18 апреля 2007 г.
Руководство АвтоВАЗа приняло решение сократить выпуск автомобилей семейства Lada Kalina. С 6 августа производство модели будет переведено в односменный режим. Ссылаясь на вице-президента Группы АвтоВАЗ по производству и техническому развитию Владислава Капустина, корпоративное издание ВАЗа «Волжский автостроитель» сообщает, что решение о переводе на односменный режим носит временный характер и распространяется лишь на текущий год. В результате высвободится около 300 человек, 80% из которых останутся на производстве Lada Kalina, а остальные будут распределены по другим подразделениям производства, испытывающим дефицит численности (сборочно-кузовное производство).
По данным Капустина, годовая мощность линий Lada Kalina при нормальной загрузке – 110 тыс. автомобилей, а собирается 120—125 тыс., то есть сейчас вторая смена организована ради 10% плана, что вызывает желание оптимизировать производственный процесс. Другой причиной сокращения тольяттинцы признают проблемы со сбытом. «Эксперт Online» уже писал о спаде продаж вазовских автомобилей в России. Проблемы начались после последнего повышения отпускных цен осенью прошлого года. Товарные остатки на складах дилеров накапливались вплоть до весны 2007 года, и до сих пор распродать их не удается. По итогам первого квартала выручка от реализации продукции на ВАЗе сократилась почти на 20% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года. Маркетинговые службы тольяттинского завода предпринимают отчаянные попытки помочь сбытовым структурам. Так, в конце мая АвтоВАЗ предложил своим дилерам снизить цены на автомобили семейств Kalina и Samara на 14 и 12 тыс. рублей соответственно. Потери дилеров завод пообещал компенсировать из собственного кармана.
Но, похоже, даже такие радикальные меры не могут существенно повысить «продаваемость» Lada Kalina. Несмотря на прежние заявления о наращивании объемов выпуска этих машин, руководство ВАЗа вынуждено снизить давление на рынок. Любопытно, что «классика» по-прежнему выпускается в соответствии с производственным планом, и самая дешевая в России машина все еще пользуется спросом.
Помимо названных причин есть и необходимость введения ряда принципиальных изменений в производственный цикл семейства Lada Kalina – запуск «универсала», увеличение количества вариантов исполнения («норма», «люкс», «стандарт» и т. д. На освобожденном от второй смены конвейере провести необходимую модернизацию будет проще. Владислав Капустин отметил, что с января 2008 года конвейер по сборке Lada Kalina вновь начнет работать в две смены.
Елена Пашутинская