18 апреля 2007 г.
Областная Госавтоинспекция впервые представила данные об успешности сдачи экзаменов в подразделениях РЭО ГИБДД выпускниками различных автошкол губернии на получение водительских прав. Сравнительный анализ показывает, что с первого раза экзамен сдают выпускники автошкол Тольятти, большинства малых городов, а также некоторых сельских районов. В Самаре же велика доля организаций, менее трети выпускников которых в состоянии получить права с первой попытки. По словам начальника УГИБДД ГУВД Самарской области Валерия Трофимова, заняться подобной работой Госавтоинспекцию побудил один из вопросов, заданных во время общественного приема в Тольятти. Участница встречи поставила перед руководством ГАИ вопрос, который давно интересовал многих граждан, решивших сесть за руль. Однако до января этого года такого рода информация ни разу не обнародовалась. Сотрудники областного управления ГИБДД, как правило, мотивировали это тем, что информация о лучших автошколах может быть воспринята как реклама, а о худших – спровоцировать судебные иски. Поэтому представление о качестве обучения в автошколах потенциальные водители составляли в основном по личным отзывам знакомых. Новое руководство самарской Госавтоинспекции сочло необходимым заняться работой по составлению объективной картины обучения в автошколах, выяснив, например, выпускники каких автошкол сдают экзамен с первого раза.
Представленные данные прежде всего высветили тенденцию более низкого качества подготовки водителей в Самаре по сравнению с большинством других муниципалитетов области, и прежде всего Тольятти. Если в Автограде самый высокий показатель сдавших экзамен с первого раза составил 91,8% (его продемонстрировал Тольяттинский филиал военного инженерного технического университета), то в Самаре – всего 70% (транспортный лицей). Самые низкие показатели – соответственно, 50% (Тольяттинский технический колледж ОАО «АвтоВАЗ» и 11% (Самарский государственный профессионально-технический колледж).
В Тольятти в два раза больше учебных организаций, 2/3 и больше курсантов которых сдают экзамен в ГАИ с первого раза – 13 против 6 в Самаре. Для областного центра более характерно наличие автошкол-«середнячков» – которые выпускают от 33 до 66% недостаточно подготовленных даже для экзамена в ГАИ водителей. Если в Тольятти таких только 7, то в Самаре – 20. При этом в Тольятти, как уже было отмечено, нет автошкол, менее половины учащихся которых не сдали бы экзамен с первого раза, тогда как в Самаре таких организаций целых пять, в том числе три средние школы.
Впрочем, самая высокая доля получающих права с первой попытки характерна для малых городов и районов области. Наивысший показатель здесь продемонстрировала Борская средняя школа №1 (95%).
Если для Самары «потолком» оказались 70%, то для образовательных организаций других городов и районов это, скорее, средний показатель. Из автошкол, чьи курсанты сдавали экзамен в РЭО Новокуйбышевска, Жигулевска и Отрадного, а также Безенчукского и Ставропольского районов, самарский «потолок» преодолели все проверенные организации (по две в Новокуйбышевске, Жигулевске и Безенчукском районе, по четыре в Отрадном и Ставропольском районах). В большинстве других муниципалитетов – 50% и больше, в том числе в РЭО г. Тольятти – 10 из 20, г. Сызрани – 5 из 7, г. Чапаевска – 4 из 8, в РЭО по Кинельскому району – 5 из 6, Похвистневскому – 3 из 4, Большеглушицкому – 2 из 3.
Есть, однако, автошколы и с более низкими показателями. В их числе – организации, которые готовили кандидатов в водители на экзамен в РЭО ГИБДД по Исаклинскому и Сергиевскому районам (в каждом только одна автошкола из четырех смогла достичь отметки 70%), а также по Нефтегорскому (только две из девяти). Ни одна организация не преодолела этот «потолок» при сдаче экзамена в РЭО ГИБДД по Красноярскому и Кошкинскому районам. Нулевой процент сдавших показал профессиональный лицей №27 г. Кинеля.
Валерий ТРОФИМОВ,
начальник УГИБДД ГУВД Самарской области:
– Во время общественного приема в Тольятти меня поразил вопрос одной девушки. Она очень долго сидела, слушала, я даже подумал, что это журналист. А потом она задает вопрос: «Я хочу выучиться на водителя, но не знаю, куда пойти учиться». Я удивился сначала. Школ ведь полно… А она говорит: «Много, но один одну советует, другой – другую, а вы как государственный орган можете сказать, куда мне лучше пойти учиться?» Она натолкнула меня на мысль, что школ действительно целая масса создалась, качество обучения падает, а мы не говорим о рейтинге этих школ, о результатах их работы. Почему? Мне коллеги возражают: «Это реклама». Какая это реклама, если мы скажем, что результаты работы всех школ – такие-то и такие-то. Этот вопрос очень важен, потому что большая часть водителей со стажем до трех лет совершает ДТП. Это больше 60% из того, что мы имеем в целом. Я думаю, население должно знать, чем занимаются эти образовательные организации.
Что сейчас представляет сдача экзамена на получение водительских прав в ГИБДД
В настоящее время квалификационный экзамен на получение права на управление транспортными средствами состоит из двух частей – теоретической и практической. Для получения водительского удостоверения необходимо получить оценку «сдал» по каждой части.
Теоретическая. Кандидат в водители должен за 20 минут правильно ответить на 20 вопросов, демонстрирующих знание им Правил дорожного движения РФ, Основных положений по допуску транспортных средств к эксплуатации и обязанностей должностных лиц по ОБДД, основ безопасного управления транспортным средством, методов оказания доврачебной медицинской помощи лицам, пострадавшим при ДТП, и др. В случае допуска 1 или 2 ошибок кандидат в водители получает 1 или 2 новых вопроса, выбранных случайным образом из аналогичного тематического блока, на которые он должен правильно ответить, соответственно, в течение 5 или 10 минут.
Практическая. Проводится в два этапа – на специальной площадке (автодроме и на маршруте в условиях реального дорожного движения. 1. Для проверки навыков вождения кандидату в водители предлагается выполнить вариант из трех упражнений, в число которых входят «змейка», «остановка и трогание на подъеме», «параллельная парковка задним ходом», «разворот», «въезд в бокс» и др. Кандидаты в водители категории «В», допущенные к экзаменам после самостоятельной подготовки, должны выполнить семь упражнений.
Для каждого упражнения определен перечень типичных ошибок, которые делятся на грубые, средние и мелкие. За совершение каждой ошибки кандидату начисляются штрафные баллы (соответственно 5, 3 и 1). Оценка «выполнил» выставляется, когда кандидат в водители при выполнении упражнения не допустил ошибок или сумма штрафных баллов за допущенные ошибки составляет менее 5. Итоговая оценка «сдал» выставляется, если кандидат в водители получил оценку «выполнил» за все упражнения, предусмотренные комплексом для конкретной категории ТС.
2. Продолжительность этапа – не менее 20 минут, за исключением случаев, когда кандидат в водители допускает ошибки, которые позволяют сразу признать его не сдавшим экзамен. Проверяется умение применять и выполнять требования ПДД в реальных условиях.
Система оценки аналогична первому этапу.