Сегодня Пятница 04 Декабря 2015 г.
Поиск:
  Статьи Гостевая
На главную Отправить сообщение на e-mail
Главная новость Основные
Salut, Renault. Блокпакет ВАЗа сегодня отойдет французскому автоконцерну

Идолы театральных касс

17 апреля 2007 г.

Уходящий театральный сезон в регионах Поволжья показал, что по-прежнему много шума вызывают коммерческие сценические поделки. Их наступление на искусство способны остановить не указания сверху, не зрительский бойкот, а только взвешенная позиция самих театральных коллективов.

Последний творческий продукт Самарского академического театра драмы имени Горького появился на сцене под занавес сезона. Премьерный спектакль представляет собой микс из шаблонов недорогих голливудских комедий, «нарезки» из телепередач «Аншлаг» и «Comedy club», сдобренных актерскими гэгами под одеялом (в прямом смысле). Именуется он «Смешные деньги» — по пьесе английского драматурга Рея Куни.

Художественный руководитель Самарского академического театра драмы Вячеслав Гвоздков пошел по пути худрука «Сатирикона» Константина Райкина, год назад отдавшего дань «площадной комедии» этого англичанина. Самарская драма в своем английском забеге явно обгоняет столичных товарищей: в ее репертуаре — кроме премьерных «Смешных денег» — уже есть две постановки по пьесам Рея Куни: «№13» и «Особо любящий таксист». «Кунимания» худрука Гвоздкова вовсе не означает, что Вячеславу Алексеевичу изменил художественный вкус, и он ставит этого драматурга средней руки выше Чехова или Шоу. Мистера Куни прозвали кумиром театральных касс. И в Самаре зрители подтвердили этот статус: они отдают свои 300−500 рублей (цена премьерных спектаклей в драме), чтобы на полтора часа забыться в хохоте над гэгами, сюжетными коллизиями (зачастую на темы «ниже пояса»). Ради такого успеха и затевает Вячеслав Гвоздков эту театральную «мыльную оперу», ведь за зрителем идет не только репутация театра, но и деньги.

Гвоздков выбрал деньги, настоянные на далеких от интеллигентного смеха хохоте и гоготе, но вовсе не лишние для стационарного театра с большой труппой и инфраструктурой. И кто бросит камень в худрука из провинции, если зачинателями российской «кунианы» стали столичные мэтры (Олег Табаков, Константин Райкин и иже с ними). Но не только делать деньги на простых человеческих инстинктах учатся у «старших товарищей» региональные театральные деятели.

Московский десант

В сложных творческих ситуациях профессионалы из столицы бросают спасательный круг своим коллегам с периферии. Нижегородский критик Александр Пашков смотрит на театральный поток уходящего сезона как будто с высокого берега: «Сезон оказался более бодрым, интересным и конфликтным, чем предыдущие. Смену устаревших декораций повлек за собой приход режиссеров новой волны в ведущие театры города. Особенно благотворно эта тенденция сказалась на положении Государственного академического театра драмы: при длительном отсутствии главного режиссера он нынче не пропал, не затерялся на общем фоне благодаря участию в постановках приглашенных режиссеров из Москвы и Петербурга. Их оказалось восемь — с разной творческой манерой, но схожих в уважительном отношении к драматургии».

Премьерную афишу прошлого сезона в нижегородской драме делают благородной имена Александра Островского, Максима Горького, Федора Достоевского («На всякого мудреца довольно простоты», «Фальшивая монета», «Игрок»). Постановщики этих спектаклей — не местные, из обеих российских столиц. Современность на сцене драмы в этом сезоне пытался воссоздать московский режиссер Валерий Саркисов, поставивший пьесу Петра Гладилина «Вышел ангел из тумана».

Только драмтеатром московский режиссерский десант в Нижний не ограничивается. Режиссер московского театра на Юго-Западе Валерий Белякович и вовсе прописался в местной культуре, став художественным руководителем театра «Комедiя». Под началом Беляковича зрелищное предприятие стремится жить без потерь (творческих и финансовых). И потому, как и в прошлые сезоны, нынешние премьеры четко выдерживают пропорцию: классика (гоголевский «Ревизор» и авангард, украшенный ненормативной лексикой (спектакль по двум модным нынче пьесам «Диалоги о животных» Александра Железцова и «Детектор лжи» Василия Сигарова).

Курс — на примитивизм

Но не только в близком к столице Нижнем любят творить московские режиссеры. В нынешнем сезоне в Саратовском академическом театре драмы премьерным считался спектакль «Трамвай ‘‘Желание’’» по пьесе Теннеси Уильямса. Поставила его москвичка Марина Глуховская.

Постановщик последней премьеры этой труппы Виктор Рыжов 20 лет играл на саратовской сцене, сейчас он представляет московский цех мобильной театральной режиссуры. Как постановщик и сценограф Рыжов предложил землякам свое прочтение пьесы актуального нынче Ивана Вырыпаева «Валентинов день». Драматург так определил жанр своего произведения: «Некое продолжение пьесы Михаила Рощина ‘‘Валентин и Валентина’’, а точнее, мелодрама с цитатами в направлении примитивизма». И если в самарском театре «СамАрт» как раз в одной связке идут обе пьесы РощинаВырыпаева (поставленные вовсе не столичными режиссерами), то в Саратове публика смотрит «некое продолжение», поставленное Рыжовым, и, может, зрители постарше вспомнят рощинскую пьесу — хит 30−летней давности. Для большинства же она останется всего лишь сборником цитат для «новой драмы» Вырыпаева.

С Бродвея — на улицу Баумана

Ни на «новодрамовскую» стилистику, ни на московских профи не стали уповать в казанском русском драматическом театре имени Василия Качалова. Главный режиссер Александр Славутский взял пьесу, постановка которой 70 лет назад шла на Бродвее. Но автор ее — не американец, не англичанин или француз. Это — русский писатель Валентин Катаев. В 1927 году он написал пьесу «Квадратура круга» — о молодости и, конечно, о любви, да еще и в жанре комедии. Судя по тексту и триумфу катаевской пьесы в театрах мира 1930−х годов, Куни с его «Смешными деньгами» может отдыхать. В «Квадратуре» есть что играть, и Славутский не упускает возможности возвести в квадрат любой момент талантливой актерской игры. Премьера состоялась в середине сезона, и актеры успели до его завершения отшлифовать сцены и образы, которые в первых показах не вписывались в режиссерскую концепцию спектакля, не связанного с политикой того времени, а говорящего, подчас кричащего о бесшабашной и всепоглощающей любви.

А под занавес нынешнего сезона качаловцы представили полупремьеру — обновили любимую публикой комедию «Семейный портрет с посторонним» Степана Лобозерова. С таким веселым и проверенным набором премьер казанские артисты готовятся к традиционным летним гастролям. Первый выезд в Набережные Челны уже состоялся.

Афиша последнего месяца театрального сезона в любом городе Поволжья обычно имеет детский уклон — в начале школьных каникул это последний артистический выдох перед тем, как театральный дом либо снимется с места и двинется на гастроли, либо на все лето его запрут на замок. Опустевшие стены, пыльное закулисье лучше любых финансовых отчетов скажут: труппа сидит на мели и не имеет средств, чтобы мир посмотреть (хотя бы соседнюю область и себя показать чужому зрителю. Однако язык не повернется советовать: «Срочно ставьте Рея Куни, господа, и вы узнаете, что такое стабильный аншлаг и прибыль от постановки». Пример самарской драмы, увлеченной коммерческими постановками, скорее настораживает: хохотун Куни, разбитной малый, приносящий прибыль, засасывает в такую коммерческую трясину, когда в афише после трех спектаклей по его комедиям появится и четвертое название, и пятое… Чехов с Гоголем, равно как и вся мировая классика, такого соседства не выдержат. Останется сплошной гэг…

В подготовке материала участвовала Галина Щербо, Нижний Новгород

Дмитрий ШИРКИН

Борис Алешин: "Мы – с Renault"На днях будет подписана сделка между АВТОВАЗом и французской компанией Renault.

«В нашем театре нет ни дрязг, ни сплетен, сюда идешь, как к себе домой»

Геннадий Куропаткин,заведующий ортопедическим отделением №1 больницы им. Калинина, заслуженный врач России: «Обычные хирурги всё время что-то отрезают. Мы же только добавляем, наращиваем или заменяем»

Андрей Луговой: «На посту президента России себя не вижу»

Геннадий КИРЮШИН: «Я готов быть менее активным участником бизнес-процесса – стать инвестором». Председатель совета директоров СМАРТСа решил отойти от дел и заняться политикой

Работа идет не только по плану

Жириновского попросили о Луговом

Встреча Владимира Путина с участниками международного дискуссионного клуба «Валдай»

Андрей ШОКИН: «Вести социально ответственный бизнес для меня гораздо важнее, чем заниматься политикой»

Лев ПАВЛЮЧКОВ: «Зеленые» стали голубыми»

Губернатор Самарской области - Владимир Владимирович Артяков

Третьяк: Путин — залог успеха

Дембельский альбом Владимира Путина

Самара отпраздновала День города

Урны на улицах города Самары

Улицы Самары глазами простого горожанина - 2

Открытые люки - 2

Lada Priora. Фото

Пикет КПРФ у Губернской Думы 24.04.07

Малометражка от АвтоВаза

Открытые люки

Состояние Набережной р. Волга в Самаре (20.04.07)

"Вот я могу сказать, за мэрии здесь закреплен Струковский парк. Вот до тех пор он не станет чистым, я с него не слезу" (мэр Самары Виктор Тархов, "Эхо Москвы в Самаре" от 11.04.07) Фото от 23.04.07

Самара. Воскресенье, 22.04.07, после Всероссийского субботника

 
Rambler's Top100 Рейтинг@Mail.ru
www.profnastil-ksp.ru

©«Самарапресса.Ru»
Электронный архив самарской прессы
«Sampressa.ru»
(8422) 41-00-30
89277091133
Редакция не несет ответственности за достоверность информации,
опубликованной в рекламных объявлениях.
Редакция не предоставляет справочной информации.