27 апреля 2007 г.
С 16 по 20 апреля в Самаре пройдут гастроли Тольяттинского драматического театра «Колесо». На сцене «СамАрта» зрители увидят два спектакля в постановке народного артиста СССР Петра Монастырского – «Зыковы» и «Варшавская мелодия». Накануне прошла пресс-конференция с режиссером и молодыми актерами «Колеса». После затянувшейся творческой паузы мастер вновь решил вернуться на сцену, обратившись к своему старому материалу. Альянс тольяттинских актеров и самарского мэтра режиссуры получился интересным. Впрочем, видевшие спектакли утверждают, что получилось любопытно…
Петр Монастырский в представлении не нуждается. Стоит ли напоминать, что он на всю страну когда-то прославил Куйбышевскую драму? За свою режиссерскую практику он поставил более 200 спектаклей. Среди них есть такие, которые получили всеобщее признание: «Золотая карета», «Чайка», «Ричард III», «Гамлет», «Старомодная комедия», «Левша».
После ухода из театра Монастырский стремился сохранить творческую «форму». Он преподавал актерское мастерство и мировую художественную культуру, писал книги. Последняя, кстати, «Жизнь non-stop», уже названием подтверждает неуемность его натуры. Очередная, одиннадцатая, книга готовится к выходу. Наверняка многие театралы надеялись на возвращение Монастырского в театр. И это событие произошло. Но не в Самаре, а в Тольятти, где были представлены две его премьеры. А теперь, наконец, и наш город сможет оценить работы мастера.
Спектакль «Зыковы» - сотый, юбилейный в репертуаре театра «Колесо». «Зыковых» Горький опубликовал в 1913 году, но пьеса не потеряла актуальности и сегодня. Вечный конфликт двух поколений – старшего и младшего, духовное отчуждение отцов и детей стали основными темами постановки. Состоятельный, уже «в годах» лесопромышленник Антипа отбивает у сына невесту. Но брак старика с юной Павлой обречен - молодость влечет к молодости.
Премьера «Варшавской мелодии» состоялась в Тольятти лишь полтора месяца назад. Пьеса Леонида Зорина повествует о сильной любви студентки Московской консерватории, польки, и вчерашнего русского солдата. Однако указ, запрещающий браки с иностранцами, стал настоящим испытанием для влюбленных.
Петр Монастырский,
народный артист СССР:
- Что затевалось, я могу рассказать, а что получилось – судить зрителям. Постановка «Зыковых», осуществленная еще в 1972 году, была бытовым и деловым спектаклем. Спустя 35 лет я вновь к ней вернулся. «Зыковы» - сюжетная пьеса, имеющая начало, кульминацию, развязку, словом, активный действенный процесс. Какую бы пьесу Горький ни писал, он обязательно выстраивал психологические и философские мотивы таким образом, что у героев не было будущего. Писатель, следуя традициям русского и мирового гуманизма, создал типажную книгу о жизни русского человека.
Я с удовольствием открывал для себя Ирину, Олега – главных исполнителей «Варшавской мелодии». Не все шло гладко, как всегда бывает в искусстве. В этом спектакле, как сорок лет назад в Куйбышеве, две труднейшие работы доверены молодым. В тексте пьесы ничего не изменено, сюжет во всех мелочах остался тем же, но спектакль, тем не менее, совсем о другом. Никакой репрессивной политики, только два обнаженных сердца на ладонях. Проблемы, поставленные в спектакле, не умирают. Наверное, и через сто лет они будут трактоваться так же. Это человеческая трагедия обоих. От потери такой любви, я считаю, умирают люди. В этой работе меня больше волновало то, как мы иногда сами можем испортить свою жизнь.
Олег Ринге,
актер театра «Колесо»:
- Если бы я начал рассыпаться в каких-то комплиментах, то был бы не прав. Работалось с Петром Монастырским очень сложно, мы долго притирались друг к другу. Приходилось порой объясняться после репетиции и даже вместо репетиции. Несмотря на сложности личностного характера, мне было понятно, что хочет от меня режиссер. Мне были понятны его цели и задачи. Я не только актер, но и режиссер, поэтому со многими моментами не соглашался в процессе работы над спектаклем. Безусловно, я многому научился у мэтра. В любой абсолютно работе, даже в самодеятельном спектакле, можно найти изюминку, которую стоит взять на заметку. Тем более если пьесу ставит мастер, за плечами которого более 200 спектаклей.
Ирина Малышева,
актриса театра «Колесо»:
- Я пришла в спектакль «Варшавская мелодия» после долгого перерыва. Два года я не играла, поэтому за роль Гели бралась со страхом. Но когда мне предложили в партнеры моего однокурсника Олега Ринге, да еще работать под руководством такого мастера, как Петр Львович, не стала раздумывать. Мне как раз работалось довольно легко, наверное, потому что я соскучилась по своей профессии. А результат зрители могут оценить сами.
Дарская Мила