднее использовать именно лизинговые схемы платежей. Лизингодатель вносит обычно от 30 до 70% суммы за покупку.
В целом, самарский рынок спецтехники еще недостаточно насыщен как в плане номенклатуры автомобилей, так и в плане сопутствующих услуг: ремонта, обслуживания, переоснащения и проведения тест-драйвов. Лозунг «больше машин, хороших и разных» к сложившейся ситуации подходит, благо есть что строить.