13 апреля 2007 г.
Нарастание энергодефицита в регионах заставляет правительство ускорять темпы либерализации энергорынков. Спрос на газ и электроэнергию оказался выше значений, предусмотренных «Энергетической стратегией России», принятой в 2003 году. В частности, показатели по росту потребления голубого топлива, рассчитанные на 17 лет, были достигнуты за один год. Существующая с советских времен газотранспортная инфраструктура не справляется с нагрузкой и становится тормозом для развития конкуренции поставщиков.
Для сокращения дефицита газа и привлечения дополнительных средств в развитие добычи и транспорта углеводородов правительство утвердило программу поэтапного повышения внутренних цен с полной либерализацией рынка к 2011 году. К этому сроку стоимость газа для российских потребителей должна сравняться со стоимостью поставок за рубеж минус затраты на логистику и экспортные пошлины.
Программа, одобренная правительством, предполагает выход к свободному рынку голубого топлива через двухсекторную модель. Первый сектор – поставки по ценам, регулируемым Федеральной службой по тарифам (ФСТ), которые осуществляют предприятия ОАО «Газпром». Второй – свободный, где с «Газпромом» конкурируют независимые участники рынка, поставляющие голубое топливо по прямым договорам и через систему электронных биржевых торгов, которой в перспективе отводится важное место как регулятора рыночных цен.
Согласовав с правительством плановое повышение цен для промышленных потребителей до 2010 года, «Газпром» на последний регулируемый период вводит систему пятилетних контрактов. «Долгосрочность принимаемых решений минимизирует риски создания энергоэффективной экономики», — заверяет глава Минпромэнерго Виктор Христенко.
Принципиальное условие нынешней договорной кампании – «бери или плати». Поставщик намерен жестко контролировать заявленное потребление газа, подталкивая тем самым предприятия к оптимальному планированию закупок и использования газа в своем производстве. Пятилетние контракты, по замыслу правительства, должны заставить промышленных потребителей активнее внедрять ресурсосберегающие технологии, и за счет повышения эффективности они более плавно вступят в свободный рынок.
В Поволжье, занимающем после Центрального федерального округа второе место по потреблению газа, нехватка этого ресурса расценивается как серьезный фактор, определяющий пределы роста в экономике макрорегиона. Кроме того, для ресурсоемкой структуры производства поволжских областей со значительной долей предприятий энергетики, металлургии, химии и нефтехимии стоимость газа и как топлива, и как промышленного сырья весьма критична в формировании себестоимости продукции. Для многих производств повышение энергоэффективности тождественно выживанию в агрессивной конкурентной среде.
Запустит ли механизм долгосрочных контрактов процесс технологической модернизации, станет понятно уже в следующем году. А пока промышленники изучают условия типовых договоров и переваривают новую информацию, пытаясь понять, каким боком им выйдет рыночная свобода.
Максим БЫСТРОВ