21 мая 2007 г.
Генеральный директор ЗАО «Коммерсантъ» в Самаре» Андрей Федоров добивается признания практики принудительной эвакуации автомобилей за неправильную парковку незаконной. Соответствующее заявление в областную прокуратуру он подготовил на минувшей неделе, а также намерен обратиться в суд. Поводом для журналиста стал опыт вызволения своего автомобиля со штрафстоянки.
14 июня Nissan Almera Андрея Федорова в отсутствие хозяина был эвакуирован с пересечения улиц Красноармейской и Фрунзе. И хотя Федоров признает, что автомобиль был припаркован с нарушением правил, однако апеллирует к тому, что «днем в центре города припарковать машину практически невозможно, паркингов нет, и при этом весь центр буквально утыкан дурацкими запрещающими знаками, на которые никто не обращает внимания». «А я серьезно опаздывал на встречу», - поясняет он. Вернувшись примерно через полчаса, Андрей Федоров не сразу узнал, где его машина. «Эвакуация машины производилась в мое отсутствие, на месте парковки автомобиля сотрудниками ГИБДД не было оставлено никаких талонов и т.п., благодаря которым я мог бы узнать, что машина эвакуирована сотрудниками милиции, а не украдена», – сообщил журналист в своем заявлении на имя прокурора Самарской области Юрия Денисова. На попытки вызволить автомобиль со спецстоянки Федоров потратил практически весь оставшийся день, заплатив 100 рублей в виде штрафа и 1034 рубля – за «услуги автостоянки», перечисленные на счет «некоего ООО «Курс-3». «Ниссан» вернулся к хозяину только около шести часов вечера.
В заявлении на имя Юрия Денисова Андрей Федоров акцентирует внимание прокурора на том, что эвакуация автомобиля, который принадлежит ему на правах частной собственности, «по сути своей должна считаться воровством». Много вопросов у автовладельца вызвало и перечисление денег на счет ООО «Курс-3». Федоров надеется, что «в отношении виновных будут приняты действенные меры, вплоть до возбуждения уголовного дела». Кроме того, он намерен обратиться в суд. «Еще накануне, когда выручал свой автомобиль, я проконсультировался с одним очень известным адвокатом, – сообщил «Времени» Андрей Федоров. – Скорее всего, я буду обращаться в суд и требовать вернуть мне все те деньги, которые с меня взяли, и выплатить мне компенсацию морального вреда. Хотя сразу скажу, что в данном случае для меня важен не столько материальный, сколько моральный аспект. Я очень не люблю хамства».
Между тем перспектив у такого обращения мало. Штрафстоянки в России работают на основании постановления правительства РФ от 18 декабря 2003 года «О Правилах задержания транспортного средства». Год назад это постановление пытался оспорить член партии «Яблоко», профессор Санкт-Петербургского РГПУ им. Герцена Александр Кобринский, однако Верховный суд РФ его жалобу отклонил.
В Самаре штрафстоянки работают на основании договора между УВД Самары и ООО «Курс-3», эвакуаторы и стоянки которого использует в данном случае ГИБДД. По данным «Времени», тендер на выбор организации для выполнения этих работ действительно не проводился и вообще ни разу не объявлялся. Городские власти до сих пор не проявили интереса к данной теме. В Тольятти тендер также не проводился – там решено было создать с нуля МУП «Специализированные стоянки». В Самаре от него отказались, сославшись на негативный опыт предыдущих лет. Тарифы на «услуги» принудительной эвакуации транспортного средства и хранение его на спецстоянке (по которым сейчас работает и ООО «Курс-3 принимаются областным правительством. Ныне действующие были приняты 28 февраля. Эти деньги не перечисляются в бюджет, а остаются у ООО «Курс-3» как плата за проведенную работу.
Андрей ФЕДОРОВ,
генеральный директор ЗАО «Коммерсантъ» в Самаре»
– Как вы оцениваете все то, что с вами произошло?
– Я считаю, что это беспрецедентное хамство и грубейшее нарушение закона. Смотрите, что получается. Машину часто эвакуируют без хозяина, и для него это действительно становится стрессом. Ты приходишь на то место, где оставил автомобиль, а там его нет. Я думаю, что если водителю за 50, у него и с сердцем может стать плохо. Более того, я уверен, что такие случаи уже были, просто люди у нас в стране редко предъявляют властям претензии, даже когда их права попираются самым хамским образом. Такой уж у нас народ.
Теперь о правах и юридическим аспекте. Я не знаю, чье распоряжение действует в данном случае – милицейского руководства или городских властей, но то, что оно противоречит закону, лично у меня сомнений не вызывает. Понимаете, машина мне принадлежит на правах частной собственности, и лишать меня ее, пусть даже на время, можно только по решению суда. Я почти уверен, что распоряжение или постановление о принудительной эвакуации машин, кто бы его ни подписал, грубо противоречит действующему законодательству. Соответственно, в действиях должностных лиц, на мой взгляд, явно есть признаки уголовно наказуемого деяния. Как минимум – это превышение должностных полномочий…
Я обратил внимание на один очень любопытный момент. Как я уже сказал, все это «удовольствие» мне обошлось в 100 рублей – за нарушение ПДД, плюс 1034 за «услуги автостоянки» (сюда вроде бы еще входят и «услуги эвакуатора», которые я, впрочем, не заказывал, как и «услуги автостоянки»). Вот эти 1034 рубля я вынужден был перечислить на счет некоего ООО «Курс-3». То есть, как я понимаю, это какая-то частная «контора», которую кто-то встроил в очень прибыльный с коммерческой точки зрения процесс насильного изъятия автомобилей у их владельцев. Ну, прекрасно! Кто бы сомневался! Проблема только в том, что вот лично у меня возникло очень много вопросов на этот счет. Например, такой: кому принадлежит ООО «Курс-3»? Или такой: проходила ли эта фирма тендер на оказание «услуг автостоянки», который, как я понимаю, обязателен по закону? А куда идут взимаемые с нас деньги? Может быть, на создание нормальных парковочных зон в городе или на благоустройство этого самого города? Знаете, я, откровенно говоря, сильно сомневаюсь. И вообще, как с точки зрения закона выглядит вся это замечательная комбинация в целом? Теперь я хочу получить ответы на эти вопросы.
Денис Андреев,
адвокат коллегии №21:
– Перспектива обращения г-на Федорова в прокуратуру области с таким заявлением представляется совершенно ясной: эвакуация транспортных средств на специализированные стоянки производится в соответствии с утвержденными 18.12.2003 года правительством РФ «Правилами задержания транспортного средства», во исполнение соответствующих норм административного законодательства, в связи с чем никакого нарушения прав г-на Федорова помещением его автомобиля на штрафную стоянку допущено не было. Полагаю, прокуратура области разъяснит заявителю действующее законодательство и откажет в удовлетворении жалобы.
Елена Изюмова