18 апреля 2007 г.
Заслуженный артист Самарского академического театра драмы им. Горького Иван Иванович Морозов с детства чувствовал тягу к прекрасному и даже хотел стать художником. К сожалению для актера и к радости самарского зрителя, из этой задумки у него ничего не вышло. Некоторое время он проработал на самарском заводе, потом служил в армии на Камчатке в Петропавловске и только в шестидесятые годы начал профессионально заниматься искусством: поступил в студию Петра Монастырского и остался при театре.
Что значит быть настоящим актером? На этот вопрос каждый ответит по-своему. Для одних это умение вживаться в роль, для других - умение завоевывать любовь зрителей. Но помимо таланта, колоссального трудолюбия и преданности профессии должна быть «человеческая закваска», без которой очень сложно что-то сыграть. У актера Cамарского академического театра драмы им. Горького Ивана Ивановича Морозова такая закваска есть. О своей театральной судьбе он говорит с присущей ему иронией, называя два творческих периода: «бессознательный» – это занятия в школьном драматическом кружке, и «сознательный» – учеба в студии при самарском драмтеатре и более сорока лет актерской жизни.
Между первым и вторым периодом были годы работы на заводе, потом служба в армии на Камчатке. Там, посмотрев в Петропавловском академическом театре спектакль по пьесе М.Горького «Старик», Морозов понял, что истинное его призвание - театр.
Можно до бесконечности перечислять роли, сыгранные Иваном Ивановичем за сорок лет работы: Николай Весовщик в спектакле «Мать» по Горькому, Царевич Федор в «Смерти Иоанна Грозного» Толстого, Кэлин в «Святой святых» Друце, Касьян в «Усвяцких шлемоносцах» Носова… По словам самого Морозова, главное в спектакле – человек и его судьба, и прообразами всех его героев являются живые люди: друзья, родные, просто случайные знакомые. Наверное, поэтому они так близки и понятны зрителям. И совсем не важно, какой величины роли, сколько в них слов. Например, в новом спектакле Максима Кальсина «Бумажный патефон» артист сыграл небольшую роль учителя биологии, но так сыграл, что зритель мог в нем увидеть «вымирающий вид русской интеллигенции», сохраняющий все те ценности, на которых и поныне держится мир: доброту, простоту, открытость…
Часто в актерской профессии случается так, что приходится думать одно, говорить другое, а делать третье. Однажды во время спектакля «Старосветская любовь», в котором Иван Морозов играет в паре с актрисой Еленой Лазаревой, произошло короткое замыкание. Загорелся провод. Опасность заключалась в том, что пьеса шла на малой сцене, большая часть декораций была сделана из бархата, а он, как известно, сгорает моментально. Первое, что пришло Ивану Ивановичу в голову в экстренной ситуации – предупредить зрителей об опасности и попросить покинуть зал. Но ведь что бы ни случилось, актеры не имеют права останавливать спектакль! Поэтому Морозову пришлось взять в руки башлык и, сбивая пламя, продолжать произносить текст роли. А в конце спектакля, чтобы уверить зрителей в действительности всего происходящего, Иван Иванович сымпровизировал: «Вот именно на этом месте и был вечно разведен огонь».
С Морозовым на сцену приходила настоящая жизнь, без напускного пафоса и ненужного кривляния, жизнь такая, какую человек видит ежедневно. Его герои всегда разные. Но всех их объединяет подлинный народный дух, крестьянские корни. Именно это заставляет зрителей верить, сопереживать им.