17 апреля 2007 г.
Май ознаменовался падением курсов российских акций, это коснулось и почти всех поволжских эмитентов. Исключениями из общего ряда стали акции АвтоВАЗа — как простые, так и привилегированные, а также КамАЗа
На негативном фоне многие инвесторы стали уходить в облигации. Но малая ликвидность долговых бумаг региональных эмитентов по-прежнему является основной преградой — как для корректировки цен, так и для роста спроса ( см. таблицу 1). Это, впрочем, не мешает крупнейшим региональным предприятиям успешно размещать свои займы. Так, в конце мая АвтоВАЗ без проблем разместил очередной облигационный заем, чему способствовала уверенность инвесторов в его поддержке со стороны государства.
Определяющим фактором для российского рынка акций продолжает выступать нефть, цены на которую продолжали снижаться в ходе майских торгов. Это и предопределило по итогам месяца снижение котировок акций большинства поволжских компаний ( см. таблицу 2).
Также не способствовали их росту неэкономические трудности у ведущей нефтяной компании Поволжья «Татнефти». В мае резко обострился конфликт между акционерами ЗАО «Укртатнафта» (владелец Кременчугского НПЗ — «Татнефтью» и НАК «Нафтогаз Украины». В адрес АБ «ИНГ Банк Украина», выступающего номинальным держателем акций ЗАО в интересах «Татнефти», поступило указание от реестродержателя ФК «Укрнефтегаз» списать 18% акций «Укртатнафты» в пользу НАК «Нафтогаз Украины». По остальным поволжским эмитентам новостной фон был в основном благоприятный.
Так, совет директоров ОАО «ВолгаТелеком» одобрил выплату дивидендов, которые по результатам 2006 года могут составить в общей сумме более 600 млн рублей. Окончательное утверждение этих выплат должно произойти на годовом общем собрании акционеров, которое пройдет 22 июня.
Что же касается акций АвтоВАЗа и КамАЗа, выросших по итогам майских торгов, то рост тольяттинского предприятия связан с перспективами сотрудничества с новым парт-нером (компанией Magna по модернизации производства и выпуска еще одной модели — класса Lada С. Причем рост — вероятно, краткосрочный — произошел на фоне ухудшения фундаментальных показателей. Так, по итогам четырех месяцев этого года АвтоВАЗ снизил отгрузку автомобилей дилерам сразу на 20,5% по сравнению с тем же показателем прошлого года.
Иную природу имеет рост акций КамАЗа. В мае его совет директоров принял рекомендации по распределению прибыли основного общества по результатам 2006 года с учетом подготовки допэмиссии акций КамАЗа и планируемым в 2008 году их публичным размещением на фондовой бирже. Это свидетельствует о благоприятных долгосрочных тенденциях в деятельности автопроизводителя.
Комментируя майскую ситуацию на рынке облигаций, проект RusBonds охарактеризовал ее как стабильную. Объемы торгов выросли в муниципальном секторе и составили наибольший показатель с начала текущего года (3,47 млрд рублей), в государственном и корпоративном секторах объемы несколько снизились. В сегменте первичных размещений корпоративного сектора самым значительным событием стало размещение нового, четвертого биржевого выпуска облигаций ОАО «АвтоВАЗ» объемом 5 млрд рублей.
Эти облигации появились на Фондовой бирже ММВБ 29 мая. В ходе аукциона было подано 90 заявок инвесторов общим объемом 10,29 млрд рублей с предлагаемой первой ставкой купона от 7 до 8,25% годовых, основная масса заявок — со ставкой в диапазоне от 7,7 до 7,9% годовых. По результатам размещения удовлетворено 33 заявки инвесторов. В результате ставка первого купона составила 7,8% годовых (38,89 рубля на одну облигацию), ставки второгочетвертого купонов равны ставке первого, а ставки остальных купонов будут определены эмитентом дополнительно. По оценкам организатора, иностранные инвесторы приобрели 13% выпуска облигаций.
При подготовке рубрики использованы данные ВТБ-24, РБК
Александр ПАВЛОВ