24 мая 2007 г.
Новый мажоритарный акционер самарского «Волга-кредит» банка Александр Мануйлов планирует вывести это кредитное учреждение на федеральный уровень. По информации «Времени», предполагается существенное увеличение уставного капитала банка, расширение его филиальной сети за пределами Самарской области, а также проведение ребрэндинга.
В составе совладельцев самарского «Волга-кредит» банка (ВКБ бывший акционер ОАО «Уралбурмаш» Александр Мануйлов появился в феврале 2007 года, выкупив 19,9% акций регионального кредитного учреждения у московской «Конверс-груп». Появление Мануйлова в числе совладельцев ВКБ объясняли тем, что он был тесно связан как с основным на тот момент акционером банка Андреем Половинкиным, так и с бывшим председателем правления этой кредитной организации Рафаилем Абдрашитовым.
В дальнейшем Александр Мануйлов увеличил свой пакет акций ВКБ до контрольного. В мае этого года стало известно, что аффилированные Мануйлову структуры (ООО «Гран», ООО «Рекон», ООО «Сигма» выкупили примерно 34% акций банка у главы группы «Электрощит» Андрея Половинкина. В результате доля Мануйлова в уставном капитале ВКБ возросла до 54%. Андрей Половинкин сохранил за собой блокирующий пакет – около 30% акций.
По информации «Времени», новый основной акционер банка уже определился с планами дальнейшего развития ВКБ. Предполагается, что в будущем кредитное учреждение увеличит уставный капитал, а также начнет более активно развивать сеть подразделений за пределами Самарской области. К настоящему времени банк располагает четырьмя филиалами в других регионах – в Пензе, Волгограде, Оренбурге и Набережных Челнах, а также допофисами в Самарской области. Однако пока неясно, как эти планы будут сочетаться с ранее принятой программой оптимизации затрат на содержание филиалов, в рамках которых были реорганизованы или ликвидированы некоторые подразделения ВКБ в Самарской области.
Также в планы банка входит проведение ребрэндинга. Не исключено, что смена брэнда обусловлена далекоидущими планами по масштабному развитию филиальной сети и даже выводу ВКБ в число банков федерального уровня, так как в этом случае брэнд без жесткой географической привязки будет более удобен. Из банков, вышедших на федеральный уровень, лишь немногие, такие как «Уралсиб» («Урало-Сибирский банк»), сохранили старый брэнд, содержащий географическую привязку.
В ВКБ ситуацию комментировать не стали, заявив лишь, что пока будут работать так же, как и сейчас.
По мнению директора СФ Росбанка Александра Шевякова, такие намерения ВКБ связаны, прежде всего, с планами акционеров, которые имеют «зацепки» по обслуживанию структур, близких к ним, на федеральном уровне. «Но эти перспективы я оцениваю как весьма призрачные, - заявил Шевяков. - Вряд ли ВКБ может позволить себе такую экспансию. Открытие одного филиала стоит порядка $1 млн. Если держать в уме еще и рэбрендинг, то нынешний состав акционеров вряд ли способен поднять банк до федерального уровня. Им нужен сильный внешний стратегический партнер».
Пресс-секретарь банка «Солидарность» Алексей Сорокин оценивает планы ВКБ как «естественное желание расширить бизнес». «У этого явления есть как положительные, так и отрицательные стороны, - говорит Сорокин. – Все зависит от степени и формы их расширения. Можно открыть один филиал, можно – сто. Можно открывать полноценный филиал, а можно - представительство или дополнительный офис. На федеральный уровень выходят либо предлагать свои продукты и услуги, либо сопровождая кого-то из своих крупных клиентов».
Олег Багаев,
президент Первого Объединенного Банка:
- Планы ВКБ связаны со стратегией развития, которую принимают акционеры. Это потребует значительных инвестиций в инфраструктуру, в качественное развитие региональной сети. Проведение ребрэндинга зависит от финансовых возможностей акционеров.
Игорь Волошин,
руководитель центра по связям с общественностью ФИА-Банка:
- Региональные банки пока не могут противостоять московским, поэтому у них возникнут большие трудности на этом поле. Для успешной экспансии придется создавать большую филиальную сеть и двигаться в те города, где банковские услуги пока мало развиты. В дальнейшем иностранные банки, приходя на рынки российских регионов, могут просто приобрести уже готовую филиальную сеть, так что выйти на федеральный уровень можно и с целью выгодно продать бизнес. Но кроме строительства важна активная информационная поддержка построения филиальной сети. Для осуществления ребрэндинга за спиной банка должен стоять очень мощный партнер.
Илья Аленский