25 апреля 2007 г.
При финансовой поддержке посольства Королевства Нидерланды в России в самарском киноклубе продолжается ретроспектива современного голландского кино и анимации. Для искушенных киногурманов демонстрируются фильмы самого экстремального и спорного европейского режиссера Яна Керкхофа. Любители мультфильмов смогли оценить продукцию голландских мультипликаторов: неслучайно голландская анимация признана одной из лучших в мире.
Самое радикальное кино «в оранжевых тонах» (цвет королевского двора Голландии зрители увидят до конца марта в «Ракурсе». Голландия - страна либеральных нравов, где царит толерантность к нетрадиционным сексуальным отношениям и легализованы некоторые наркотики. Поэтому появление на киногоризонте фигуры режиссера-экспериментатора и провокатора Яна Керкхофа вполне оправданно. Керкхоф, он же Арьян Каганоф, родился в Южной Африке, а в 19 лет, чтобы не служить в армии (он был противником апартеида), эмигрировал в Нидерланды.
Его фильмы прежде всего рассчитаны на шок – моральный, эстетический, физиологический. К примеру, лента «Шабондамская элегия» (1999 вызвала бурные споры из-за наличия многочисленных порносцен. Однако это не помешало признать ее чуть ли не лучшим голландским фильмом 1999 года (специальный приз жюри Национального кинофестиваля).
Керкхоф активно сотрудничает с культовыми фигурами: нойз-музыкантом Масами Акитой, самоистязателем Роном Атеем, концептуалистом Мэтью Барни. В его фильмах можно услышать голос его друга Бликсы Баргельда, фронтмена группы Einstuerzende Neubauten, и увидеть застреленного пару лет назад религиозными фанатиками голландского режиссера Тео Ван Гога.
Кроме полнометражных лент, замеченных на многих международных кинофорумах («Ко всем чертям!», «Шабондамская элегия»), стоит отметить также короткометражки «Похороны», «Вестерн 4.33», «Мертвец-2: возвращение мертвеца». Среди последних выделяется медитативный получасовой фильм «Вестерн 4.33», без слов рассказывающий о насилии в концлагерях Южной Африки. Режиссер работает с разнообразными визуальными и звуковыми эффектами, создавая «поэтический» коллаж из пустынных дорог, колючих растений на обочине и заброшенных сараев.
Статичный кадр в финале прекрасен: в объективе камеры сквозь колючую проволоку видно заходящее солнце…
«Мертвец-2» считается самым шокирующим и не может не вызвать отторжения. Нарушитель моральных табу Керкхоф на это и рассчитывает, вставляя в 25-минутное экранное время несколько чересчур откровенных сцен насилия, порно и прочей подобной «экзотики». Хотя концовка вполне лиричная – под мелодичные звуки скрипки и виолончели танцует пара.
Несомненно, большая удача фестиваля - голландская анимация, которая является одной из лучших в мире. Для любителей настоящих «мультов» были показаны фильмы лауреатов многих престижных международных фестивалей Пауля Дриссена, Мишеля Дюдока де Вита и Богде Ринга.
Дриссен принимал участие в создании «Желтой подводной лодки» на музыку ливерпульской четверки. Одновременно смешные и грустные мультфильмы голландского мэтра, такие как «Три барышни», «Дяди и тети», «Мальчик, который видел айсберг», «Разбивающий яйца», - тончайшая игра с пространством и временем.
Мишель Дюдок де Вит прославился своим шедевром «Отец и дочь» (это пожалуй, лучший мультфильм на сегодняшний день), который удостоен очень многих наград, в том числе и «Оскара». Это красивая печальная притча о девочке, разлученной с отцом. На протяжении всей жизни героиня возвращается на высокий берег – место, где она провожала близкого человека – в надежде вновь встретить его. Символом времени в картине выступает колесо велосипеда, на котором перемещаются герои, - колесо времени.
Пресс-служба Губернатора Самарской области