21 мая 2007 г.
Предложение Счетной палаты СГД признать банкротом с последующей приватизацией ОАО «Самараоблавтотранс» отклонено членами комитета по строительству, транспорту и ЖКХ Самарской губернской Думы. Транспортному предприятию предоставлена отсрочка в девять месяцев. В течение этого срока, получив соответствующую помощь от области, предприятие должно поправить свое финансовое положение.
ОАО «Самараоблавтотранс» специализируется на перевозке пассажиров автомобильным транспортом по междугородным и внутрирайонным направлениям, а также на сдаче транспорта в аренду. Автобусы «Самараоблавтотранса» работают на 35 междугородных и 15 межрайонных маршрутах, кроме того, они обслуживают два муниципальных района. На сегодняшний день это единственное социально ориентированное предприятие в Самарской области.
Около двух месяцев назад аудиторы Счетной палаты оценили финансово-хозяйственную деятельность ОАО «Самараоблавтотранс», объявили предприятие убыточным и предложили правительству Самарской области рассмотреть вопрос о целесообразности его дальнейшего функционирования и возможности проведения приватизации акций общества, контрольный пакет которых находится у области. Но такое решение принято не было, и для рассмотрения вопроса была создана рабочая группа, которая должна была прояснить ситуацию на транспортном предприятии и выработать пути выхода социально ориентированного предприятия из кризиса. Последние два года «Самараоблавтотранс» работал в убыток: в 2005 году он составил 10,685 млн рублей, за девять месяцев 2006 года – 2,107 млн. Кредиторская задолженность «Самараоблавтотранса» на момент проведения проверки, в октябре прошлого года, насчитывала 10,610 млн, дебиторская – 11,532 млн.
Однако думская рабочая группа депутатов пришла к выводу, что положение транспортного предприятия не так катастрофично, как это представлено в докладе Счетной палаты. «Даже в документах Счетной палаты было положительное сальдо, которое составило около 900 тысяч рублей. Таким образом, предприятие формально не может считаться банкротом. Кроме того, по состоянию на апрель прибыль предприятия составила 200 тысяч рублей», – заявил заместитель председателя комитета по строительству, транспорту и ЖКХ Николай Мальцев. Выяснилось также, что предприятию должно областное министерство управления финансами. Долг министерства составил 4,5 млн рублей. Он возник еще несколько лет назад, когда министерство не возместило предприятию средства, заложенные на предоставление натуральных льгот для оплаты проезда. Как считают в «Самараоблавтотрансе», если эти деньги минфин вернет, то у предприятия появится возможность закрыть часть своей кредитной линии. Правда, такой вариант вряд ли возможен. Как отметил председатель комитета по строительству, транспорту и ЖКХ Алексей Кириенко, сейчас законодательно невозможно вернуть эти деньги. Погасить задолженность представляется возможным через направление этих средства на финансирование определенных программ, которые могли бы способствовать развитию предприятия и оздоровлению его финансово-хозяйственной деятельности. Другим вариантом погашения долга минфина могла бы стать закупка новых автобусов для предприятия.
Алексей Кириенко отметил и то, что в «Самараоблавтотрансе» около года назад сменился весь менеджмент, наметились позитивные результаты в финансово-экономической деятельности. Соответственно, было принято решение дать руководству предприятия возможность в течение еще девяти месяцев доказать свою состоятельность. Если результаты будут признаны удовлетворительными, приватизация предприятия не состоится.
Министерству транспорта, связи и автомобильных дорог рекомендовано через две недели представить человека, который будет отвечать за финансовое оздоровление и экономическую деятельность «Самараоблавтотранса». Кроме того, в ходе работы выяснилось, что в настоящее время у «Самараоблавтотранса» нет современной оборудованной стоянки для автобусов. Для решения этой проблемы комитет предложил направить в правительство области необходимый запрос. По мнению юриста Олега Казачека, летом, когда необходимость подобных автотранспортных предприятий очень велика, депутаты попросту не могли пойти на запуск процедуры банкротства: «Ликвидация социально ориентированного предприятия, которое в убыток себе перевозит малоимущих граждан, была бы неоднозначно воспринята населением. У нас все подобные предприятия будут убыточны, пока у населения не появится возможность полностью оплачивать проезд. Для этого необходимо поднять зарплаты и пенсии, а это, к сожалению, пока невозможно».