3 мая 2007 г.
На самарском рынке мясопереработки наметилась стагнация. Жесткая конкуренция диктует колбасным производствам новые правила. Для того чтобы выжить и получать прибыль, мясопереработчикам приходится идти по пути укрупнения бизнеса. Причем закупка и установка нового оборудования сейчас уже не являются решающими факторами. Мясокомбинаты стремятся либо привлечь внешние инвестиции для дальнейшего развития бизнеса, либо объединиться с другими компаниями.
Как считает директор ООО «Деликат, мясокомбинат» (Тольятти Елена Стрекалова, самарский рынок мясопереработки сейчас находится в стадии стагнации в отношении местных производителей и развивается за счет сбыта в других регионах. В министерстве сельского хозяйства и продовольствия Самарской области «Времени» сообщили, что наибольший удельный вес на рынке мясопереработки в Самарской области занимает ОАО «Комсомольский мясокомбинат» - 25% от общего объема перерабатываемого сырья, ОАО «Сызранский мясокомбинат» - 15%, ООО «Фабрика качества» - 10% и ОАО « Тольяттинский мясокомбинат» - 8%. Однако доля продукции этих производителей на рынке Тольятти, в совокупности составляет более 70%, остальные 30% представляют производители из других городов. Колбасный рынок Самары, наоборот, наиболее дифференцированнный, лидером является «Фабрика качества», остальные производители делят рынок в более или менее равных пропорциях. Производителей из других городов в Самаре больше, чем на тольяттинском рынке.
По словам Елены Стрекаловой, сегодня ситуация такова, что конкурентная борьба между производителями мясной продукции не принесет никаких плодов. Единственным способом выживания, по ее мнению, является объединение. Конкуренция насколько жесткая, что бессмысленно вкладываться в новый брэнд в связи с длительным сроком окупаемости. «Есть более интересные инвестиции, - добавляет Стрекалова. – Например, сейчас актуальна птица».
Действительно, укрупнение дает серьезный козырь мясопереработчикам. По словам генерального директора МК «Тольяттинский» Михаила Тимошенко, мясокомбинат три года назад вошел в крупнейший отечественный агропромышленный холдинг «ПРОДО», объединяющий предприятия мясопереработки, птицеводства, свиноводства, кормопроизводства и растениеводства в девяти регионах России, что существенно укрепило его позиции. В качестве тенденции самарского рынка мясопереработки его участники называют приход сетевых ритейлеров, производящих продукцию мясной переработки, таких, как, например, магазины «Ашан».
Вместе с тем самарский рынок мясопереработки является одним из самых закрытых. Как отмечают его участники, на этот рынок трудно пробиться новичку, и мелкие компании вынуждены уходить.