25 апреля 2007 г.
Рынок страхования – очень сложная, запутанная система. Рядовой клиент далеко не всегда может разобраться, к какому страховщику обратиться и на каких условиях заключить договор. Из-за недопонимания позже возникает много проблем, которые не нужны ни СК, ни клиенту. Специально для устранения таких проблем на рынке страхования появилось новое лицо – страховой брокер, который поможет клиенту разобраться, а страховой компании - привлечь клиентов. На данный момент в России около 5% всех страховых сделок осуществляется с помощью брокера.
«Основные задачи страхового брокера - защищать интересы страхователя перед произволом страховщика; выбирать наиболее оптимальные условия страхования по соотношению цена/ качество из всего многообразия страховых предложений; строить индивидуальную страховую программу, отвечающую интересам клиента; принимать участие в переговорах с СК, защищая интересы клиента, обеспечивая наиболее четкую трактовку формулировок в договоре страхования», – сообщает «Времени» директор страховой брокерской компании «Инфострах» Василий Автаев. Самый главный аспект - брокер должен рассказывать клиенту, как, на каких условиях и в каких размерах он будет получать страховое возмещение.
В России большим спросом пользуется перестраховочный брокеридж - грамотное размещение риска у того или иного перестраховщика. По мнению андеррайтера компании «Национальное Перестраховочное Общество» Татьяны Гридневой, классическим брокериджем чаще пользуются крупные компании, в частности банки, застройщики. Им важно, чтобы их продукт был застрахован очень надежно. Они работают по системе «банк – брокер – страховая компания». Брокер получает полный портфель документов, изучает его и анализирует, как выгоднее и надежнее всего будет заключить договор со страховщиком. По мнению Василия Автаева, основной игрок среди брокерских компаний, занимающихся страхованием, - фирма «Лидер», однако по сути страховым брокером эта компания не является.
Спрос на услуги страховых брокеров постепенно возрастает. По словам заместителя директора СК «Спасские ворота» Ольги Алексейчук, страховые компании будут только рады появлению страховых брокеров на рынке. Это предопределяет более профессиональный подход к страхованию. Однако на данный момент клиент предпочитает более консервативные отношения со страховщиком – непосредственное взаимодействие с СК.
Развитие этой услуги на рынке страхования зависит не только от спроса, но и от средств, которые в него вкладывают. Василий Автаев убежден: «Страховщикам более интересна широкая агентская сеть, ибо никто из существующих на самарском рынке страховщиков нам ничего не предлагал». И действительно, с помощью страховых агентов СК чаще лишь привлекают больше и больше клиентов, но не дают им объективную информацию по всему рынку страхования.
Как уже было отмечено, наибольший спрос на услуги компаний страхового брокериджа наблюдается со стороны крупных фирм. Чем больше предприятие – тем больше определенной специфики. Постепенно растет интерес к этой услуге и со стороны представителей малого и среднего бизнеса.
Все чаще перестраховочные компании привлекают к сотрудничеству брокеров. Как утверждает Василий Автаев, грамотные владельцы СК давно поняли, что незачем держать большой штат специалистов отдела перестрахования, проще отдать риск перестраховочному брокеру для размещения в перестрахование. В последнее время участились случаи привлечения рисков отечественными перестраховочными брокерами из–за рубежа, что вызывает все больший интерес к данным субъектам страхового рынка.
Очередным препятствием в развитии страхового брокериджа является нехватка кадров. Почти у 90% работников страховщиков нет специализированного страхового образования. Эксперты уверены, что страховой брокер должен быть высококвалифицированным. Как утверждает Ольга Алексейчук, спрос на услуги брокеров будет в том случае, когда в этой области будут работать настоящие профессионалы, иначе клиент поймет, что специалистами был найден новый способ рекламы, и перестанет доверять брокерам. Василий Автаев уверен, что брокеру недостаточно видеть ту или иную страховую проблему под углом зрения страховщика – рекламодателя, нужно обладать «широтой взора» и творческим мышлением, вдохновением, чтобы находить простые решения поставленных сложных задач.
Кондратьева Татьяна