25 апреля 2007 г.
До конца года региональное законодательство об охране памятников истории и культуры должно быть приведено в соответствие с федеральным. Изменения предусматривают существенное перераспределение полномочий по вопросам охраны памятников истории и культуры между исполнительными органами Федерации и регионов. Об этом было заявлено в среду на совещании по взаимодействию в сфере охраны культурного наследия, проведенном в соответствии с распоряжением администрации полномочного представителя президента в ПФО.
В конце прошлого года были приняты федеральные законы №232 и 258, которые внесли изменения в Градостроительный кодекс, Закон «Об объектах культурного наследия» и некоторые другие законодательные акты. Изменения предусматривают существенное перераспределение полномочий по вопросам охраны памятников истории и культуры между исполнительными органами федеральными и субъекта Федерации. При этом на уровень субъектов Федерации переносится центр согласовательной и разрешительной работы. Как пояснил в ходе совещания начальник управления Государственной охраны объектов культурного наследия Росохранкультуры Александр Работкевич, речь идет не о передаче функций регионам, а о поручении им исполнять некоторые полномочия под контролем федеральных органов исполнительной власти. Но теперь эти полномочия будет осуществлять специально уполномоченный орган (ранее нормативно-правовое регулирование в сфере охраны культурного наследия относилось к Министерству культуры и массовых коммуникаций РФ). До конца года регионы должны подготовиться к реализации закона, и необходимо будет провести реорганизацию системы в целях создания этого органа.
Изменения в федеральное законодательство сняли ограничения на приватизацию объектов истории и культуры, в том числе имеющих федеральное значение, хотя этот процесс возможен на условиях обременения, закрепленных в охранных обязательствах. Запрет на приватизацию касается объектов, в которых располагаются органы власти и т.п. Но приватизации должно предшествовать разграничение собственности на памятники истории и культуры и определение территории памятника. Эти процедуры пока не имеют четкой нормативно-правовой базы на уровне региона, и этим, отмечает руководитель правового-кадрового управления министерства культуры и молодежной политики Светлана Пряникова, «пользуются недобросовестные застройщики». Однако «привлечь их к ответственности практически невозможно», сокрушается она.
В отсутствие законодательной базы, говорит руководитель Поволжского управления Федеральной службы по надзору за соблюдением законодательства в сфере массовых коммуникаций и охране культурного наследия (Росохранкультура Светлана Жданова, при фактах осуществления застройки таких территорий достаточно сложно даже установить, законно ли это делается. «Например, нам удалось остановить процесс на территории костела, а вот памятник на ул. Фрунзе, 128 (особняк Аржанова мы потеряли – там сегодня строят что-то совершенно невообразимое под видом восстановления исторической застройки. И как ее считать незаконной, если застройщиком все законодательные нормы выполнены? Проблема не в том, что они что-то нарушили, а в том, что памятник оказался юридически беззащитным». И таких «проблемных» зон, по словам Ждановой, очень много – сюда можно отнести не один только исторический центр Самары.
Сложная процедура предстоит и в связи с признанием историческим памятником территории Загородного парка. Жданова отмечает, что процесс возврата парка в муниципальную собственность необходим для присвоения этого статуса. «Это нужно для того, чтобы начать с верной правовой точки отсчета регулирование пользования землей этого памятника. Потом не исключена приватизация, но при смене собственника обязательно должны возникнуть обременения. Нашей структуре безразлично, в чьей собственности будет находиться памятник – частной, муниципалитета, субъекта Федерации или федеральной. Главное, чтобы все необходимые процедуры по его сохранению и охране были соблюдены», – заявила «Времени» Светлана Жданова.
Во вторник президент РФ Владимир Путин издал указ о создании Федеральной службы по надзору в сфере массовых коммуникаций, связи и охраны культурного наследия. Новая структура должна образоваться за счет преобразования Федеральной службы по надзору за соблюдением законодательства в сфере массовых коммуникаций и охране культурного наследия (Росохранкультура и Федеральной службы по надзору в сфере связи (Россвязьнадзор). Новая служба станет уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по нормативно-правовому регулированию, контролю и надзору в сфере СМИ, информационных технологий, связи и охраны культурного наследия, авторского права и смежных прав, а также организации деятельности радиочастотной службы. Старые ведомства выходят из подчинения министерству культуры и информационных технологий, а новая структура будет подчинена напрямую правительству РФ. Процессы преобразования структур и перераспределения полномочий в течение трех месяцев будут проходить во всех их территориальных представительствах. Пока Росохранкультура и Россвязьнадор продолжают работу в обычном режиме.
Как это будет происходить в регионах, в том числе и в Самарской области, говорить еще рано. Неизвестно пока и то, на базе какой из двух структур будет создаваться новая. «Структуру территориальных органов станет определять правительство – будет ли управление в каждом субъекте Федерации, как в Россвязьнадзоре или более крупные федеральные управления, как в Росохранкультуре», – полагает руководитель управления Россвязьнадзора по Самарской области Дмитрий Балыков. Штатное расписание тоже пока не утверждалось. «У меня как руководителя Россвязьнадзора, подписан госконтракт о прохождении службы с министром связи и информационных технологий. С реорганизацией федеральной службы, я думаю, контракт потеряет силу, и решение по назначению руководителя структуры будет принимать прежде всего руководство новой службы», – считает Балыков. Как отмечает Александр Работкевич, «лица останутся те же, но по конкретным персоналиям говорить все же рано».
Светлана Жданова положительно оценивает предстоящее объединение структур – по ее мнению, в этом процессе прежде всего заинтересованы теле- и радиовещатели. При получении лицензий на вещание и на связь им приходилось обращаться в разные структуры, и часто межведомственная волокита затягивалась даже на годы. По оценке Ждановой, это объединение «не только логично, но и своевременно, особенно в преддверии цифрового вещания и повышения роли Интернета, который отчасти уже стал СМИ».
Руководитель департамента по информационной политике и взаимодействию с институтами гражданского общества Андрей Колядин считает, что логика такого преобразования может заключаться в сокращении числа чиновников. Хотя, по его оценке, любые сокращения чиновничьего аппарата часто приводят к его увеличению за счет появления многочисленных заместителей руководителя и т.д
Саша ВОРОН