20 апреля 2007 г.
Два крупнейших муниципалитета области – Тольятти и Самара – после длительного противостояния, наконец, вошли в систему образовательных округов региона. Как удалось этого добиться? Как областные и местные власти разделили сферы ответственности? Какие еще изменения повлекла реформа управления образованием в Самаре и Тольятти? Эти и другие вопросы в интервью «Времени» разъясняет министр образования и науки Самарской области Валерий Путько.
– Длительное время Самара и Тольятти отказывались создавать образовательные округа на своих территориях. Теперь договоренности, наконец, достигнуты. В чем их смысл?
– Я искренне рад, что Тольятти и Самара вошли в нашу единую образовательную систему, и сегодня уже не 11, а 13 округов. У нас больше нет «белых пятен» в системе управления образованием. Когда мы вели разговор с руководителями этих городов, я пытался показать, что наш подход направлен на улучшение системы образования и мы не преследуем каких-либо иных целей. Нашей задачей является обеспечение более высокого качества образования, улучшение оснащенности школ. Ведь очевидно, что когда школа находится в системе образовательных округов, она подпадает под двойную заботу. Я всегда открыто говорил, что школы образовательных округов получают в совокупности больше средств, чем до их создания. Так, субвенции, которые могла получить Самара в 2007 году из областного бюджета, если бы не был создан округ, составили бы 1,3 млрд рублей. Также я своевременно представил руководству администрации Самары сведения о том, что при создании округа мы вложим в учебные заведения Самары 2,5 млрд. Более того, мы сейчас начнем реализацию проекта по модернизации общеобразовательных учреждений Самары совместно с партией «Единая Россия» и бизнес-сообществом. Недавно было подписано соответствующее трехстороннее соглашение. В результате его реализации планируется вложить в материально-техническое оснащение самарских школ более 3 млрд рублей за пять лет. Аналогичный проект сегодня прорабатывается и для Тольятти.
– Одной из основных проблем при создании образовательных округов в Самаре и Тольятти явилось изменение законодательства, согласно которому министерство образования больше не может быть соучредителем общеобразовательных учреждений. Как решается этот вопрос?
– Действительно, законодательство изменилось, и мы сегодня не можем быть соучредителями в школах Самары и Тольятти. При создании прежних округов мы имели такую возможность. В этих школах мы по-прежнему останемся соучредителями, поскольку закон позволяет не приводить учредительные документы в соответствие с новой нормой.
В Самаре и Тольятти мы и не претендуем на соучредительство. Муниципалитет как учредитель станет содержать школьные здания и сооружения, устанавливать пожарную сигнализацию, оказывать иные коммунальные услуги. Другое дело, что мы можем и станем помогать администрациям двух крупнейших городов области во всех этих вопросах.
Важно отметить, что городские администрации станут назначать и увольнять директоров школ по согласованию с областным министерством образования. С другой стороны, губернатор будет назначать руководителей округов с учетом мнения глав городов.
– Каковы полномочия и обязанности новых территориальных управлений образования?
– Прежде всего они обязаны будут обеспечить и проконтролировать внедрение единых государственных образовательных стандартов на территории своих округов. Под этим подразумевается проведение ЕГЭ, аттестация школ, выдача лицензий на ведение образовательной деятельности, финансирование образовательного процесса, контроль правильности выплат заработной платы и расходования других финансовых средств.
– Вы не раз отмечали, что создание образовательного округа ведет к существенному сокращению управленческого персонала. За счет чего оно будет происходить?
– С созданием округов по всей области произошло большое сокращение числа чиновников, служащих, которые входили в систему управления образованием. Некоторые муниципалитеты после появления округов полностью ликвидировали свои департаменты, а вопросы образования перешли в ведение заместителей глав администраций по социальным вопросам. При этом муниципалитеты существенно сэкономили свои денежные средства. Есть управления ЖКХ и другие коммунальные службы в каждой администрации, которые в состоянии взять на себя вопросы содержания школ. Лишь в Сызрани сохранили отдел образования, но в нем всего четыре человека. А если взять Нефтегорск, Новокуйбышевск, Отрадный, Чапаевск, Похвистнево, то там таких подразделений нет. Сегодня в Самаре в системе образования работает около 250 человек. В территориальном управлении Самары будет работать 104 человека, то есть штат чиновников уменьшится в два с половиной раза. Конечно, какой-то контингент управленцев останется в департаменте Самары, но это уже зависит от самой администрации. Хотят они тратить дополнительные средства на чиновников - пусть тратят. Сегодня все их функции в состоянии взять на себя территориальное управление.
Ирина КУДРИНА