4 декабря 2006 г.
Заниматься рекламными носителями будет отдельное муниципальное предприятие, которое возглавил Алексей Офицеров. Не исключено, что одним из первых действий, которое предпримет новая бизнес-единица городской администрации, станет глобальная чистка рынка щитовой рекламы. Источники «Времени» говорят, что борьба с нелегальными рекламными носителями уже началась.
Достаточно долгое время рынок наружной рекламы находился в ведомстве городской администрации. Распределение мест под щитовую рекламу вызывало массу скандалов на рекламном рынке. Кроме того, смущало участников рынка и обилие незарегистрированных щитов, которые устанавливались без всякого согласования с городской властью. По словам депутата городской Думы Михаила Матвеева, городская казна теряла за счет черного рынка рекламных носителей значительные деньги. «По моим данным, в городе установлено порядка 9 тысяч рекламных носителей, из них официальную регистрацию имеет около 2 тысяч. Остальные 7 тысяч установлены незаконно», - заявил «Времени» Михаил Матвеев. Примерно такие же объемы незаконно установленных щитов озвучили и большинство участников рынка наружной рекламы.
Потери городской казны от нелегального рынка наружной рекламы внушительны. Средняя стоимость аренды одной стороны щита в Самаре сейчас составляет 10-13 тысяч рублей в месяц. Отчисления в виде налогов, по словам руководителя РИА «Абсолют» Михаила Расторгина, составляют 5 тысяч рублей ежемесячно с одной стороны щита. Таким образом, финансовые потери городского бюджета от 7 тысяч незаконно установленных щитов составляют порядка 70 млн рублей ежемесячно. В прибыли после зачистки рынка останется не только городской бюджет, но и организации, которые работали по «белой» схеме. По словам руководителя ГК «Капитал» Владислава Никольского, навести порядок на рынке наружной рекламы просто необходимо. «Как добросовестная компания, мы заинтересованы в легализации этого рынка. Конкурировать с недобросовестными владельцами щитов, которые могут позволить себе снижать цены, достаточно тяжело. Со своей стороны мы готовы оказать содействие муниципалитету - предоставить технику для сноса щитов, оказать юридическую помощь», - заявил «Времени» Никольский.
Процесс по наведению порядка на рынке наружной рекламы в Самаре был инициирован полтора года назад, однако из-за конфликта между мэром и городской думой реальных сдвигов в этом направлении не произошло. Но сейчас ситуация может кардинально измениться. «Я думаю, что Алексей Офицеров достаточно опытный рекламщик, который имеет и силы, и возможности привести рынок наружной рекламы Самары в надлежащий вид», - сказал «Времени» Михаил Расторгин. Однако ликвидация нелегальных щитов приведет к большому переделу на самарском рынке наружной рекламы. «Конечно, в результате действий нового муниципального предприятия произойдет некоторое перераспределение на рынке наружной рекламы города, однако на сам рынок этот процесс влияния не окажет. Рекламодатели этих изменений на себе не ощутят, изменится только состав участника рынка, - пояснил Расторгин. - Возможно, какие-то агентства потеряют часть своих активов, однако на их места придут другие, и рынок уравновесится».
Впрочем, говорить однозначно, что процесс очистки рынка от нелегальных щитов пройдет тихо и безболезненно, не стоит. Не следует забывать, что Алексей Офицеров является выходцем из группы «СОК» - структуры, у которой имеется собственное рекламное агентство, специализирующееся на наружной рекламе. Ликвидация незаконно установленных щитов освободит на рынке много места, которое будет распределяться заново. Как именно это произойдет и какие рекламные агентства возьмут пальму первенства, пока неизвестно.
Как сообщил «Времени» один из самарских рекламистов, борьба с нелегальными рекламными носителями началась уже сейчас. К концу минувшей недели действительно стало заметно, что число перетягов в городе поубавилось. «Незарегистрированные щиты демонтируются и складируются. Многие самарские рекламные агентства имели в своем активе более 50 нелегальных щитов, так что действия нового муниципального предприятия могут нанести по их бизнесу сильный удар», - заявил «Времени» источник. Если борьба с «нелегалами» будет проходить по такому сценарию, то ведомство Офицерова может превратиться в рекламный Клондайк. Скорее всего, никто из владельцев демонтированных щитов не заявит на них права собственности, в противном случае им придется выплачивать штраф за нарушение законодательства. То есть щиты, вероятно, перейдут в распоряжение нового унитарного предприятия, которое впоследствии сможет их выставить на продажу при распределении мест. С учетом того, что стоимость щита сейчас составляет порядка 50 тысяч рублей, сумма от реализации может получиться весьма внушительная. В этом случае, как считает Михаил Матвеев, «передел на этом рынке может привести к серьезным конфликтам».
Павел СИДОРОВ