Сегодня Пятница 04 Декабря 2015 г.
Поиск:
  Статьи Гостевая
На главную Отправить сообщение на e-mail
Главная новость Основные
Salut, Renault. Блокпакет ВАЗа сегодня отойдет французскому автоконцерну

Постфестум

17 апреля 2007 г.

Театральные фестивали Поволжья перестали быть единственной возможностью «выйти в свет» для небогатых провинциальных трупп. Сценические состязания пытаются обрести свой стиль и заслужить престиж, хотя некоторые из них все еще напоминают смотры художественной самодеятельности.

Недавно на неделю Самара превратилась в театральную столицу страны. Сюда на первый Всероссийский фестиваль «Волжские театральные сезоны» приехали театральные коллективы из 12 городов РФ: Красноярска, Новосибирска, Екатеринбурга, Костромы, Воронежа, Казани, Саратова и других. На Волгу, где творили столпы русской пьесы Александр Островский, Максим Горький, а теперь произрастает «новая драма» в авторском лице братьев Дурненковых из Тольятти и иже с ними, участники фестиваля привезли спектакли, строго соответствующие теме — «Русская классика: традиции и театральный эксперимент».

Благодаря творческому энтузиазму самарских организаторов фестиваля в городе случился большой театральный праздник. Он еще раз обозначил: русский репертуарный провинциальный театр — явление особенное в мировой культуре. И традиции зрительского отношения к нему как к «храму искусства» не выветрились, несмотря на наступление по всем фронтам ТВ и Интернета.

Неисповедимы пути жюри

Разумеется, не на всех трех театральных площадках Самары, отданных под фестивальные показы, постоянно были аншлаги. Но возможность просто «с улицы» попасть на «Ревизора» в постановке не столичного, но экстрамодного в Москве Николая Коляды из екатеринбургского «Коляда-Театра» практически исключалась. Хотя этот спектакль московские критики наградами не удостоили, но не избалованная «новодрамовской» эстетикой самарская публика (за исключением буквально единиц приняла режиссерский ход: по настоящей грязи в большом лотке у авансцены проходят все персонажи, а после перед носом зрителей моют заляпанные ноги. Этот образ — больше, чем извечная грязь на русских дорогах. И даже больше, чем обобщение российской действительности с формулой успеха «из грязи — в князи». Антикомедийность «Ревизора» и страшит, и расставляет для зрителей сети сермяжного обаяния «Коляда-Театра». Но — не для жюри.

Спектакль «На дне» самарского театра «Сам-Арт» (режиссер Александр Кузин), как и уральский «Ревизор», поставлен в нетрадиционной манере. Однако в отличие от екатеринбургского сценического экзерсиса с пьесой Гоголя, неожиданное прочтение хрестоматийного Максима Горького произвело самарский театр в триумфаторы нынешних «Волжских театральных сезонов»: главная статуэтка с самарской ладьей досталась «СамАрту».

Организаторы праздничной встречи не обещали обилия наград: статус всероссийского обязывает к мощной конкуренции. Что и случилось уже при выпекании первого фестивального блина. Председатель правления самарского отделения Союза театральных деятелей (СТД РФ, заслуженный артист России Владимир Гальченко отметил, что «Волжские театральные сезоны» обошлись без провальных спектаклей. Строгий отбор экспертного совета вкупе с благожелательностью самарской публики стали фундаментом для будущих фестивалей, которые должны проводиться раз в два года. На следующем ристалище в Самаре российские театры будут представлять зарубежную классику. По словам г-на Гальченко, первый всероссийский фестиваль в Самаре показал: зрителями провинциальный российский театр востребован, как и в прошлые времена, а для региональной власти организация качественной художественной акции становится не менее престижной, чем форум экономический или научный.

Мышка — за репку

С художественным руководителем Самарской драмы Вячеславом Гвоздковым и директором «СамАрта» Сергеем Соколовым, вероятно, согласятся и их коллеги из других театров Поволжья: фестивали разных сортов и видов — разножанровые, узкотематические, традиционные и неформатные — в 1990−е годы сделали свое благое дело. В пору, когда не только, например, сызранский драмтеатр, но и московский МХТ были бедны, как церковные (театральные мыши, и не могли себе позволить выехать со спектаклем даже в ближайший населенный пункт, именно фестивали давали возможность вдохнуть хотя бы глоток свежего гастрольного воздуха. Без новых зрителей, непривычной культурной среды, чужой сцены театральное творчество постепенно затягивается паутиной, в которой не одни мухи погибают. Даже фестиваль с таким несерьезным названием, как «Золотая репка», без всякого пренебрежения со стороны взрослых коллективов признается актуальным, потому что с 1994 года «СамАрт» собирает в своем невеликом доме из разных регионов России детские и молодежные театры всех жанров. Десятки областных кукольных театров благодаря самарской «Золотой репке» получили возможность творчество коллег посмотреть и свое показать.

Лицо памяти

Но есть фестивали, которые рождались не только ради этого. Они связаны с именами знаменитых театральных деятелей, ярких личностей. По мнению нижегородского театрального критика Александра Пашкова, наиболее демократичным и профессионально интересным в его городе остается фестиваль актерских работ имени Евгения Евстигнеева (знаменитый актер Советского Союза учился в здешнем театральном училище. — Прим. ред.), который финансируют нижегородские меценаты. Лучшие актерские работы сезона могут выдвинуть администрации театров, труппы, журналисты, представители бизнеса. Заявить о себе вправе и сами актеры. Это «цеховой», неформальный смотр творческих достижений, на котором не действуют официозные критерии. Его главная цель — открыть и признать актерские удачи года. Всегда интересна номинация «Спектакль, поставленный актером». В этом году награду получил Валерий Никитин из театра драмы с лирическим моноспектаклем «Цветы Корана». Если бы не фестиваль, эта работа так и не была бы замечена широкой театральной публикой, потому что актер выступает с ней от случая к случаю, когда удается найти помещение.

Этот фестиваль обладает таким же открытым, добрым лицом, как и человек, чье имя он носит, — Евгений Евстигнеев. И в этом его прелесть.

Плоды просвещения

Появление фестиваля в Тольятти тоже связано с именем известного в городе человека, которого в 2000 году не стало. Это — основатель и главный режиссер первого в Тольятти профессионального театра «Колесо», народный артист России Глеб Дроздов. Но этот фестиваль — не именной, а скорее личностный, потому что в нем — «лед и пламень» дроздовского характера. Идея фестивалей с размахом в нетеатральном Тольятти принадлежала самому Глебу Борисовичу. К привычным и понятным театральным миссиям, говоря о «Колесе», нужно добавить еще одну — просветительскую: в городе ВАЗа и нефтехимии вспахивалось и засевалось поле чуждой многим и многим жителям театральной культуры. Фестивали умный провидец Дроздов затеял для того же. Первые — «Русская классика», «Он и она» (о любви), «Наш Шекспир» — проходили при нем. Последние, уже без него, перестали быть тематическими, но зато, как раньше сам Глеб Борисович, его фестивальное детище обладает тонким театральным слухом. Теперь он называется «Театральный круг», делится на два «круга», один из которых посвящен актуальной в наше время «новой драме».

Очередной феномен Тольятти состоит в том, что именно этот город вместе с Москвой и Екатеринбургом критики признают одним из «новодрамовских» центров России. Авангардное течение представляют здесь, кроме братьев Дурненковых, чьи пьесы идут в разных столичных театрах, драматурги Юрий Клавдиев, Вадим Ливанов.

Нынешний «Театральный круг» вполне освоился в статусе международного, встречая театры из Уфы, Гомеля (Белоруссия), Казанлыка (Болгария и даже Атланты (США). Но, по словам друзей фестиваля, коими, в первую очередь, являются критики из Самары, чьи театральные устои насчитывают более 150 лет (в отличие от Тольятти), творческий уровень «Круга»-2007 оказался невысок. Самара такой, как они говорят, не приняла бы. Но в Тольятти люди весьма охотно ходили на спектакли нынешнего «Театрального круга». «Колесо» и фестивали, как ребенку против кори-ветрянки, вот уже почти 20 лет делают городу прививки интереса, уважения, любви к театральному искусству. Миссия Глеба Дроздова продолжается.

А-ля новогодний утренник

Результаты усилий тех, кто после Дроздова продолжает пахать тольяттинскую театральную целину, плодами называть пока рано: только вырастает поколение горожан, узнавших театр. Скорее это еще прорастающие семена. Но — уж точно — не сорняки. Примером же взращивания непонятно чего знатоки театра называют фестиваль «Премьера сезона», проходящий под эгидой нижегородского отделения Союза театральных деятелей. В нынешнем «бюрократизированном» виде, считают они, — это профанация определения «Лучший премьерный спектакль». Критерии качества режиссуры не действуют: от каждого театра требуется представить на конкурс одну постановку (две уже нельзя, даже если в самом театре они признаются удачными). Кстати, совсем не участвовать тоже нельзя — чиновники из культурных ведомств всегда на страже. Итог же фестивальной разнарядки умиляет: каждый спектакль, показанный в рамках фестиваля, получает ту или иную награду. Без подарка, как на детском утреннике, не уходит никто. В результате под одну гребенку стригутся и творческие достижения, и слабые постановки любительского уровня.

Едва ли не единственной удачей предыдущих «Премьер» стал спектакль театра «Zоопарк» «М-П» — по определению самого театра, «метафизический намек на поэму Венедикта Ерофеева «Москва—Петушки». Именно он открывал сезон 2006—2007 годов. Его же «Zоопарк» показывал прошлой осенью на Всероссийском фестивале камерных спектаклей «Камерата» в Челябинске. На Урале нижегородский театр уже знают: на предыдущей «Камерате» он взял гран-при и приз жюри прессы за постановку «Что случилось в зоопарке?» по пьесе Эдварда Олби. На последнем фестивале приз за «Лучшую мужскую роль» получил исполнитель роли Венички, актер «Zоопарка» Олег Шапкин.

Искусственное созидание

Успех «Zоопарка» за пределами Нижнего доказывает: областной фестиваль премьер все же обладает художественным вкусом и, значит, не совсем «убит» бюрократизмом его устроителей. Так что не ему пришлось бы занимать низшую ступень в условном рейтинге театральных фестивалей Поволжья. Это место, к сожалению, принадлежит Ульяновску.

В 2007 году здесь прошел областной театральный фестиваль «Лицедеи», в котором участвовали пять сценических коллективов региона: все три государственных театра Ульяновска (драма, ТЮЗ и кукольный и димитровград-ские — муниципальный театр и студия. Иных профессиональных служителей Мельпомены в губернии просто не нашлось. Смысл соревнования в узком кругу объясняет заместитель директора ульяновского драмтеатра Наталья Никанорова: «Чего греха таить, в последнее время такое затишье вокруг театра и даже немножко негативное отношение. Мы не слышим реакцию зрителей как таковую в газетах, и все это приходится искусственно созидать».

Главная премия фестиваля — «Продвижение» — была присуждена как раз в формате искусственного созидания. Областной театр кукол получил от губернатора Сергея Морозова 100 тыс. рублей за то, что больше коллег — 60 раз за сезон — выезжал со спектаклями в сельские районы области. Уровень же конкурс-ного спектакля театра-лауреата член жюри Элеонора Денисова оценила весьма категорично: «… приемы времен «Очакова и покоренья Крыма». Как будто не было театра Образцова. Даже в «Спокойной ночи, малыши» куклы насколько выразительнее!».

О продолжении «Лицедеев» ульяновские чиновники пока не вспоминают. И, возможно, будет лучше, если они не вспомнят о нем вовсе. Тем более если творческий рост достоин демонстрации, делать это стоит на выезде — на гастролях, фестивальных показах. Как весомо это получилось, к примеру, у Казанского академического русского Большого драматического театра имени Василия Качалова. Не зря он вывез свой «Вишневый сад» на нынешний всероссийский фестиваль в Самару. Вернулся — с наградой за лучшую женскую роль.

Творцы и продавцы

Учредители всех нынешних театральных фестивалей регионального и российского масштаба декларируют развитие традиций отечественного искусства, объединение театров разных жанров, представление талантливой режиссуры и игры и прочие художественные принципы. Вне этих эстетических заявлений остается другой и весьма актуальный аспект — экономический. Театр — это большое разноплановое производство. Спектакль — его продукт. Причем штучный. Чтобы продавать его покупателю-зрителю в течение хотя бы трех-четырех сезонов, нужно грамотное продвижение этого особенного, во многом эфемерного товара. В роли промоутеров фестивали пока только дебютируют. Для их экспертных советов и арт-директоров сейчас это вообще роль статиста. Но ведь немало актеров начинало службу в театре со слов: «Кушать подано». Немногие потом добивались грандиозного успеха. Так что нашим «сезонам», «кругам», «репкам» есть к чему стремиться.

В подготовке материала участвовала Галина Щербо, Нижний Новгород

Наталья ЭСКИНА

Борис Алешин: "Мы – с Renault"На днях будет подписана сделка между АВТОВАЗом и французской компанией Renault.

«В нашем театре нет ни дрязг, ни сплетен, сюда идешь, как к себе домой»

Геннадий Куропаткин,заведующий ортопедическим отделением №1 больницы им. Калинина, заслуженный врач России: «Обычные хирурги всё время что-то отрезают. Мы же только добавляем, наращиваем или заменяем»

Андрей Луговой: «На посту президента России себя не вижу»

Геннадий КИРЮШИН: «Я готов быть менее активным участником бизнес-процесса – стать инвестором». Председатель совета директоров СМАРТСа решил отойти от дел и заняться политикой

Работа идет не только по плану

Жириновского попросили о Луговом

Встреча Владимира Путина с участниками международного дискуссионного клуба «Валдай»

Андрей ШОКИН: «Вести социально ответственный бизнес для меня гораздо важнее, чем заниматься политикой»

Лев ПАВЛЮЧКОВ: «Зеленые» стали голубыми»

Губернатор Самарской области - Владимир Владимирович Артяков

Третьяк: Путин — залог успеха

Дембельский альбом Владимира Путина

Самара отпраздновала День города

Урны на улицах города Самары

Улицы Самары глазами простого горожанина - 2

Открытые люки - 2

Lada Priora. Фото

Пикет КПРФ у Губернской Думы 24.04.07

Малометражка от АвтоВаза

Открытые люки

Состояние Набережной р. Волга в Самаре (20.04.07)

"Вот я могу сказать, за мэрии здесь закреплен Струковский парк. Вот до тех пор он не станет чистым, я с него не слезу" (мэр Самары Виктор Тархов, "Эхо Москвы в Самаре" от 11.04.07) Фото от 23.04.07

Самара. Воскресенье, 22.04.07, после Всероссийского субботника

 
Rambler's Top100 Рейтинг@Mail.ru
www.profnastil-ksp.ru

©«Самарапресса.Ru»
Электронный архив самарской прессы
«Sampressa.ru»
(8422) 41-00-30
89277091133
Редакция не несет ответственности за достоверность информации,
опубликованной в рекламных объявлениях.
Редакция не предоставляет справочной информации.