Сегодня Пятница 04 Декабря 2015 г.
Поиск:
  Статьи Гостевая
На главную Отправить сообщение на e-mail
Главная новость Основные
Salut, Renault. Блокпакет ВАЗа сегодня отойдет французскому автоконцерну

Холодный душ

12 апреля 2007 г.

Создание единого реестра туроператоров, чего требует закон о туристической деятельности, показало, что во всем Поволжье осталось всего пятьдесят компаний, способных формировать и продавать собственный турпродукт. Желание региональных фирм самостоятельно работать на рынке международного туризма охлаждает конкуренция со столичными и турецкими компаниями. А на внутреннем — невнятная региональная политика по развитию отрасли. На прошлой неделе Федеральное агентство по туризму (Ростуризм огласило список компаний, которые вошли в единый федеральный реестр туроператоров. В него внесены операторы, оформившие финансовые гарантии в размере от 5 млн рублей — для работы на рынке международного туризма, и от 500 тыс. рублей — для работы на внутреннем. Система фингарантий законодательно заменила процедуру лицензирования, действовавшую в отрасли ранее: с 1 июня заниматься туроператорской деятельностью имеют право лишь те, кто несет финансовую ответственность за оказываемые услуги. Иначе компании придется отвечать за незаконное предпринимательство.

Как на практике будет работать механизм фингарантий? Кого на самом деле защищают новые законодательные нормы — туриста, которого обещано оградить от недобросовестных фирм и обеспечить компенсацией в случае оказания ему услуг не в полном объеме или плохого качества, или интересы крупных компаний, которым фингарантии помогут убрать с рынка конкурентов? Ответить на эти вопросы можно будет не раньше, чем по итогам сезона (подробнее о прогнозах см. «Большие аппетиты» в № 31 журнала «Эксперт Волга» за 2006 год).

На сегодня главным результатом введения новых законодательных норм можно назвать резкое — в разы — сокращение количества компаний, которые могут назвать себя операторскими. Согласно данным Ростуризма, в Поволжье оказалось всего 19 операторов, имеющих право работать на рынке международного туризма, то есть самостоятельно отправлять и принимать туристов из-за рубежа, и 31 оператор рынка внутреннего туризма. Причем часть регионов — Чувашия, Мордовия, Ульяновская область и Марий Эл — и вовсе остались без собственной операторской компании (см. таблицу 1).

В списках значатся

Региональные операторы обращают внимание на то, что списки Ростуризма еще не окончательные — например, только за последнюю неделю реестр пополнился сотней компаний. Между тем отмечают, что перечень в его нынешнем виде соответствует реальной ситуации на региональном рынке туристических услуг. Руководители крупных фирм и раньше утверждали, что региональных операторов можно перечесть по пальцам, а остальные, называя себя так, слишком вольно трактуют этот, в общемто, узкопрофессиональный термин. Поэтому их не удивляет количество компаний, заявленных в реестре.

В списки попали все региональные операторы, кто работал в таком качестве на рынке, говорят все опрошенные журналом «Эксперт Волга» руководители мест-ных туркомпаний. По их оценкам, для крупных фирм финансовые гарантии оказались вполне посильными. Договор страхования, какой выбрало в качестве финансового обеспечения абсолютное большинство местных операторов (в Поволжье исключением стала только нижегородская компания приключенческого туризма «Команда Горький», оформившая банковскую гарантию в размере 5,5 млн рублей — на полмиллиона выше минимальной планки), обходится примерно в 1−2% от страховой суммы. То есть в 50−100 тыс. рублей в год для операторов международного туризма и в 5−10 тыс. — внутреннего. «Учитывая то, что в среднем туроператор работает с нормой прибыли в пять процентов, чтобы обеспечить фингарантии в 100 тысяч рублей в год, его минимальный оборот должен быть не менее двух миллионов рублей», — подсчитывает Евгений Аникин, начальник отдела продаж «Самарааэротур».

Финансовые показатели крупных региональных компаний позволяют обеспечить подобные гарантии (см. таблицу 2). Сергей Самохин, генеральный директор самарской «Расип Трэвел», даже предполагает, что часть турфирм может оформить фингарантии и получить статус оператора только ради имиджа.

Сделать выбор

Отказ от операторской деятельности, о чем свидетельствует сокращение количества компаний, считающих выгодным для себя получить этот статус, связан не с тяжестью фингарантий, а с самой логикой развития бизнеса. Так, в самарской турфирме «Одиссея 21 век» утверждают, что здесь с мая не работают в качестве оператора. При этом уверяют, что это никак не связано с обязанностью нести финансовую ответственность — в компании, по словам ее представителя, просто посчитали агентскую работу более выгодной для себя. То же говорит и Вячеслав Назаренко, генеральный директор нижегородской туристической компании «Дилижанс», которая, вопреки ожиданиям коллег, имея аккредитацию при МИДе, отказалась оформлять фингарантию для работы в международном туризме и сейчас вошла в реестр Ростуризма как оператор внутреннего рынка. «Если в прошлом году мы и принимали иностранных граждан, и обслуживали российских туристов, желающих выехать за границу — в основном в безвизовые страны, то в этом сезоне наши контракты на incoming (въездной туризм — прим. Ред. не подтвердились, а по выезду мы решили работать только как агент крупных московских операторов. Мы консолидируем рейсы для турецкой компании Coral Travel, работаем по прямому договору со столичной ‘‘Натали Турс’’», — поясняет г-н Назаренко.

Выбор между самостоятельной и контрактной деятельностью на международном рынке стоит перед большинством операторских компаний в регионах. Практически все они формируют свой продукт в партнерстве с сетевыми операторами. Например, покупают у московских («Натали Турс», «ТЭЗ Тур», UTE Megapolus, «Капитал Тур» и др. либо турецких (Pegas Touristik, Coral Travel и др. консолидаторов блоки мест на чартерных рейсах или «наземку» (услуги проживания в отеле и развлекательную программу в месте отдыха). Поэтому на направлениях, которые интересны самим москвичам и туркам — например, Турции, — их предложение редко способно составить серьезную конкуренцию по цене и качеству. Тем более что у крупных сетевых компаний больше и возможностей по продвижению своего продукта. «Через агентства продается 90 процентов путевок. Мы не в состоянии состязаться с ними по количеству точек продаж», — говорит Сергей Самохин. В итоге по самому массовому направлению — Турции — большинство местных операторов предпочитает не формировать свои туры, а работать в качестве агентов.

При этом операторством в чистом виде не занимается ни одна компания — большинство из них связывают давние партнерские отношения со столичными и турецкими операторами: параллельно с продажей собственного продукта они выступают и их агентами. Таким проще всего перейти на агентскую деятельность — для новичков «входной билет» на рынок стоит гораздо дороже. Опытным компаниям, обеспечивающим высокие продажи (например, «Натали Турс» — 50 тыс. долларов в сезон), операторы продлевают контракты на прежних условиях. А вот новым предлагается работать только по предоплате (замораживать на счетах оператора суммы предполагаемых объемов продаж или через уполномоченные региональные агентства, деля с ними комиссионные, рассказывает Елена Яшина, директор нижегородской туристической компании «Вип Трэвел». Таким образом, комментирует Вячеслав Назаренко, операторы страхуют себя от недобросовестных посредников — ведь сейчас они несут финансовую ответственность перед клиентом и хотят работать только с проверенными партнерами.

Правда, агентская работа предполагает зависимость от операторской компании. Региональные турфирмы опасаются, что их партнеры в будущем сами смогут нарастить собственную региональную сеть продаж и потеснить агентов. Они указывают на появление своих точек продаж у таких компаний, как Pegas Touristik, «ВКО клуб».

Нишевые решения

Выбирая агентскую форму работы по наиболее массовым направлениям, по нишевым продуктам поволжские операторы предпочитают работать самостоятельно. Например, «Расип Трэвел» предлагает туры в Грецию, Крит и Испанию, участвуя в формировании чартерных рейсов из Самары московских партнеров. «Самараинтур» рекламирует свои туры в Италию. А «Самарааэротур» специализируется на путешествиях по Европе, ориентируясь на расписание регулярных рейсов Lufthansa и «Чешских авиалиний», которые летают из Самары во Франкфурт и Прагу.

Нижегородские фирмы, обеспечившие фингарантии для работы на рынке международного туризма, вообще ориентированы на прием. Например, оператор речного туризма «Гама», а также компания «Вип Трэвел». Они сетуют на то, что в законе не предусмотрено разделение международного оператор-ства на incoming и выезд и, соответственно, не дифференцированы финансовые гарантии для тех, кто вывозит туристов за рубеж, и тех, кто принимает иностранцев в регионе.

Свою нишу для работы на международном рынке региональные операторы находят, не только изучая карту и предлагая посетить те уголки планеты, туры в которые еще не поставлены на поток сетевыми компаниями, но и продвигая функционально другие виды отдыха. Например, образовательные программы, на чем специализируется нижегородская компания «Лэнгфорд Трэвел». «Среди нижегородских фирм, специализирующихся на образовательных турах, мы — единственная, вошедшая в реестр, — утверждает директор ‘‘Лэнгфорд Трэвел’’ Наталья Кривич. — Некоторые компании предпочли не оформлять фингарантии, аргументируя это тем, что образовательные туры — это не туризм. На самом деле закон един для всех, занимается ли компания образовательным туризмом либо лечебными или экскурсионными турами. Образовательные туры включают в себя, кроме обучения, еще и проживание, питание, экскурсионную программу, оформление визы, страховку, перелет. Так что вопрос — оформлять фингарантии или нет — равнозначен тому, соблюдать закон или нет». Судя по этой логике, в реестре должен появиться еще целый ряд поволжских компаний, предлагающих услуги обучения за рубежом. Например, это одно из направлений в саратовской «Примавере» — единственной из этого региона внесенной в реестр Ростуризма в качестве международного оператора. Считаясь агентом московских оператор-ских фирм, она предлагает и собственные программы — свадебные, обучения и лечения за рубежом, а также корпоративные тренинги, рассказывает генеральный директор «Примаверы» Владимир Маныкин.

Спасение утопающих

Несмотря на намерения областных и республиканских властей «развивать рекреационный потенциал региона», закрепленные в соответствующих пунктах местных стратегий развития, воплощать эти мечты в жизнь желающих мало. По крайней мере, число компаний, обеспечивших фингарантии для работы в статусе оператора внутреннего туризма, никак не свидетельствует об энтузиазме региональных инвесторов. Большинство руководителей туристических фирм уверено, что не они должны платить за работу на этом рынке, а, напротив, государство — в лице региональных властей — должно им приплачивать за реконструкцию памятников архитектуры, за продвижение региона на специализированных выставках и прочее.

Самой доходной нишей внутреннего туризма в Поволжье остаются речные перевозки. Об этом говорят показатели «Волга-ФлотТура» и «Гамы», вошедших в число лидеров россий-ской туриндустрии, а также туры по России — в Санкт-Петербург и Москву, на Черноморское побережье, по «Золотому кольцу».

Что касается регионального туризма, то здесь речь идет скорее об инвестициях в будущее и социальных проектах, реализуемых совместно с властями, чем о бизнесе. Проблемы у всех регионов общие: разваленная инфраструктура, отсутствие отелей и опыта реализации подобных проектов. Вкладываться в них местные компании пока не спешат. «Наша фирма, например, лучше потратит средства на чартерные рейсы, чем будет заниматься строительством отеля или базы отдыха», — говорит директор саратовского туристического агентства «МираТур» Марина Сивоплясова.

Наибольший интерес к региональному туризму — у операторов городов так называемого «Золотого кольца», одного из самых раскрученных российских туристских маршрутов. Из поволжских регионов в него попадают Ярославль и Кострома. Обсуждается включение в «обязательную программу» маршрута и Нижнего Новгорода. В этих регионах власти наиболее активно поддерживают туристическую отрасль, видя в ней потенциальный источник пополнения регионального бюджета. Например, в прошлом году Ярослав-ская область заработала на въездном туризме около 1,5 млрд рублей в виде налоговых поступлений, а в этом году планирует увеличить эту статью доходов еще на 15−20%. Стратегию развития туризма воплощает Татарстан, один туристический слоган которого «Открой для себя Татарстан» (калька с турецкого — «Открой для себя Турцию» демонстрирует амбиции региона. В Нижегородской области ставка делается на национальный колорит и народные промыслы (см. «Волга, Пушкин, матрешка» в № 4 журнала «Эксперт Волга» за 2006 год). А вот в Самаре, Саратове и поволжских республиках — Мордовии, Марий Эл, Чувашии — проекты по развитию регионального туризма пока пылятся на полках и ждут инвесторов.

Борис Алешин: "Мы – с Renault"На днях будет подписана сделка между АВТОВАЗом и французской компанией Renault.

«В нашем театре нет ни дрязг, ни сплетен, сюда идешь, как к себе домой»

Геннадий Куропаткин,заведующий ортопедическим отделением №1 больницы им. Калинина, заслуженный врач России: «Обычные хирурги всё время что-то отрезают. Мы же только добавляем, наращиваем или заменяем»

Андрей Луговой: «На посту президента России себя не вижу»

Геннадий КИРЮШИН: «Я готов быть менее активным участником бизнес-процесса – стать инвестором». Председатель совета директоров СМАРТСа решил отойти от дел и заняться политикой

Работа идет не только по плану

Жириновского попросили о Луговом

Встреча Владимира Путина с участниками международного дискуссионного клуба «Валдай»

Андрей ШОКИН: «Вести социально ответственный бизнес для меня гораздо важнее, чем заниматься политикой»

Лев ПАВЛЮЧКОВ: «Зеленые» стали голубыми»

Губернатор Самарской области - Владимир Владимирович Артяков

Третьяк: Путин — залог успеха

Дембельский альбом Владимира Путина

Самара отпраздновала День города

Урны на улицах города Самары

Улицы Самары глазами простого горожанина - 2

Открытые люки - 2

Lada Priora. Фото

Пикет КПРФ у Губернской Думы 24.04.07

Малометражка от АвтоВаза

Открытые люки

Состояние Набережной р. Волга в Самаре (20.04.07)

"Вот я могу сказать, за мэрии здесь закреплен Струковский парк. Вот до тех пор он не станет чистым, я с него не слезу" (мэр Самары Виктор Тархов, "Эхо Москвы в Самаре" от 11.04.07) Фото от 23.04.07

Самара. Воскресенье, 22.04.07, после Всероссийского субботника

 
Rambler's Top100 Рейтинг@Mail.ru
www.profnastil-ksp.ru

©«Самарапресса.Ru»
Электронный архив самарской прессы
«Sampressa.ru»
(8422) 41-00-30
89277091133
Редакция не несет ответственности за достоверность информации,
опубликованной в рекламных объявлениях.
Редакция не предоставляет справочной информации.