27 апреля 2007 г.
Рынок страхования жизни сейчас находится в стадии развития. Однако активной работы страховых компаний в этом направлении до сих пор не наблюдается. Связано это с довольно низким спросом на продукт. Однако страховщики полагают, что в скором времени данный продукт начнет набирать популярность. Уже сейчас шесть самарских страховых компаний активно занимаются страхованием жизни.
В настоящее время рынок классического страхования жизни как в России, так и в Самаре небольшой и пока недостаточно развитый. «Сборы по этому виду страхования в России не превышают 1% от общего объема страховых премий, когда в странах Европы и Америки она достигает 90-95%», - рассказывает «Времени» директор самарского филиала «Росгосстрах-Жизнь» Ирина Поликарпова. До определенного времени к данному виду страхования интереса не проявляли, однако сейчас он развивается многими СК. Все крупные страховые компании, которые обладают финансовой устойчивостью и могут себе позволить долгосрочные инвестиции, в связи с требованиями законодательства уже создали специализированные «дочки» по «жизни». Основными игроками на самарском рынке являются «Росгосстрах-Жизнь» и AIG Life, «Ренессанс Life», «Самара-АСКО», «Россия Life» и «Урал АИЛ».
Директор регионального представительства «Альянс Росно Жизнь» в Самаре Леонид Ружинский уверен, что развитие работы СК в данном направлении прямо пропорционально спросу. Однако страхование жизни, говорит он, это серьезная финансовая система с большим количеством нюансов и тонкостей, которые не всегда абсолютно понятны рядовому жителю. Ведь страхование жизни – это не просто накопление денег, но и гарантия сохранения в семье привычного уровня благосостояния при утрате трудоспособности кормильцем или его смерти.
Как показали результаты исследования, проведенного «Росгосстрахом» в крупнейших российских городах, полисы накопительного страхования имеют всего лишь 5% жителей, лишь 2% населения планируют купить его в ближайший год, а еще 15% опрошенных – в перспективе. Пока свыше трети всех полисов страхования жизни приходится на краткосрочное страхование (1 год), на долгосрочное (более 5 лет – всего 18% полисов, а со сроком действия более 15 лет – меньше 6%.
По словам Ирины Поликарповой, главная причина такой неразвитости рынка страхования в Самаре и России в целом - недоверие россиян к долгосрочным финансовым инструментам. Более половины населения России не доверяет надолго свои деньги никаким финансовым институтам.
Несмотря ни на что в России сейчас благоприятные условия для развития страхования жизни: идет процесс формирования среднего класса, растет благосостояние населения, и люди стали задумываться о своем финансовом будущем. Страхование жизни дает гарантию сохранения привычного уровня материального обеспечения в будущем, а также является накопительным и инвестиционным финансовым инструментом. Леонид Руджинский уверен, что для развития страхования жизни свою лепту должно внести государство, создав благоприятные условия для СК. Эксперт уверен, что объемы продаж полисов СК по страхованию жизни будут неуклонно расти, однако бума ожидать не приходится.
Дмитрий Беликов, Марина Чистякова: Павел Каледин