21 апреля 2007 г.
Кристофер Прист – популярный английский прозаик, один из представителей «новой волны». В свое время он работал внештатным журналистом, бухгалтером, аудитором на складе готовой одежды, а затем в торговой фирме. Его первый роман «Тиски доктринерства» вышел в свет в 1970 году, в нем автор живописует будущее практически уничтоженного мира. В стиле футурологического прогноза написана другая книга, «Фуга темнеющему острову», посвященная ближайшему, далеко не радужному будущему Великобритании. Однако Приста больше знают у себя на родине и в других странах прежде всего по романам «Гламур» и «Престиж». Последний был экранизирован режиссером Кристофером Ноланом, там сыграли Скарлетт Йохансон и Дэвид Боуи. В 1999 году он написал книгу «Экзистенция» по фильму Дэвида Кроненберга. Родоначальник постмодернизма в Великобритании Джон Фаулз назвал Приста одним из самых одаренных и поэтичных писателей-фантастов.
Роман «Лотерея» написан в стилистике его предыдущих произведений, где фантастика тесно переплетается с реальностью. Главный герой Питер Синклер показан в нелегкую пору его жизни: он потерял отца, любимую девушку, работу. В этот критический для себя момент он начинает задумываться над своей жизнью. Чтобы попытаться проанализировать ее, он уединяется в деревенской глуши и начинает писать автобиографию. Однако вскоре Питер понимает, что написанное его нисколько не удовлетворяет, и поэтому придумывает себе другое прошлое. Лондон, где он прожил всю жизнь, принимает очертания Джетры, возлюбленная Грация превращается в Сери, сестра Фелисити получает имя Каля. «Виртуальность» захватывает Питера так, что он перестает ориентироваться в настоящем. В вымышленной биографии он неожиданно для себя выигрывает в Лотерею, которая дает шанс обрести бессмертие. Получив подарок судьбы, он задумывается, так ли уж необходима ему вечная жизнь. Все «счастливчики», ставшие до него обладателями выигрышей, были вполне обыкновенными и заурядными натурами, обрекшими себя на вечное одиночество. Но Питер, будучи одиноким в реальности, не захотел быть таким в своих фантазиях. Сери, его верная спутница, - образ придуманный, но куда более «реальный», чем некогда бросившая его Грация. В конце концов главный герой оказывается перед выбором – остаться в вымышленном мире или принять реальность такой, какая она есть.
Шизофрения Питера – метафора его бегства от нормального, рационального мира. В своей вымышленной Вселенной он стремится обрести свое «я».
Максим ГРАЧЕВ