Сегодня Пятница 04 Декабря 2015 г.
Поиск:
  Статьи Гостевая
На главную Отправить сообщение на e-mail
Главная новость Основные
Salut, Renault. Блокпакет ВАЗа сегодня отойдет французскому автоконцерну

Мэтр выходит из «голодовки»

18 апреля 2007 г.

Современник корифеев отечественного театрального искусства ХХ века оказывается востребованным как режиссер и художественный руководитель молодого творческого коллектива. Он начинает работать в индустриальном Тольятти, не имеющем театральных традиций старых городов Поволжья. В июле этого года народный артист Советского Союза, лауреат госпремий СССР и России Петр Монастырский отметил свой 92−й день рождения, а через месяц приступил к обязанностям главного режиссера тольяттинского драматического театра «Колесо» им. Глеба Дроздова.

Имя Петра Монастырского можно найти в энциклопедиях и справочниках театрального искусства. С 1959 по 1995 год (с небольшим перерывом он ставил спектакли в Самарском театре драмы. Монастырский не просто современник великих деятелей отечественного театрального искусства — Товстоногова, Симонова, Эфроса. Понятие «театр Монастырского» для Куйбышева-Самары в течение двух-трех десятков лет значило не меньше, чем для Ленинграда «театр Товстоногова». Литературовед и театральный критик Ольга Журчева выделила, пожалуй, главное достижение художественного руководителя Самарской драмы: «Монастырский некогда создал блестящую труппу, отличный, что называется — на все вкусы репертуар, безупречно отлаженный механизм театрального производства, свою, своеобразную актерскую школу. Но всетаки удивительным остается другое — то, что ему принадлежит идея театра-клуба, театра-дома». Театр Монастырского, по мнению критика, объединил вокруг себя самых разных людей, восполнил нехватку эмоционального общения, сочувствия и сопереживания, с которыми и связано восприятие подлинного искусства. Это — один взгляд на 40−летнее творчество мэтра самарской сцены. Он — из сегодняшних дней. А почти 20 лет назад известный самарский литературовед Лев Финк назвал Монастырского талантливым менеджером (тогда само это слово было диковинным): «Главный режиссер — профессия особая. Он должен быть художником и публицистом, администратором и дипломатом. Монастырский — очень умелый, талантливый менеджер. Вот уже долгие годы, даже десятилетия, Монастырский — единоличный руководитель, досконально постигнувший секреты театральной экономики. Он — организатор, и эта сторона его деятельности так же необходима ему, как художественная и педагогическая».

Можно говорить о Монастырском 1970−х — начала 1990−х годов еще и как о мастере пиара (этого слова также не имелось в выхолощенной лексике той поры). Если в Самарскую драму билеты купить было непросто, аншлаги считались естественным явлением, то, разумеется, в первую очередь это было признание самих постановок, любовь к артистам, когда ходили в драму «на Ершову» или «на Лазарева», Михеева, Кузьмина (все сплошь кумиры самарской публики). Но к высокому искусству Монастырского-режиссера и его блистательных актеров добавлялась и толика придумок Монастырского-пиар-менеджера: цвет афиш, музыкальная фраза, вместо резкого звонка собиравшая зрителей в зал, регулярные актерские бенефисы, автобусы, поданные для зрителей к окончанию спектакля…

Петр Львович, казалось, был неотделим от Самарской драмы. Но в 1995 году, после того, как мэтр отметил премьерой свой 80−летний юбилей, он оказался вне стен театра. Сшиблись непростой нрав маститой творческой личности (а у кого из знаменитых людей искусства характер — ангельский?! и формальное соблюдение правил и инструкций тогдашними управляющими областной культурой.

Монастырский ушел. Театр остался. Но — уже совсем другой. Пожалуй, назвать его символом Самары (как это не подлежало сомнению при Монастырском сегодня вряд ли кто рискнет. Заслуженная артистка России Любовь Альбицкая както обронила: «Какое же это испытание — бессильно наблюдать, как на глазах рушится то, что строил почти полвека!» Для Петра Львовича это испытание длилось 12 лет. В недавние жаркие августовские дни оно все же прекратилось. Монастырский снова главный режиссер. Только теперь — в другом городе и другом театре.

Нынешний график жизни мастера отнюдь не богемный. Скорее как у нефтяника-вахтовика: рабочая неделя — в Тольятти, и лишь выходные — дома.

О начале работы в тольяттинском театре «Колесо», взглядах на современное сценическое искусство, колесе творческой судьбы худрука провинциального российского театра мы говорили с Петром Львовичем Монастырским во время его кратковременной побывки в Самаре.

На «Ауди» — к «Зыковым»

Накануне своего 90−летия вы, Петр Львович, были недовольны. Помню ваши слова: «Всегда стремился на свои юбилеи предъявлять зрителям театральные премьеры. А теперь что могу предъявить, кроме паспорта с указанием года рождения?!» Сейчас вас можно поздравить с возвращением возможности представлять зрителям свои премьерные постановки. Интересно, как состоялось сватов-ство маститого режиссера и молодого театра? Это была инициатива областного министерства культуры?

— «Колесо» — театр муниципальный и никакого отношения к областному министерству не имеет! А знакомство у нас вышло весьма романтическое. Телефонный звонок. Представляется директор театра Татьяна Корабельникова. Предлагает поговорить о возможном сотрудничестве. На мой вопрос — когда? — отвечает: «Я уже приехала». И — при встрече: «Нам нужна ваша постановка. Пока не согласитесь, я от вас не уеду». Ну, если дама настаивает… (рассказывая, Монастырский не отказывает себе в игривом позерстве, как будто проигрывает этюд на заданную тему романтического знакомства — прим. авт. «Поедем сразу в Тольятти», — говорит. Красная Audi, директор «Колеса» за рулем. Мчимся с лихой скоростью…

— Да вы — авантюрист, Петр Львович!

— Я же 12 лет был в творческой голодовке… А «Колесо» ко времени нашей встречи катилось, кажется, в никуда. Но когда я предложил артистам боевичок «Крошка», они сказали «нет» и… не поддались на мою провокацию. Я ведь пытался так определить их творческие ориентиры. Тогда я и предложил им пьесу «Зыковы» Максима Горького.

— Не самая известная и остросюжетная из его купеческих пьес. Почему именно ее и именно сейчас в городе Тольятти?

— Да потому как раз, что подзаело то, что происходит в России в ХХI веке! Горький обожал своих Вассу Железнову, Артамоновых, Фому Гордеева и страдал, потому что не видел перспектив для них. И нынешние богачи — не их потомки. Я ненавижу нынешних олигархов, потому что они украли у России все, что им позволили украсть. И они себя еще покажут с самой негативной стороны. В «Зыковых» у Антипы (один из героев пьесы — прим. авт. звучит мысль: когда нет детей (будущего), деньги девать некуда. Эта мысль стала базой нынешней постановки. Артисты сначала боялись пьесы, предложенного мною метода прочтения Горького. Но премьера в конце прошлого театрального сезона прошла, кажется, удачно.

— Скромничаете, Петр Львович: вы же знаете, что «Зыковы» шли с давно не виданным в городе успехом! А чтобы заставить тольяттинцев сходить в театр, надо, кажется, на уши встать — настолько город не театральный!

— «Зыковых» я ставил как провокацию: нужен ли городу русский провинциальный театр психологической драмы?

Кому оно надо

— Опыт удался, и вторая ваша постановка в «Колесе» — «Варшавская мелодия» — тоже шла с аншлагом. После столь удачного сотрудничества естественным выглядит предложение стать главным режиссером театра. А приглашенный режиссер и главреж — две большие разницы, о которых вам ли не знать. И все же вы надеваете на себя это ярмо, от которого молодые, хваткие ваши коллеги бегут, несмотря на статусность должности. Почему? Зачем? Непонятно!

— Как говорят в Одессе, а оно тебе (мне то есть надо? Ответа не нахожу. Особенно после визита в тольяттин-скую власть. Я же понимаю, что не могу предъявить себя коллективу без определенных, вполне конкретных преференций. Пошел по этому поводу в мэрию. А мне: мэра нет, решать некому…

— Да зачем вам — именитому человеку культуры — кланяться в ноги бюрократам?

— Ой, только не говорите, что бизнес готов поддерживать искусство! У «Колеса» есть автомобили, которые ему еще Каданников (бывший глава АвтоВАЗа — прим. авт. выделял. Конечно, пойдем мы на ВАЗ, дадут нам трипять миллионов (эка размечтался я), но что даст такое разовое впрыскивание без стабильности? И снова артист будет приходить на репетицию, а глаза у него тусклые, мысли — далекие… Нужно понимать, что невозможно изменить отношение власти и бизнеса в одном отдельно взятом театре. И я отдаю себе отчет в том, что должен работать в обстановке, когда все провинциальное русское искусство живет проблемой выживания, а не созидания.

Не Куни, а Кизи

— Вы как будто подводите экономическую базу под будущие кассовые спектакли: раз нас вынуждают самих зарабатывать на жизнь, будем ставить Рэя Куни с утробным юмором в его «Смешных деньгах», «№ 13», «Влюбленном таксисте»…

— Вы меня с кемто путаете (Петр Львович не мог не догадаться, что перечисляются коммерческие хиты последних сезонов в Самарской драме — бывшем театре Монастырского. Но на удочку не попался, показал, что он — выше былых обид — прим. авт.). В ноябре у нас в «Колесе» будет премьера — «А этот выпал из гнезда» Дайла Вассермана по роману Кена Кизи «Полет над гнездом кукушки». Представить эту постановку как коммерческую и в страшном сне, думаю, невозможно, разве не так?

— Тут иная опасность — потрясающий фильм Формана «Пролетая над гнездом кукушки». В провинциальном театре собрались тягаться с мировой киноклассикой?

— Я не проиграю ни одного из своих имений на Атлантике, если буду спорить, что фильм Формана и роман Кизи смотрел и читал один человек из сотни. Абсолютно уверен в своей победе не потому, что у меня и в помине нет такой собственности. В правоте меня убеждает опыт: я спрашиваю студента-гуманитария, читал ли он «Ревизора», и слышу глубокомысленное: «Возможно, читал… Ах, да-да, читал, там губернатор в главной роли…» «А этот выпал из гнезда» я, к вашему сведению, ставил в Самарской драме.

— То есть вы делаете римейк собственной постановки?

— И я не скрываю этого. Современные молодые люди настолько далеки от театра (а Тольятти — город людей среднего возраста и молодых), что делать прививку искусством им следует только когда на 200 процентов уверен: эта идея их проймет, и мои мысли они поймут. Поэтому я беру вещи, уже опробованные на публике в прежние годы. Поколенческая разница здесь роли не играет, ведь поиск человека и его право на свободу — вне времени и идеологий (прозападный фильм Формана воспринимался в Советском Союзе как кино просто о нас — людях, рожденных свободными).

— Чувствуется, Петр Львович, как вы изголодались по творчеству, как вам хочется самому ставить и ставить спектакли, восполняя 12 лет пустоты. Но ведь обязанности главного режиссера только к этому не сводятся?

— Директор «Колеса» Татьяна Корабельникова пригласила меня для решения стратегических творческих задач — определения творческого лица театра, его репертуарной линии, привлечения зрителей (а без воспитания своего зрителя это невозможно и, как теперь принято говорить, продвижения театра в жизнь Тольятти.

— Теперь вы по двум постановкам знаете и артистов «Колеса», и тольяттинскую — еще раз подчеркну, не театральную по природе своей — публику. Что вы собираетесь предложить и тем, и другим? Имею в виду будущие постановки после ваших вариаций на тему свободы личности?

— Хотел бы поставить «Трамвай ‘‘Желание’’» Теннесси Уильямса. А если появится девушка, буду ставить «Настасью Филипповну» (по Достоевскому, разумеется).

— Вы хотите сказать, что ищете на заглавную роль не актрису?

— Об этом пока не стану рассказывать. Есть одна девочка в Тольятти… А вот поставить инсценировку по Шукшину — вполне реальная возможность. Я чувствую востребованность шукшинских героев у зрителя — честных, земных, грубоватых, себе на уме.

Борис Алешин: "Мы – с Renault"На днях будет подписана сделка между АВТОВАЗом и французской компанией Renault.

«В нашем театре нет ни дрязг, ни сплетен, сюда идешь, как к себе домой»

Геннадий Куропаткин,заведующий ортопедическим отделением №1 больницы им. Калинина, заслуженный врач России: «Обычные хирурги всё время что-то отрезают. Мы же только добавляем, наращиваем или заменяем»

Андрей Луговой: «На посту президента России себя не вижу»

Геннадий КИРЮШИН: «Я готов быть менее активным участником бизнес-процесса – стать инвестором». Председатель совета директоров СМАРТСа решил отойти от дел и заняться политикой

Работа идет не только по плану

Жириновского попросили о Луговом

Встреча Владимира Путина с участниками международного дискуссионного клуба «Валдай»

Андрей ШОКИН: «Вести социально ответственный бизнес для меня гораздо важнее, чем заниматься политикой»

Лев ПАВЛЮЧКОВ: «Зеленые» стали голубыми»

Губернатор Самарской области - Владимир Владимирович Артяков

Третьяк: Путин — залог успеха

Дембельский альбом Владимира Путина

Самара отпраздновала День города

Урны на улицах города Самары

Улицы Самары глазами простого горожанина - 2

Открытые люки - 2

Lada Priora. Фото

Пикет КПРФ у Губернской Думы 24.04.07

Малометражка от АвтоВаза

Открытые люки

Состояние Набережной р. Волга в Самаре (20.04.07)

"Вот я могу сказать, за мэрии здесь закреплен Струковский парк. Вот до тех пор он не станет чистым, я с него не слезу" (мэр Самары Виктор Тархов, "Эхо Москвы в Самаре" от 11.04.07) Фото от 23.04.07

Самара. Воскресенье, 22.04.07, после Всероссийского субботника

 
Rambler's Top100 Рейтинг@Mail.ru
www.profnastil-ksp.ru

©«Самарапресса.Ru»
Электронный архив самарской прессы
«Sampressa.ru»
(8422) 41-00-30
89277091133
Редакция не несет ответственности за достоверность информации,
опубликованной в рекламных объявлениях.
Редакция не предоставляет справочной информации.