Сегодня Пятница 04 Декабря 2015 г.
Поиск:
  Статьи Гостевая
На главную Отправить сообщение на e-mail
Главная новость Основные
Salut, Renault. Блокпакет ВАЗа сегодня отойдет французскому автоконцерну

Дети АвтоВАЗа. Завод определился с финансовыми партнерами

24 апреля 2007 г.

Уход Владимира Каданникова с поста председателя совета директоров ОАО «АвтоВАЗ» и смена собственника предприятия существенно сказались не только на самом автозаводе, но и на банковском рынке Самарской области. Приход нового руководства привел к активизации ряда федеральных структур в попытках стать партнером завода. Только через год после смены руководства автозавода система финансовых партнеров была выстроена заново.

ОАО «АвтоВАЗ» в течение длительного времени являлось крупнейшим клиентом ряда региональных банков. В Тольятти практически все кредитные учреждения были так или иначе связаны с градообразующим предприятием. В уставном капитале некоторых из них автозавод располагал также крупной долей.

Ситуация осложнилась после отставки председателя совета директоров АвтоВАЗа Владимира Каданникова в конце октября 2005 года. В связи с приходом на завод представителей ФГУП

«Рособоронэкспорт» под угрозой оказалась вся финансовая система, выстроенная прежним менеджментом. Первые изменения затронули два приближенных к автозаводу банка – НТБ и АБД.

В конце декабря 2005 года стало известно, что Владимир Каданников сконцентрировал более 70% акций НТБ. Тольяттинские банкиры расценивали эту сделку как своеобразные «отступные». Кроме того, новый мажоритарный собственник мог смягчить последствия изменения взаимоотношений между заводом и банком.

Также вскоре после отставки Владимира Каданникова из состава акционеров АБД вышли все физические лица, а принадлежащие им акции были зарегистрированы на АвтоВАЗ, АВВА и ЦО АФК. Сейчас 100% акций АБД принадлежит группе компаний ОАО «АвтоВАЗ». Эксперты связывали подобные действия завода с подготовкой к масштабным «зачисткам» топ-менеджеров. В дальнейшем практически все они действительно вынуждены были уйти с АвтоВАЗа, уступив свои кресла новым руководителям из структур «Рособоронэкспорта».

Сразу после распределения руководящих постов начался передел финансовых потоков ОАО «АвтоВАЗ». В конце декабря 2005 года на внеочередном собрании акционеров предприятия председателем совета директоров был избран заместитель генерального директора ФГУП «Рособоронэкспорт» Владимир Артяков, а генеральным директором – руководитель департамента товаров и технологий двойного применения «Рособоронэкспорта» Игорь Есиповский. В январе 2006 года президент московского Новикомбанка (НКБ Илья Губин был назначен вице-президентом ВАЗа по экономике и финансам, а его бывший заместитель Сергей Фомин – финансовым директором.

К февралю 2006 года АвтоВАЗ вывел валютные счета из тольяттинских коммерческих банков – по большей части в НКБ. Однако лишь АБД и НТБ к тому времени сохраняли серьезную зависимость от финансовых потоков ВАЗа, а валютные сделки составляли не более 10% от общих оборотов завода в тольяттинских банках. Позже стало известно, что руководство НКБ ведет консультации об открытии своего филиала в Самаре и Тольятти, однако к началу 2007 года этого не произошло.

Расширить масштабы своего сотрудничества с АвтоВАЗом попытался и московский Альфа-банк. По неофициальной информации, соглашение включало в себя как финансирование самого завода и его отдельных проектов, так и обслуживание счетов. Возможно, Альфа-банк станет обслуживать и проекты, реализуемые АвтоВАЗом совместно с «Рособоронэкспортом», поскольку уже давно и достаточно активно сотрудничает с предприятиями оборонно-промышленного комплекса. Переговоры о сотрудничестве проводились между представителями головного офиса Альфа-банка и «Рособоронэкспорта». Результатом стало создание ООО «Патриот Капитал».

Также АвтоВАЗ заключил соглашение о стратегическом партнерстве с ВТБ. В соответствии с ним банк будет обслуживать финансовые потоки АвтоВАЗа. Партнерство с ВТБ позволит АвтоВАЗу финансировать расширение экспорта, а поскольку представители ВТБ входят в совет директоров компании, оно необходимо для организации займов на развитие производства. Именно поэтому ВТБ в 2006 году вернулся к планам открытия филиала в Тольятти, но в конце 2006 года был вынужден перенести его на неопределенное время.

Массированная атака «гостей» привела к серьезному переделу финансовых потоков АвтоВАЗа. Кредитные учреждения, не слишком приближенные к ВАЗу, такие как ФИА-Банк (после выхода из состава акционеров Андрея Богданова), банк «Потенциал», Лептабанк, полностью лишились средств вазовских партнеров. Потери понесли и другие тольяттинцы. К весне 2006 года новое руководство АвтоВАЗа активно обсуждало вопрос о распродаже оставшихся непрофильных активов – АБД и трех страховых компаний. Однако в дальнейшем планы завода изменились. Новый топ-менеджмент АвтоВАЗа вошел в наблюдательный совет АБД и утвердил новую стратегию его развития. В числе приоритетных направлений деятельности были определены, в частности, развитие программы кредитования населения на приобретение автомобилей и привлечение ресурсов на организованном рынке заимствований. Банк будет действовать как дочерняя структура, кредитующая физических лиц на приобретение автомобилей ВАЗ. По аналогичной системе работает ряд иностранных корпораций – Ford (банк Ford Credit), Volkswagen AG (Volkswagen Group Finance), General Motors(G-MAC и другие.

В связи с этим АБД намерен расширять свое территориальное присутствие. Как сообщили в пресс-службе, «в программе развития банка предусмотрено расширение региональной сети представительств и открытие кредитно-кассовых офисов», «привлечение долгосрочных ресурсов на организованном рынке ценных бумаг: облигационные и вексельные займы, секъюритизация активов». Это связано как с дефицитом средств на развитие автокредитования, так и с необходимостью создавать сеть региональных подразделений. Организация представительств и ККО вызвана высоким уровнем просрочек при дистанционном кредитовании. Благодаря поддержке ГК «АвтоВАЗ» и его дилеров АБД при достаточно существенных инвестициях может превратиться в банк федерального уровня. Аналогичным образом развивался Русфинанс Банк (ранее – Промэк-Банк), создававший сеть представительств при поддержке своего прежнего собственника – группы «СОК», а также подконтрольных ей дилеров. Скорее всего, в дальнейшем потоки ВАЗа распределятся следующим образом: финансирование крупных проектов и часть расчетов будет вестись через ВТБ, Внешэкономбанк и Альфа-банк, в то время как через АБД, а также через НТБ, где автозавод сохраняет 19,9% акций, станет осуществляться кредитная поддержка продаж «вазовских» автомобилей.

Первым из коммерческих банков - финансовых партнеров предприятия стал АвтоВАЗбанк (АВБ), созданный по инициативе руководства АвтоВАЗа еще в 1988 году. В первой половине 90-х гг. именно через АВБ проходила большая часть расчетов автозавода. К середине 90-х основным его собственником являлся сам АвтоВАЗ (35% акций и АО «Логоваз» (20,7%). В мае 2001 года АВБ перешел под контроль московского банка «Глобэкс» и его президента Анатолия Мотылева, который в 2005 году продал акции компаниям, связанным с топ-менеджментом АВБ.

Еще одним партнером завода являлся Российско-Эстонский банк (Росэстбанк). До 1998 года это кредитное учреждение являлось крупнейшим в Тольятти, а АвтоВАЗ был его наиболее важным клиентом. Однако Росэстбанк не выдержал кризиса 1998 года. Топ-менеджмент этого банка вместе с частью активов в 1999 году перебрался в другую тольяттинскую кредитную организацию – Национальный торговый банк (НТБ).

Длительное время НТБ не сотрудничал с АвтоВАЗом из-за наследия ликвидированного Росэстбанка – руководство ВАЗа настороженно относилось к бывшему главе Росэстбанка и нынешнему председателю правления НТБ Виталию Вавилину. Однако в 2002 году из-за конфликтов между акционерами Вавилин был вынужден привлечь стратегического инвестора. Им стал АвтоВАЗ, выкупивший крупный пакет акций. Акционерами НТБ, помимо самого завода, стали его дочерняя структура ЗАО «Инвестиционная финансовая компания», Внешторгбанк (ВТБ и несколько небольших тольяттинских компаний. Представители автозавода заняли значительную часть мест в совете директоров НТБ, а его председателем был назначен Владимир Каданников. Основным финансовым партнером АвтоВАЗа к концу 90-х гг. стал АБД (ранее – банк «Волна»). Он был создан в Москве в 1994 году. Во второй половине 90-х гг. он был выкуплен топ-менеджерами ОАО «АвтоВАЗ», а головной офис учреждения перенесен в Тольятти. К осени 2005 года акционерами банка являлись сам автозавод, связанные с ним ОАО «Автомобильный всероссийский альянс» (АВВА и ЗАО «Центральное отделение «Автомобильной финансовой корпорации» (ЦО АФК), а также 10 топ-менеджеров АвтоВАЗа. Длительное время АБД, по мнению тольяттинских банкиров, действовал в качестве «расчетной кассы» предприятия. Через него велась большая часть расчетов АвтоВАЗа с поставщиками и дилерами. С 2001 года банк начал все более активно развивать работу с другими клиентами, а также с населением. Однако деятельность в этом направлении ограничивалась программами дистанционного автокредитования через дилеров ВАЗа.

К 2005 году менеджмент АвтоВАЗа и их родственники располагали крупными пакетами акций еще трех региональных банков. Топ-менеджерам Александру Висторопскому и Николаю Ляченкову принадлежало по 19,7% акций тольяттинского Лептабанка. Тот же Ляченков был совладельцем и председателем совета директоров банка «Потенциал» (г. Жигулевск). Членом совета директоров в этом кредитном учреждении являлась глава казначейства АвтоВАЗа Галина Казакова, а ее зять Андрей Богданов входил в число акционеров и совет директоров тольяттинского ФИА-Банка. Все эти банки работали с вазовскими структурами.

Источник: РИА "Самара"

Борис Алешин: "Мы – с Renault"На днях будет подписана сделка между АВТОВАЗом и французской компанией Renault.

«В нашем театре нет ни дрязг, ни сплетен, сюда идешь, как к себе домой»

Геннадий Куропаткин,заведующий ортопедическим отделением №1 больницы им. Калинина, заслуженный врач России: «Обычные хирурги всё время что-то отрезают. Мы же только добавляем, наращиваем или заменяем»

Андрей Луговой: «На посту президента России себя не вижу»

Геннадий КИРЮШИН: «Я готов быть менее активным участником бизнес-процесса – стать инвестором». Председатель совета директоров СМАРТСа решил отойти от дел и заняться политикой

Работа идет не только по плану

Жириновского попросили о Луговом

Встреча Владимира Путина с участниками международного дискуссионного клуба «Валдай»

Андрей ШОКИН: «Вести социально ответственный бизнес для меня гораздо важнее, чем заниматься политикой»

Лев ПАВЛЮЧКОВ: «Зеленые» стали голубыми»

Губернатор Самарской области - Владимир Владимирович Артяков

Третьяк: Путин — залог успеха

Дембельский альбом Владимира Путина

Самара отпраздновала День города

Урны на улицах города Самары

Улицы Самары глазами простого горожанина - 2

Открытые люки - 2

Lada Priora. Фото

Пикет КПРФ у Губернской Думы 24.04.07

Малометражка от АвтоВаза

Открытые люки

Состояние Набережной р. Волга в Самаре (20.04.07)

"Вот я могу сказать, за мэрии здесь закреплен Струковский парк. Вот до тех пор он не станет чистым, я с него не слезу" (мэр Самары Виктор Тархов, "Эхо Москвы в Самаре" от 11.04.07) Фото от 23.04.07

Самара. Воскресенье, 22.04.07, после Всероссийского субботника

 
Rambler's Top100 Рейтинг@Mail.ru
www.profnastil-ksp.ru

©«Самарапресса.Ru»
Электронный архив самарской прессы
«Sampressa.ru»
(8422) 41-00-30
89277091133
Редакция не несет ответственности за достоверность информации,
опубликованной в рекламных объявлениях.
Редакция не предоставляет справочной информации.