Сегодня Пятница 04 Декабря 2015 г.
Поиск:
  Статьи Гостевая
На главную Отправить сообщение на e-mail
Главная новость Основные
Salut, Renault. Блокпакет ВАЗа сегодня отойдет французскому автоконцерну

Манящий автолизинг

17 апреля 2007 г.

Интерес к поволжскому рынку автолизинга притягивает в макрорегион все новые федеральные компании, что ведет к ужесточению конкуренции. Этот процесс заставляет лизингодателей совершенствовать свою маркетинговую политику и расширять продуктовую линейку. По итогам 2006 года объем финансовых средств, вложенных в автотранспорт лизинговыми компаниями (ЛК), работающими в Поволжье, увеличился более чем в два раза по сравнению с прошлым годом и превысил 8,3 млрд рублей. Причем структура профинансированных сделок на протяжении последних лет оставалась практически неизменной: 58% — грузовой транспорт и 42% — пассажирский.

Динамика лизинга автотранспортных средств год от года превышает скорость заключения контрактов по другим объектам. Так, прошлогодний прирост сделок по автолизингу в Поволжье более чем на 20% превзошел средние показатели. Впрочем, тенденция характерна для всей страны: удельный вес такого продукта в общей сумме лизинговых операций России вырос за шесть лет (с 2001 по 2006 годы с 11% до 24%. Кроме того, данный вид сделок является самым распространенным на рынке финансовой аренды. Об этом свидетельствует тот факт, что из 38 компаний, участвующих в нашем исследовании, 34 финансируют поставки грузового транспорта и 33 — пассажирского.

Привлекательный сегмент

Интерес потребителей к автолизингу обусловлен целым рядом причин: потребностью постоянного пополнения и обновления транспортных средств, ясной мотивацией спроса во многих отраслях экономики, прозрачностью в ценообразовании, значительным числом пользователей, количеством и срочностью договоров, конкуренцией среди производителей. Плюс относительная простота в исполнении заказов клиентов и высокая доходность как для лизингодателей, так и для лизингополучателей. Однако главным фактором, делающим автотранспорт желанным объектом лизинговой сделки, является его высокая ликвидность, что превращает его в удобное и надежное средство по обеспечению условий договора. Важная особенность развития лизинга еще и в том, что помимо передачи автомобиля ЛК предоставляет клиенту немало сопутствующих услуг (регистрация машины в ГИБДД, прохождение техосмотра, замена резины, выкуп автомобиля в конце срока лизинга).

Аналитик рейтингового агентства «Эксперт РА» Павел Самиев в качестве одной из основных причин прошлогоднего бурного роста рынка автолизинга называет избыток ликвидности у банков и необходимость размещения ими своих свободных средств. А это означает увеличение кредитования инвестиционных проектов, в том числе и лизинга, который превратился в довольно надежный вариант инвестиций. Кроме того, вторичный рынок автомобилей развит достаточно высоко, поэтому продажа подержанной машины не представляет для лизингодателя серьезной проблемы.

Местные гиганты

Первое место среди компаний, работающих на поволжском лизинговом рынке автотранспорта, занимает ЛК «КамАЗ» ( см. таблицу 1). Среди рассматриваемых нами предприятий на этого лизингодателя приходится почти 38% стоимости всех сделок по всему автотранспорту. На рынке грузовых автомобилей фирма выглядит еще более представительно: ее удельный вес в этом сегменте составляет 72%. В прошлом году динамика стоимости сделок, совершаемых лидером, несколько уступала средним темпам и составила 55%. Но, несмотря на это, темп роста весьма высок, особенно если учесть масштабы компании. Кроме того, по абсолютному приросту автосделок ЛК «КамАЗ» нет равных в Поволжье. В прошлом году она заключила ряд долгосрочных контрактов и активно развивала такое направление, как разработка проектов по полнооперационному лизингу.

Одним из наиболее крупных прошлогодних проектов стало предоставление компании «Южкузбассуголь» 145 единиц техники — модернизированных самосвалов, самосвалов «тяжелого» семейства, вахтовых автобусов, бортовых автомобилей, тягачей, коммунальной техники, полуприцепов. Весь контракт оценивается почти в 200 млн рублей. ЛК «КамАЗ» берет на себя не только поставку техники, но и анализ состояния автопарка клиентов, подготовку рекомендаций по его оптимизации, разработку автотехники, отвечающей запросам потребителей, централизованную доставку, предпродажную подготовку, собственно систему клиентского финансирования покупки автотехники, включая механизмы лизинга, сервисное обслуживание. В стоимость контракта входят полное страхование, КАСКО, ОСАГО, постановка техники на учет в ГИБДД. Еще одним крупным заказом на услуги ЛК «КамАЗ» стал контракт, заключенный с транспортным предприятием ЗАО «ПАК-Инвест» (Набережные Челны), который предусматривает финансирование 50 новых автобусов НЕФАЗ на сумму 161 млн рублей.

На втором месте среди ЛК, совершающих сделки с автотранспортом, располагается Приволжская лизинговая компания (Саров, Нижегородская область). Прошедший год стал для нее очень удачным: стоимость профинансированных сделок в данном сегменте увеличилась более чем в пять раз ( см. таблицу 2). Столь высокие результаты сопровождались значительными изменениями в структуре финансовых операций по видам оборудования. Ключевым фактором явилось резкое увеличение (в шесть раз объема средств, направленных на инвестирование пассажирского автотранспорта — со 150 млн рублей в 2005 году до 900 млн в 2006−м. В результате доля сделок, приходящихся на этот объект, увеличилась с 60 до 90%. Причиной столь резкого роста стало заключение лизингового контракта на поставку в Нижегородскую область 315 городских автобусов большого класса (ЛиАЗ-5256 с двигателем Caterpillar. Общая стоимость контракта составила более 1,1 млрд рублей.

Среди местных лизингодателей в десятку крупнейших фирм на поволжском рынке также попали ярославская Транспортная лизинговая компания (третье место и казанская «Ак Барс Лизинг» (восьмое место).

В Поволжье за грузовиками

В «большой десятке», работавшей в 2006 году на поволжском рынке — шесть компаний федерального уровня. На долю сделок по автолизингу, заключенных филиальными сетями, пришлось 26%, что на 8% больше, чем годом ранее ( см. диаграмму 1). Значительно вырос интерес федеральных игроков к лизингу грузового транспорта: стоимость сделок по данному объекту увеличилась почти в пять раз по сравнению с 2005 годом. Это позволило им увеличить свою долю по грузовикам с 11% до 27% ( см. диаграмму 3). Кроме того, среди десяти крупнейших компаний по лизингу грузового автотранспорта семь — федеральные ( см. таблицу 4), причем их динамика значительно превосходила аналогичный показатель местных лидеров.

Ориентация федеральных игроков на этот сегмент лизингового рынка абсолютно обоснованна: по данным ГИБДД, почти две трети всех грузовых автомобилей, работающих в стране, собраны более десяти лет назад, а 85% грузовиков старше пяти лет. При норме обновления парка 10% в год ежегодная потребность в грузовых машинах полной массой от 14 до 40 тонн составляет 110−115 тыс. штук. Отсюда вывод: для нормального функционирования отраслей экономики необходимо обновление парка, а значит, рост продаж грузовых автомобилей неизбежен. Это подтверждают и результаты исследования, проведенного ЛК «КамАЗ», в результате которого было опрошено более трех тысяч предприятий, имеющих грузовики: почти половина респондентов планирует приобретение таких машин в 2007 году. Причем 32% предприятий хотят воспользоваться лизингом. Эта доля могла быть и выше (хотя очевидно, что она будет возрастать), но многие потенциальные потребители недостаточно осведомлены о лизинговых программах и об их преимуществах относительно других способов приобретения автотехники, а 47% опрошенных и вовсе не знакомы с лизингом как инструментом обновления основных фондов.

Чья возьмет?

Расширение присутствия федеральных ЛК в регионах поддерживается финансовыми возможностями, что является ключевым фактором их конкурентоспособности. Однако это не единственное преимущество. «Федеральные лизинговые компании имеют возможность первоочередного и зачастую единственного размещения как справочной, так и рекламной информации в автосалонах, — сообщил журналу ‘‘Эксперт Волга’’ Игорь Леонгард, генеральный директор ООО ‘‘ЭкономЛизинг’’ (Саратов). — Такие льготные, а иногда даже монополистические условия присутствия возможны благодаря генеральным соглашениям между производителем автотранспорта и собственниками федеральных лизинговых компаний. Конечно, подобные договоренности затрудняют и уменьшают предложения от региональных лизинговых фирм. Особенно это ощутимо в автосалонах с присутствием легковой автомобильной группы».

Но и у местных лизингодателей есть орудия для отражения ударов с центра. «По сделкам с приобретением небольшого количества транспортных средств региональные компании находятся в более выгодном положении из-за своего местонахождения и удобства обслуживания для клиента, — рассказала нам руководитель отдела лизинговых операций ТЛК ‘‘ВЕРСУС’’ (Тольятти Елена Малыпко. — По крупным закупкам автомобильной техники лизингополучатели, как правило, устраивают своего рода тендеры, и здесь федеральные компании имеют более существенное преимущест-во, связанное со стоимостью ресурсов. Тем не менее, удобство работы и скорость принятия решения и реализации сделки, а также гибкость остаются важнейшим конкурентным преимуществом региональных фирм».

Потенциал рынка лизинга автотранспорта огромен, а соответственно, велико и пространство для маневра. Но по мере заполнения свободного места постепенно повышается уровень конкуренции, а это заставляет лизингодателей, что называется, шевелиться и разрабатывать более оригинальные маркетинговые ходы. И на этом поле места хватает всем — как федеральным, так и местным игрокам.

Борис Алешин: "Мы – с Renault"На днях будет подписана сделка между АВТОВАЗом и французской компанией Renault.

«В нашем театре нет ни дрязг, ни сплетен, сюда идешь, как к себе домой»

Геннадий Куропаткин,заведующий ортопедическим отделением №1 больницы им. Калинина, заслуженный врач России: «Обычные хирурги всё время что-то отрезают. Мы же только добавляем, наращиваем или заменяем»

Андрей Луговой: «На посту президента России себя не вижу»

Геннадий КИРЮШИН: «Я готов быть менее активным участником бизнес-процесса – стать инвестором». Председатель совета директоров СМАРТСа решил отойти от дел и заняться политикой

Работа идет не только по плану

Жириновского попросили о Луговом

Встреча Владимира Путина с участниками международного дискуссионного клуба «Валдай»

Андрей ШОКИН: «Вести социально ответственный бизнес для меня гораздо важнее, чем заниматься политикой»

Лев ПАВЛЮЧКОВ: «Зеленые» стали голубыми»

Губернатор Самарской области - Владимир Владимирович Артяков

Третьяк: Путин — залог успеха

Дембельский альбом Владимира Путина

Самара отпраздновала День города

Урны на улицах города Самары

Улицы Самары глазами простого горожанина - 2

Открытые люки - 2

Lada Priora. Фото

Пикет КПРФ у Губернской Думы 24.04.07

Малометражка от АвтоВаза

Открытые люки

Состояние Набережной р. Волга в Самаре (20.04.07)

"Вот я могу сказать, за мэрии здесь закреплен Струковский парк. Вот до тех пор он не станет чистым, я с него не слезу" (мэр Самары Виктор Тархов, "Эхо Москвы в Самаре" от 11.04.07) Фото от 23.04.07

Самара. Воскресенье, 22.04.07, после Всероссийского субботника

 
Rambler's Top100 Рейтинг@Mail.ru
www.profnastil-ksp.ru

©«Самарапресса.Ru»
Электронный архив самарской прессы
«Sampressa.ru»
(8422) 41-00-30
89277091133
Редакция не несет ответственности за достоверность информации,
опубликованной в рекламных объявлениях.
Редакция не предоставляет справочной информации.