11 апреля 2007 г.
Редакционная статья
Сначала 60−х годов прошлого века все советские мальчишки бредили космонавтикой. Стремление к первенству в освоении космического пространства, подкрепленное грамотной организацией и массированными финансовыми вливаниями со стороны государства, привело к тому, что ракета-носитель «Союз», выдержав за 50 лет 9 модификаций, до сих пор остается самым надежным и экономичным средством доставки полезных грузов на орбиту.
Нечто подобное сейчас происходит в Китае. В 2017 году китайцы намерены высадить спускаемый аппарат на Луну. В начале 21 века эти планы КНР вызывали только снисходительные улыбки. А уже в 2006 году в Конгрессе США появились панические настроения. «Если Китай опередит нас здесь, то нашей космической программе наступит конец», — заявил Фрэнк Вульф, руководитель подкомитета по закупкам в палате представителей этого органа власти.
Можно, конечно, расценить эти слова как способ выбить дополнительные ассигнования для НАСА, однако факт остается фактом: в рамках китайской государственной космической программы сейчас работает свыше 200 тыс. человек — втрое больше, чем в США, и чуть меньше, чем в России. КНР разработала 12 типов ракетносителей, которые в ближайшие пять лет выведут на орбиту более 100 собственных спутников.
К 2015 году, по словам Луо Ге, заместителя главы Китайского национального космического управления, КНР освоит орбитальные стыковки кораблей, выходы в открытый космос, а также построит обитаемую околоземную станцию. Кроме того, Поднебесная ведет активную международную политику, объединяя вокруг своих космических проектов материковые государства Южной Азии.
В Китае не скрывают, что создают мощную космическую индустрию, потенциал которой раскроется уже к 2012 году. И это принципиально меняет расклад сил в космосе. На Востоке — Китай, на Западе — США. А посередине мы. Уже без амбиций, которые сейчас двигают китайцами, и с космическим бюджетом, в 40 раз меньшим, чем в США. Фактически, у России нет другого выхода, кроме как кооперироваться с европейцами.
В такой кооперации мы сможем в полном объеме продемон-стрировать свои достоинства — прежде всего надежность и экономичность своих ракетносителей. И это же даст нам возможность выиграть время, чтобы начать производство новых «изделий», которые сегодня уже есть в чертежах. Времени на это отведено 10—15 лет. Но если мы хотим остаться в числе лидеров освоения космоса, за это же время придется решить и другую проблему.
Стоимость запусков техники составляет всего 5−10% от общей стоимости космического рынка. И если Россия останется в роли космического извозчика, то очень скоро потеряет свое преимущество. Европейцам, по большому счету, тоже одним не угнаться за динамично развивающимся «небесным» рынком — деньги не те. Так что и они настроены на интеграцию с Россией. Словом, «брак по расчету» возможен. А как уверяют семейные психологи, такие браки нередко самые крепкие.