Сегодня Пятница 04 Декабря 2015 г.
Поиск:
  Статьи Гостевая
На главную Отправить сообщение на e-mail
Главная новость Основные
Salut, Renault. Блокпакет ВАЗа сегодня отойдет французскому автоконцерну

Оживление на путях

18 апреля 2007 г.

Поволжские железнодорожники наращивают объем перевозок грузов. Этому способствуют благоприятные для них цены на нефть. Однако дальнейший рост железнодорожных перевозок будет зависеть от исхода борьбы за грузы с речным и автомобильным транспортом.

Впервом полугодии 2007 года Куйбышевской железной дорогой (КбшЖД было перевезено 34 млн тонн различных грузов – на 5,3% больше, чем за аналогичный период предыдущего года. Саратовское отделение Приволжской железной дороги (СО ПривЖД увеличило объем отправки еще больше – на 14,3%. Получить данные от Горьковской железной дороги не удалось.

Такие успехи КбшЖД и ПривЖД связаны с увеличением потока нефтеналивных грузов и активизацией строительной индустрии. А как раз егото поволжские железные дороги могут вскоре лишиться — на рынке перевозок вновь появилось ОАО «Волготанкер», активизировались представители автомобильного и трубопроводного транспорта. Отбить их атаку железной дороге помогут массированные инвестиции в модернизацию системы грузовых перевозок.

Стратегический груз

Нефть и нефтепродукты являются традиционными стратегическими грузами для КбшЖД и СО ПривЖД: в общем объеме грузооборота их доля в первом случае составила в первом полугодии 2007 года 52,4%, во втором – 44,2%. Увеличение числа перевозок таких грузов связано с ростом объемов выработки продукции нефтеперерабатывающими заводами России. Так, НПЗ, обслуживаемые КбшЖД, в первом полугодии 2007 года переработали более 26 млн тонн сырой нефти, что на 91 тыс. т больше, чем за тот же период 2006го. Почти половина отгруженных КбшЖД нефтепродуктов пришлась на ее самарское отделение, где объем погрузки нефти и нефтепродуктов увеличился на 5,5%. Еще большую динамику продемонстрировало ОАО «Саратовский НПЗ», расположенное в зоне действия Саратовского отделения ПривЖД: за первое полугодие 2007 года оно переработало на 15% больше нефти, чем за аналогичный период 2006го. Соответственно, почти на столько же увеличился и объем отправки нефтеналивных грузов СО ПривЖД.

Из других товаров, перевезенных поволжскими железнодорожниками за обозреваемый период, наибольший прирост произошел в перевозках зерна. В общем объеме транспортных услуг, например, СО ПривЖД они занимают довольно скромные позиции – менее 3%. Однако за первые шесть месяцев текущего года зерна по этому участку дороги было погружено в вагоны вполовину больше, чем за аналогичный период прошлого года. Связано это прежде всего с конъюнктурой на этом рынке.

Поджимают с двух сторон

Если рассматривать железнодорожные перевозки как барометр состояния экономики, то изменений в их структуре можно ожидать в ближайшее время. В первую очередь это коснется перевозок зерна. По сведениям британской газеты The Financial Times, Россия собирается жестко ограничить его экспортные поставки в связи с ростом внутренних цен на хлеб. Причем, по мнению издания, это может быть сделано уже в течение ближайших двух недель. Естественно, что зерновые трейдеры будут искать другие рынки сбыта этого товара, что приведет к переориентации зернового потока по железной дороге в других направлениях.

Кроме того, изменения во втором полугодии 2007 года произойдут для железнодорожников и в стратегической сфере – в перевозках нефти и нефтепродуктов. В июне возобновило работу крупнейшее нефтеналивное пароходство России – ОАО «Волготанкер» (ВТ (см. «Снялись с мели» в №29 журнала «Эксперт Волга» за 2007 год). «ВТ» уже отобрал у железнодорожников перевозку более одного млн тонн нефтепродуктов и продолжает наращивать обороты: ведь тарифы тут у речников вдвое ниже, чем у железной дороги. Навигация на Волге закроется к ноябрю, и за это время железная дорога при существующих темпах подъема «Волготанкера» может недобрать около трех млн тонн нефтепродуктов.

В среднесрочной перспективе (трипять лет для поволжских филиалов ОАО «РЖД» есть угроза и со стороны трубопроводного транспорта. ОАО «АК ‘‘Транснефтепродукт’’» (ТНП настроено на строительство южного продуктопровода Сызрань Саратов Волгоград Новороссийск с экспортными возможностями прокачки нефтепродуктов до 10 млн тонн в год и внутренними — до 2,3 млн тонн. И хотя южный нефтепродуктопровод ТНП пока остается только на бумаге и перспективы его строительства осложнились поглощением ТНП ОАО «АК ‘‘Транснефть’’», эксперты полагают, что он всетаки будет построен (см. «В одну трубу» в №32 журнала «Эксперт Волга» за 2007 год). А тарифы на прокачку по трубе ниже, чем услуги железнодорожного транспорта.

Между автомобилем и локомотивом

За вторую половину объема своих грузов (помимо нефти и нефтепродуктов филиалы ОАО «РЖД» — КбшЖД и ПривЖД — традиционно конкурируют с автомобильным транспортом. По Саратовскому отделению ПривЖД за первое полугодие 2007 года на треть увеличилась отправка лома черных металлов на металлургические предприятия Волгоградской области, на 20,3% — строительных материалов (за счет увеличения объемов отгрузки щебенки с карьеров Саратовской области), на 15,7% — цемента (за счет ОАО «Вольскцемент»), на 14,7% — химических и минеральных удобрений (ООО «Балаковские минеральные удобрения» возобновило выпуск сульфоаммофоса).

По 23 из 38 номенклатурных групп увеличилась за первое полугодие 2007 года по сравнению с АППГ перевозка и на Куйбышевской железной дороге. Традиционно это химикаты, сода, строительные грузы, промышленное сырье, цемент.

Поскольку прирост объемов был получен железными дорогами в основном за счет нефти и нефтепродуктов, можно предположить, что по остальной номенклатуре между железнодорожниками и автомобильными перевозчиками установилось некое равновесие. Это подтверждает и аналитик инвестиционной компании «Финам» Константин Романов. Он отмечает, что с момента распада СССР и традиционной хозяйственной схемы, при которой основными заказчиками перевозок являлись крупные госорганизации, способные эффективно загружать железнодорожный транспорт, развитие внутренних перевозок в нашей стране шло по американской модели. Автоперевозчики постепенно вытесняли железнодорожников, поскольку большинство мелких участников рынка не нуждалось в столь масштабных перевозках, зато предпочитало доставку товара от двери до двери без промежуточной перегрузки и складирования. Сейчас, как отметил гн Романов, ситуация несколько стабилизировалась. «Но чисто технические возможности РЖД не позволяют всерьез потеснить на рынке грузоперевозок автомобильный транспорт без существенных инвестиций в обновление подвижного состава и ремонт путей», — утверждает он.

Гонка за скоростью

Железнодорожники не намерены уступать позиции конкурентам. Согласно «Стратегии развития железных дорог в России до 2030 года», в развитие железнодорожных сетей и модернизацию подвижного состава ОАО «РЖД» совместно с государством планирует вложить около 12 трлн рублей, построив при этом около 15 тыс. км новых линий. Одно из перспективных направлений – усиление железнодорожных подходов к портам АзовоЧерноморского бассейна, связанное, в первую очередь, с транспортировкой нефти и нефтепродуктов.

Как подчеркнул в беседе с нами начальник службы по связям с общественностью Приволжской железной дороги Алексей Щуркин, специалисты института «Гипротранстэи» прогнозируют увеличение грузопотока на подходах к региону Северного Кавказа к 2010 году в 1,4 раза, к 2015 году — в 1,7 раза относительно 2005 года. Уже сейчас растущая транспортировка нефтегрузов в порты АзовоЧерноморского бассейна создала дефицит мощности участков волжской рокады: Саратов — Петров Вал, в том числе Саратовский узел, Сызрань — Сенная, М. Горький — Котельниково. Поэтому Приволжской железной дорогой в первом полугодии 2007 года завершены работы по строительству вторых перегонных путей на участке Сенная – Громово (перегоны Сенная – Кряжим, Кряжим – Чернавка). Во втором полугодии планируется завершить работы по строительству вторых перегонных путей на участке Саратов – Петров Вал (перегон Умет Камышинский – Лебяжье протяженностью 12 км). Кроме того, на ПривЖД сейчас активно модернизируют технологию ремонта железнодорожных путей, которая также связана с повышением пропускной способности.

Смысл изменений, по словам Алексея Щуркина, в том, чтобы совместить повышение качества ремонта путей с сокращением сроков ремонта и его удешевлением. Так, применение анкерных рельсовых скреплений позволит «оптимизировать взаимодействие пути и подвижного состава, сэкономить до 18 тонн металла на 1 км пути, существенно облегчить труд путейцев при всех видах ремонта и на треть снизить затраты на текущее содержание путевой решетки», — отметил он в интервью журналу «Эксперт Волга».

Аналогичные меры по повышению конкурентоспособности предпринимает и другой филиал ОАО «РЖД» — Куйбышевская железная дорога. Здесь ускоренно внедряют современные информационные технологии сопровождения грузов. Речь идет о создании единого информационного пространства, которое объединит грузоотправителя, перевозчика и грузополучателя с помощью системы «ЭТРАН» (см. справку). Сегодня ЭТРАН установлена на 125 станциях из 182, которые открыты на КбшЖД для грузовых операций. Кроме того, системой «ЭТРАН» оборудованы рабочие места 134 грузоотправителей (в семь раз больше, чем в июне 2006 года).

Подобными мерами ОАО «РЖД» намерено к 2030 году сократить время доставки грузов по железной дороге в 22,5 раза. Этот факт, безусловно, повлияет на предпочтения грузоотправителей в пользу железной дороги. Если, конечно, их устроят тарифы на перевозку. Для большинства из них этот фактор – решающий.

АНДРЕЙ Ъ-КОЗЕНКО

Борис Алешин: "Мы – с Renault"На днях будет подписана сделка между АВТОВАЗом и французской компанией Renault.

«В нашем театре нет ни дрязг, ни сплетен, сюда идешь, как к себе домой»

Геннадий Куропаткин,заведующий ортопедическим отделением №1 больницы им. Калинина, заслуженный врач России: «Обычные хирурги всё время что-то отрезают. Мы же только добавляем, наращиваем или заменяем»

Андрей Луговой: «На посту президента России себя не вижу»

Геннадий КИРЮШИН: «Я готов быть менее активным участником бизнес-процесса – стать инвестором». Председатель совета директоров СМАРТСа решил отойти от дел и заняться политикой

Работа идет не только по плану

Жириновского попросили о Луговом

Встреча Владимира Путина с участниками международного дискуссионного клуба «Валдай»

Андрей ШОКИН: «Вести социально ответственный бизнес для меня гораздо важнее, чем заниматься политикой»

Лев ПАВЛЮЧКОВ: «Зеленые» стали голубыми»

Губернатор Самарской области - Владимир Владимирович Артяков

Третьяк: Путин — залог успеха

Дембельский альбом Владимира Путина

Самара отпраздновала День города

Урны на улицах города Самары

Улицы Самары глазами простого горожанина - 2

Открытые люки - 2

Lada Priora. Фото

Пикет КПРФ у Губернской Думы 24.04.07

Малометражка от АвтоВаза

Открытые люки

Состояние Набережной р. Волга в Самаре (20.04.07)

"Вот я могу сказать, за мэрии здесь закреплен Струковский парк. Вот до тех пор он не станет чистым, я с него не слезу" (мэр Самары Виктор Тархов, "Эхо Москвы в Самаре" от 11.04.07) Фото от 23.04.07

Самара. Воскресенье, 22.04.07, после Всероссийского субботника

 
Rambler's Top100 Рейтинг@Mail.ru
www.profnastil-ksp.ru

©«Самарапресса.Ru»
Электронный архив самарской прессы
«Sampressa.ru»
(8422) 41-00-30
89277091133
Редакция не несет ответственности за достоверность информации,
опубликованной в рекламных объявлениях.
Редакция не предоставляет справочной информации.