25 апреля 2007 г.
Самарский ТЮЗ известен своими новаторскими находками. Мартовская премьера не стала исключением. Творческая группа «СамАрта» решила создать спектакль пластической формы с необычным названием «Palimpseston, или Одно вращение спектакля вокруг своей оси». В постановке, пронизанной минимализмом, задействованы два актера, а также имеющие статус «персонажей» 1 кг риса, 0,5 кг муки, хлеб и варенье.
«СамАрт» предложил свой вариант драматического спектакля без слов, его идея принадлежит известному московскому драматургу Михаилу Бартеневу. Режиссером-постановщиком выступил москвич Константин Богомолов.
Palimpseston – слово греческого происхождения. Палимпсестами называли пергамент, на котором, соскоблив старый текст, писали новый в целях экономии писчего материала. Три новеллы, рассказанные на сцене актерами, словно являются вариантами одной Истории отношений между мужчиной и женщиной. При желании их можно было бы стирать и писать заново до бесконечности - суть при этом не меняется. По замыслу режиссера весь спектакль совершает «полное вращение вокруг своей оси и возвращается в свое положение», после чего актеры готовы сыграть тот же спектакль снова - без временного перерыва, в тех же костюмах, без изменения декораций и мизансцен.
Как рассказать о любви без слов? Актеры – заслуженная артистка РФ Ольга Агапова и Алексей Меженный - ухитрились сделать это ярко и убедительно с помощью пантомимы, удачных мизансцен, определенных пластических находок. Камерная, интимная атмосфера была создана за счет неброского освещения, минималистичной музыки и черной драпировки.
В начале спектакля на сцене появляется человек с необычной накидкой на плечах и старым чемоданом. Эта заплечная ноша оказывается большим желтым половиком диаметром около семи метров. В этом круге, символизирующем время, и будут жить герои. Человек абсолютно счастлив, он лежит на песке и улыбается солнцу. И вот появляется женщина с тарелкой варенья в руках, соблазнительно смакуя сладкие ягоды. Они зеркально повторяют движения, прикасаются друг к другу, слушают биение сердца. Мужчина и женщина обрели друг друга, и зрители являются свидетелями зарождающегося чувства.
В следующей истории зритель видит собаку и человека. Женщина пытается приласкать дикое животное, которое, несомненно, является метафорой звериного мужского начала. Совместными усилиями они пытаются достичь невозможного: зверь принимает человеческий облик, и два одиноких сердца начинают биться в унисон. Но трагедия неизбежна. Уже в старости они понимают, что не смогли сберечь чувство.
И, наконец, третья история повествует о взаимоотношениях двух птиц, у которых все просто и естественно. Они вместе обустраивают свое гнездо, ссорятся, мирятся, заботятся о своем потомстве. И вот птенец вырастает, познает мир, показывает матери свой строптивый характер. Настает момент, когда он пытается обрести самостоятельность и улететь из гнезда. А матери ничего не остается, как смириться с взрослением сына.
В этот момент круговорот сценического действа подходит к своему логическому завершению: герои собирают весь использованный реквизит в чемодан. Конец спектакля замыкается на его начале.
Со сцены с чемоданом и свертком уходит мужчина; женщина, взяв в руки тарелку с вареньем, эффектным щелчком «гасит» свет, словно ничего и не было. Однако, по замыслу режиссера, все может начаться сначала…
www.samru.ru