12 апреля 2007 г.
Редакционная статья
Всем известна страсть американцев делать все историей. Джинсы, в которых прадед покорял Дикий Запад, пуля времен войны за независимость, рецепт виски Джорджа Вашингтона, имение Элвиса Пресли — каждую мелочь американцы маниакально вносят в историю штатов.
Нам, со своей историей, в несколько десятков раз длиннее американской, это кажется чуть ли не фетишизмом. У нас не вызывает особого трепета не только шапка Мономаха, посмотреть на которую выстраиваются очереди из иностранных туристов, но и старинные усадьбы и церкви, волгоградская Родина-мать и длинный перечень других памятников истории и архитектуры, оспаривать ценность которых не возьмется даже завзятый скептик. Если только, конечно, они ему не будут интересны как коммерческая недвижимость.
К своей истории и природе мы относимся цинично. Например, всерьез рассуждаем о том, чтобы создать на территории природных заповедников биосферные резерваты: хотим развивать там экологический туризм — идея в прошлом месяце обсуждалась на специальном совещании в природном заповеднике «Большая Кокшага» в Марий Эл. И это нам отнюдь не мешает добывать нефть на соседних особо охраняемых территориях. Или реставрируем битву Тимура и Тохтамыша в условном месте под Самарой, когда половина собравшихся ее посмотреть смущенно перешептывается, пытаясь выведать, «победили ли наши на самом деле», а школьники вообще считают главных героев сказочными персонажами, едва ли не героями мультсериала. Или восстанавливаем усадьбу Льва Толстого под той же Самарой, где знаменитый писатель занимался кумысолечением и развлекал местных жителей скачками, тогда как в Ясную Поляну ездят одни школьники, и то из-под палки обязательной Марьиванны.
Складывается впечатление, что большинство региональных туристических проектов, да и сами разговоры о развитии внутреннего туризма ведутся у нас напоказ. Для иностранных делегаций устраиваются помпезные презентации природных чудес края, извлекаются на свет исследования чудодейственных свойств мест-ного воздуха и кумыса, отстирываются национальные костюмы, разучиваются песни и пляски. А как только заморские гости уезжают — все складывается в сундуки и пылится до следующих официальных приемов.
По крайней мере, бизнес в такие проекты верит мало. Например, в Чувашии, Марий Эл, Мордовии, о национальном колорите которых в официальных речах было сказано немало вдохновенных слов, нет ни одной компании, пожелавшей бы привозить в республики туристов либо организовывать экскурсии для своих, региональных, школьников и студентов. Да и в других регионах к тем, кто всерьез занимается внутренним туризмом, относятся как к чудакамфанатикам.
Похоже, пока мы сами не поверим в потенциал тех проектов, о которых так долго говорим, не начнем ценить остатки дворянских усадеб, разбираться в деталях народных костюмов и местном фольклоре, хранить советские флаги и памятники, вряд ли в их ценность сможет поверить ктото еще. Тем более тот, кому все это чуждо гораздо больше, чем нам самим.