25 апреля 2007 г.
ООО «Экстрим» разместило в Тольятти на пересечении улиц Индустриальной и Мира рекламу с неоднозначным и несколько фривольным изображением. Региональные антимонополисты сочли ее неэтичной и наложили на ООО штраф 40 тысяч рублей. Представители «Экстрима» с мнением юристов ТУ ФАС не согласились и попытались отстоять свою правоту в арбитражном суде Самарской области. На днях областной арбитраж встал на сторону антимонополистов, признав рекламу неэтичной, а штраф правомерным.
Неэтичная реклама в очередной раз послужила поводом для целого ряда разбирательств – на защиту норм общественной морали встали Территориальное управление Федеральной антимонопольной службы по Самарской области и областной арбитражный суд. Дело в том, что в Тольятти на пересечении улиц Индустриальной и Мира была размещена реклама ночного клуба, изображавшая пожилого человека, держащего руку с поднятым вверх пальцем на фоне женщины в полуобнаженном виде и текстом «Девчонок хватит всем!». Владельцем изображения являлось ООО «Экстрим». Картинкой заинтересовалось ТУ ФАС. В результате постановлением антимонополистов на «Экстрим» был наложен штраф 40 тысяч рублей за распространение ненадлежащей рекламы. По поводу рекламной картинки высказали свое мнение и представители Самарского общественного комитета в защиту нравственности. По их мнению, «…текст рекламного плаката и изображение производят шокирующий эффект, так как пожилой человек изображен на фоне женщины в непристойной позе, а слоган «Девчонок хватит всем!» противоречит традиционным ценностям и устоям». Между тем представителям «Экстрима» эти мнения, видимо, показались притянутыми за уши и противозаконными, и в Арбитражный суд Самарской области был направлен иск, в котором оспаривалась правомочность наложения штрафа. На днях арбитражный суд Самарской области встал на сторону ТУ ФАС, признав, что реклама ООО «Экстрим» является ненадлежащей, а постановление о наложении штрафа, вынесенное местным ТУ ФАС, - законным.
Это далеко не первый «неэтичный» скандал, разразившийся в регионе. Один из наиболее громких, связанных с сомнительными изображениями, спровоцировала в прошлом году рекламная кампания сети салонов связи «Связар» (входит в ГК «Телеко»). На уличных щитах были изображены два кролика в очень недвусмысленной позе. После того как город разукрасился креативами «Связара», в ТУ ФАС начали раздаваться звонки возмущенных граждан. Антимонополисты взяли ситуацию под контроль и обратились за консультацией к экспертам. «Нашими экспертами традиционно являются представители православной и мусульманской конфессий, тем более что один из щитов располагался рядом с мечетью»,— подчеркивал тогда глава ТУ ФАС Петр Торкановкий. В итоге общественный комитет в защиту нравственности, созданный при Самарском епархиальном управлении, и региональное духовное управление мусульман Самарской области оценили данную рекламу как неэтичную, аморальную, безнравственную, оскорбляющую чувства верующих. На этом основании ТУ ФАС в отношении нарушителя было вынесено постановление о наложении штрафа на компанию в размере 400 МРОТ (40 тысяч рублей и определение прекратить рекламную кампанию. «Связисты» выразили несогласие с постановлением антимонополистов и обжаловали решение в суде. Однако, как и в описанном выше случае, суд встал на сторону ТУ ФАС.
Кстати, особой рекламной оригинальностью отличается компания «Евросеть», нередко смакующая в своих рекламных кампаниях неоднозначные, а точнее, самые что ни на есть однозначные выражения. По мнению специалистов в сфере рекламы, нарушения подобного рода будут появляться всегда, и штраф 40 тысяч рублей «неэтичность» не остановит, потому как скандальная реклама привлекает внимание, чего, в принципе, и добиваются заказчики рекламных кампаний.
Виталий ВЛАДИМИРОВ