Сегодня Пятница 04 Декабря 2015 г.
Поиск:
  Статьи Гостевая
На главную Отправить сообщение на e-mail
Главная новость Основные
Salut, Renault. Блокпакет ВАЗа сегодня отойдет французскому автоконцерну

Соразмерность имеет значение

17 апреля 2007 г.

Самарской области удаются проекты, адекватные ее собственным экономическим возможностям. А вот реализация инициатив, требующих участия федерального центра, порой затягивается на долгие годы

Ресурсному потенциалу Самарской области могут позавидовать многие российские регионы. В первую очередь это удобное географическое положение — на стыке автомобильных, железнодорожных, воздушных и водных магистралей, соединяющих Север и Юг, Восток и Запад. В регионе развита добыча нефти с хорошими перспективами прироста ее промышленных запасов. Местные предприятия обеспечены минерально-строительным и горнохимическим сырьем. Конкурентными преимуществами Самарской области являются также сложившаяся транспортная и производственная инфраструктура, наличие квалифицированных кадров (более 60% занятого населения имеют высшее и среднее профессиональное образование), а также высокая покупательская способность жителей. В 2006 году доля этого региона в общероссийском объеме розничной торговли составила 3,1% — шестое место после Москвы, Московской области, Санкт-Петербурга, Тюменской и Свердловской областей.

Ориентиры для инвестора

По валовому региональному продукту (ВРП на душу населения Самарская область занимает 16 место в РФ и второе — в ПФО, а по общему объему производства — соответственно пятое и первое. Отраслями специализации являются машиностроение, включая автомобилестроение (свыше 50% в структуре промышленного производства), химическая и нефтехимическая промышленность (12%), нефтедобыча (9%), электроэнергетика (8%), пищевая промышленность (8%), а также производство строительных материалов и цветная металлургия.

Характерная особенность региональной экономики — высокий уровень концентрации: 60% объема промышленного производства дают всего 10 предприятий, представляющих, в основном, экспортноориентированные отрасли. На их долю приходится также около 40% от осуществляемых в регионе капитальных вложений. В рейтинг «400 крупнейших компаний России» по объему реализации продукции, составленный агентством «Эксперт РА» (см. № 37 журнала «Эксперт» за 2006 год), входит 12 самарских компаний (см. карту — больше, чем в любом другом поволжском регионе.

По оценке Moody’s Interfax Rating Agency, Самарская область выделяется среди других российских регионов качеством финансового управления, низким уровнем общего и прямого долга, а также высоким налоговым потенциалом, который обеспечивает ее независимость от федеральных дотаций на бюджетное выравнивание. По динамике промышленность региона опережает Россию в целом (см. график 1 и в 2007 году, по всей видимости, достигнет доперестроечного уровня. Однако ее развитие сдерживает высокий износ основных фондов — в среднем 65%, а в обрабатывающих отраслях — до 75%.

В стратегии социальноэкономического развития Самарской области до 2020 года базовым сценарием считается инновационный. Он предусматривает рост ВРП примерно на 7% в год и его увеличение к концу срока в 3,2 раза (против 2,7 раза при альтернативном — инерционном — сценарии). Однако намеченный график пока не выполняется: в 2006 году ВРП вырос всего на 5%. Опережающие темпы предписаны черной и цветной металлургии — объемы производства здесь вырастут на 86% и 56% соответственно, а также легкой промышленности, производству стройматериалов, химии и машиностроению. Значимость топливно-энергетического сектора намечено снизить, при этом в структуре нефтедобычи до 12−15% возрастет роль малых добывающих компаний.

Стратегия предусматривает также формирование в регионе шести кластеров — автомобильного (выпуск автомобилей и автокомпонентов), авиационно-космического (производство ракетнокосмической техники, авиадвигателей, авиаагрегатов и самолетов), инновационно-внедренческого, химического, нефтедобывающего и агроиндустриального. Этот подход определяет перспективность различных бизнесов: наибольший априорный интерес инвесторов вызывают строительство, телекоммуникации, а также химическая и пищевая отрасли. Однако резюмированные в справке ориентиры для инвестора включают не только значительные плюсы, но и существенные минусы.

Грани инвестиционной активности

По объему инвестиций на душу населения Самарская область лидирует в ПФО (см. таблицу). В отраслевой структуре капиталовложений преобладают машиностроение и металлообработка (30%), транспорт (20%), связь (10% и ЖКХ (9%). Треть от этого объема приходится на межрегиональные вертикальноинтегрированные холдинги — такие как Alcoa (владеет Самарским металлургическим заводом), СИБУР (два завода в регионе — «Тольяттикаучук» и Новокуйбышевская нефтехимическая компания и Пивоваренная компания «Балтика» (построила завод недалеко от Самары).

В структуре инвестиционного финансирования растет доля банков, однако ее огранивают относительно низкая капитализация местных кредитных учреждений, высокая стоимость заемных средств, а также нехватка у самарских предприятий ликвидного залогового имущества. Изза слабости местного фондового рынка, характерной, впрочем, для всех нестоличных субъектов РФ, самарские компании практически не используют такой источник долгосрочных инвестиций, как публичная эмиссия локальных (ориентированных на региональных инвесторов ценных бумаг. Есть лишь отдельные прецеденты размещения их по закрытой подписке.

Зависимость региональной экономики от внешних инвестиций заставляет местные власти широко поддерживать проекты с участием иностранных инвесторов. Речь идет о транснациональных корпорациях, подобных по масштабу уже работающим в Самарской области Nestle, PepsiCo, Coca Cola, Danone, Alcoa, а также о частных банках и международных кредитных организациях. В 2006 году из-за рубежа удалось привлечь около 1,8 млрд долларов — почти в два раза больше, чем в 2005 году, при этом опережающими темпами росли прямые инвестиции (см. график 2). Основной их объем направлен в нефтедобычу, строительство, машиностроение, металлургию и в сектор финансовых услуг. С 2002 года число работающих в Самарской области предприятий с зарубежными инвестициями выросло почти на 80% (сейчас их более 160). Впрочем, доля иностранцев в общем объеме инвестиций в основной капитал региона в 2006 году составила всего 2,5% (около 2 млрд рублей из 82,6 млрд). К тому же большая часть этих ресурсов предоставляется самарским предприятиям на короткое время — в форме торговых кредитов. Примечательно также, что в 2005 году основной объем (более 3/4 прямых иностранных инвестиций дали США, а в 2006 году — известные своими оффшорами Кипр (34% и Британские Виргинские острова (28%).

Таким образом, основным драйвером экономического развития Самарской области являются собственные и привлеченные средства местных компаний (в 2006 году их доли в общем объеме капитало-вложений составили 60% и 14% соответственно). Чтобы увеличить инвестиционные возможности регионального бюджета, областное правительство регулярно прибегает к заимствованиям на отечественном фондовом рынке, эмитируя облигации, размещаемые под весьма выгодный процент (см. «Долговой калькулятор» в

№ 11 журнала «Эксперт Волга» за 2006 год). В прошлом году доля областного бюджета в структуре источников инвестиций в основной капитал составила 14%.

Однако 85% бюджетных расходов направляется на социальные нужды: в областной инвестпрограмме на 2007 год 36% занимает здравоохранение, 28% — обеспечение населения жильем, 9% — образование, а оставшиеся 27% — культура, спорт и прочие нужды. Основными приоритетами региональных властей являются реализация нацпроектов и софинансирование федеральных программ. В 2006 году объем этих долевых средств составил почти 4,4 млрд рублей — на 70% больше, чем в 2005 году.

В I квартале 2007 года на объектах областной инвестпрограммы освоено 2,5 млрд рублей — вдвое больше, чем за тот же период прошлого года. Особенно активно велись строительные работы (в частности, на транспортных развязках и мостовых сооружениях, учебном корпусе госуниверситета, онкоцентре, жилых домах на территории санатория управления делами президента РФ «Волжский Утес», сельских очистных сооружениях, стадионе «Строитель» в Тольятти и Доме культуры в поселке УстьКинельский). В 2007−2009 годах основной объем бюджетных инвестиций будет направлен на оптимизацию сети учреждений социальной сферы, формирование рынка доступного жилья и обеспечение жильем льготных категорий граждан, развитие ЖКХ, а также на создание регионального спутникового телерадиовещания и сети интерактивного доступа в Интернет.

Привлечь внимание Москвы

По словам министра экономического развития, инвестиций и торговли Самарской области Габибуллы Хасаева, всего в регионе намечено к реализации более 100 коммерческих и свыше 300 социальных инвестпроектов общей стоимостью 3,6 трлн рублей. Однако на более или менее крупные начинания у Самарской области — при всей ее бюджетной обеспеченности — попросту не хватает денег, и по-иному в нынешней системе финансовых отношений между Москвой и российскими регионами быть не может. А потому им приходится конкурировать между собой за привлечение инвестресурсов из федеральной казны.

Чтобы стать «точкой роста», субъекту РФ нужно, как считает директор регионального направления рейтингового агентства «Эксперт РА» Григорий Марченко, добиться заметных экономических успехов и стать известным в масштабах страны. Для паблисити гн Марченко рекомендует такие средства, как выдвижение «федеральной инициативы», реализация крупного межгосударственного проекта, создание уникального конкурентного преимущества и пиар-продвижение. Однако решающими факторами он считает инициативу и политическую волю руководителей региона, их профессионализм и наличие поддержки со стороны бизнеса и населения.

Впрочем, комплекс этих — безусловно, необходимых — условий еще не гарантирует желаемого финансового результата. За 15 лет руководства Самарской областью Константин Титов овладел всеми вышеперечисленными рычагами как мало кто из его коллег-губернаторов, и тем не менее реализация многих продвигаемых им начинаний, являющихся по региональным меркам мегапроектами, затягивается на долгие годы.

Мегапроекты: долгострой и «незавершенка»

Строительство метрополитена в Самаре ведется с начала 1980−х годов и все еще далеко от завершения — более того, неоднократно обсуждался вариант его консервации. Около 10 лет ведется прокладка автомагистрали «Центральная», которая должна разгрузить две главные трассы областного центра — улицу НовоСадовую и Московское шоссе. Осуществление этого проекта осложнено необходимостью сноса жилых домов и прилегающих к ним гаражей. Таким же долгостроем на бюджетные деньги стал онкоцентр, позиционирующийся как едва ли не самый крупный и высокотехнологичный в стране. К тому же для его текущего содержания у Самарской области нет достаточных средств, а потому центр было бы целесообразно передать в федеральную собственность.

Около 15 лет реализуется проект создания регионального технопарка в Самаре. Под него отведено более 50 га в пригородной зоне, выполнен значительный объем проектных работ, определена общая стоимость проекта — 10,6 млрд рублей, 1,6 млрд из которых берет на себя область (для оформления землеотвода и обустройства инженерной инфраструктуры). Разработана даже соответствующая целевая программа на 2007−2015 годы. Однако ее внесение в губернскую думу было заблокировано на состоявшемся недавно заседании регионального правительства: камнем преткновения стало выяснившееся здесь же отсутствие экологической экспертизы проекта.

Впрочем, областным чиновникам приходится договариваться не только между собой, но и с бизнес-структурами. Только в таком формате может решаться, к примеру, судьба стратегически важного для Тольятти и региона в целом АвтоВАЗа, дающего четверть доходов областного бюджета. Продвигаемая самарскими властями идея создания в Тольятти промышленнотехнологического парка (ПТП «Российские автокомпоненты» поначалу не входила в стратегические планы нового владельца автозавода — госкорпорации «Рособорон-экспорт» (РОЭ), и на решение этой проблемы ушло не менее полутора лет.

Зато сегодня президент группы «АвтоВАЗ» Владимир Артяков уверенно заявляет, что ПТП открывает перед предприятием «самые широкие перспективы, связанные прежде всего с реализацией совместного проекта с канадской компанией Magna». Кроме того, в ПТП планируется создать комплекс LADA Motors, выпускающий национальную автоспортивную технику, а также автодром LADA Ring для проведения соревнований и испытаний автомобилей и автокомпонентов. Однако пока ПТП существует лишь в форме идеи, и до ее воплощения хотя бы в бизнес-план, судя по взятым РОЭ темпам, понадобятся годы.

Немаловажна для инвестиционного процесса в Самарской области и консолидация политических элит. Подтверждение тому — история амбициозного проекта застройки жилого микрорайона «Самарское Заречье». По отношению к этой инициативе бюджетный комитет Самарской губернской думы занял весьма критическую позицию. Аргументируя ее, председатель комитета Алексей Ушамирский заявил, что региональное министерство строительства и ЖКХ до сих пор не объявило цену 1 кв. м в этом микрорайоне, что мешает частным инвесторам оценить его привлекательность. Между тем проектно-изыскательские работы, охватывающие всего 218 га из 1800, обошлись областному бюджету уже в 200 млн рублей. Депутат высказал претензии еще к ряду министерств, пояснив, что недостаточная оперативность их работы тормозит реализацию региональной инвестпрограммы и привлечение средств федерального бюджета.

Наиболее подготовлен для продвижения на федеральный уровень заявленный еще в 1995 году проект транспортного консолидирующего центра по обработке грузов и контейнеров (СТКЦ). Речь идет о системе складовтерминалов и инфраструктурных объектов, которые консолидировали бы грузопотоки всех видов транспорта, в СТКЦ включаются также объекты сопутствующего сервиса и информационнологистический центр по управлению грузопотоками. В отличие от других самарских инвестпроектов, извест-ны основные параметры СТКЦ: его стоимость составляет более 7 млрд рублей, срок окупаемости — 15 лет, годовая мощность — 775 тыс. TEUs, внутренняя норма рентабельности — 13%. Рабочее проектирование СТКЦ должно завершиться в 2008 году, а строительство — в 2013−м. Предполагается, что 50% средств предоставит правительство РФ (через федеральный инвестфонд), 25% — правительство Самарской области и 25% — частные инвесторы и банки (под госгарантии и господдержку инвестиций).

К осени 2007 года консалтинговая компания PriceWaterhouseCooper должна завершить разработку детального бизнес-плана, который сначала поступит на экспертизу к будущему финансовому оператору проекта (в «Райффайзен банк»), а затем — в Минэкономразвития РФ для принятия решения о включении СТКЦ в программу федерального инвестфонда. И чтобы получить желаемый результат в острой конкурентной борьбе, самарским лоббистам потребуется максимальная мобилизация их возможностей.

Главная проблема — раскрыть глаза, уши и кошельки тех, кто причастен к распределению денег: хороших проектов много, а оценить все их достоинства в московской суете зачастую просто недосуг. Другое дело — презентация в рамках какого-либо выездного мероприятия, устроители которого делают все, чтобы обострить восприятие московских чиновников. Такой шанс Самарская область получит, в частности, на межрегиональном экономическом форуме, который пройдет здесь в начале июля.

Лидия КУЗНЕЦОВА

Борис Алешин: "Мы – с Renault"На днях будет подписана сделка между АВТОВАЗом и французской компанией Renault.

«В нашем театре нет ни дрязг, ни сплетен, сюда идешь, как к себе домой»

Геннадий Куропаткин,заведующий ортопедическим отделением №1 больницы им. Калинина, заслуженный врач России: «Обычные хирурги всё время что-то отрезают. Мы же только добавляем, наращиваем или заменяем»

Андрей Луговой: «На посту президента России себя не вижу»

Геннадий КИРЮШИН: «Я готов быть менее активным участником бизнес-процесса – стать инвестором». Председатель совета директоров СМАРТСа решил отойти от дел и заняться политикой

Работа идет не только по плану

Жириновского попросили о Луговом

Встреча Владимира Путина с участниками международного дискуссионного клуба «Валдай»

Андрей ШОКИН: «Вести социально ответственный бизнес для меня гораздо важнее, чем заниматься политикой»

Лев ПАВЛЮЧКОВ: «Зеленые» стали голубыми»

Губернатор Самарской области - Владимир Владимирович Артяков

Третьяк: Путин — залог успеха

Дембельский альбом Владимира Путина

Самара отпраздновала День города

Урны на улицах города Самары

Улицы Самары глазами простого горожанина - 2

Открытые люки - 2

Lada Priora. Фото

Пикет КПРФ у Губернской Думы 24.04.07

Малометражка от АвтоВаза

Открытые люки

Состояние Набережной р. Волга в Самаре (20.04.07)

"Вот я могу сказать, за мэрии здесь закреплен Струковский парк. Вот до тех пор он не станет чистым, я с него не слезу" (мэр Самары Виктор Тархов, "Эхо Москвы в Самаре" от 11.04.07) Фото от 23.04.07

Самара. Воскресенье, 22.04.07, после Всероссийского субботника

 
Rambler's Top100 Рейтинг@Mail.ru
www.profnastil-ksp.ru

©«Самарапресса.Ru»
Электронный архив самарской прессы
«Sampressa.ru»
(8422) 41-00-30
89277091133
Редакция не несет ответственности за достоверность информации,
опубликованной в рекламных объявлениях.
Редакция не предоставляет справочной информации.