Сегодня Пятница 04 Декабря 2015 г.
Поиск:
  Статьи Гостевая
На главную Отправить сообщение на e-mail
Главная новость Основные
Salut, Renault. Блокпакет ВАЗа сегодня отойдет французскому автоконцерну

Молочники широкого профиля

17 апреля 2007 г.

На молочном рынке Нижегородской области все еще преобладают мелкие малоэффективные предприятия. Но постепенно он консолидируется вокруг холдингов с большими инвестиционными возможностями. Сейчас в отрасли идет активная модернизация перерабатывающих мощностей, но дальнейшие темпы развития будут определяться состоянием ее сырьевой базы. Шахунское объединение «Молоко» в ближайшее время может стать крупнейшим переработчиком молока в Нижегородской области, обогнав нынешнего лидера рынка — компанию «Вимм-Билль-Данн» (ВБД). Холдинг намерен удвоить объем выпускаемой продукции после реконструкции и запуска на полную мощность Нижегородского молочного завода № 1 (НМЗ №1), контрольный пакет акций которого приобрел месяца два назад. Сейчас «Молоко» перерабатывает 230 тонн сырья в сутки, проектная мощность НМЗ №1 такая же. На молочном комбинате «Нижегородский», принадлежащем ВБД, также идет реконструкция производства, после которой его перерабатывающие мощности увеличатся с 250 до 400 тонн молока в сутки.

Сегодня ВБД и шахунское «Молоко» контролируют половину регионального молочного рынка (см. график 1), на котором присутствуют в основном мелкие производители регионального и районного уровня с совокупной долей около 32%. «Битва гигантов» отражает общую тенденцию к укрупнению молочных холдингов, отмечает начальник отдела перерабатывающей промышленности областного минсельхоза Людмила Тимофеева. Нижегородские молочники выстраивают вертикальную интеграцию, вкладывая средства в развитие кормовой базы, производство молока и расширение ассортимента готовой продукции за счет модернизации перерабатывающих мощностей. Чтобы и дальше наращивать объемы производства, они должны строить новые крупные фермы, однако возможности существующего в области молочного стада практически исчерпаны.

Собирают активы

Продать холдингу «Молоко» контрольный пакет акций директора НМЗ №1 Николая Полунина заставила низкая конкурентоспособность предприятия. Не имея стабильной сырьевой базы и работая на старых, еще советских времен мощностях, молокозавод в последние годы стал быстро терять позиции из-за скудного ассортимента и невысокого качества своей продукции. Не помог даже брэнд «Вкусняшка», под которым она продвигалась. В последнее время завод был загружен лишь на 10% своих мощностей. По оценке исполнительного директора холдинга «Молоко» Лидии Маликовой, инвестор купил лишь производственные площади, поскольку все технологическое оборудование нуждается в замене. Необходимый объем инвестиций оценивается более чем в 100 млн рублей.

Схожие трудности сейчас переживает большинство региональных молокозаводов. Но в отличие от Татарстана, Пензенской области, Чувашии, Мордовии, где в последние годы при поддержке региональных властей шли активные процессы консолидации, сопровождающиеся притоком инвестиций в отрасль, нижегородский молочный рынок все еще раздроблен. По данным минсельхоза, переработкой молока в области сегодня занимается чуть более пятидесяти предприятий — в основном небольшие районные молокозаводы, созданные в советские времена для обслуживания локальных рынков. Ведущими региональными производителями являются молочный комбинат «Нижегородский» (см. график 2), в конце 90−х годов прошлого столетия выкупленный компанией «Вимм-Билль-Данн», и местные холдинги под одинаковым названием «Молоко» — Шахунский и Городецкий, которые приросли за счет мелких районных сельхозпроизводителей и молокозаводов. За последние годы в Нижегородской области был построен только один новый молокозавод — «Агропром-М» в Лысковском районе: многопрофильная компания «Держава», выходя в 2006 году на молочный рынок, предпочла не переделывать старое, а сразу строить современные мощности для выпуска продукции в среднем и дорогом сегментах — в частности, витаминизированных молочных напитков и сыров.

Людмила Тимофеева из областного минсельхоза считает, что концентрация рынка в ближайшие годы будет происходить за счет скупки мелких, низкорентабельных предприятий основными региональными холдингами, которые уже испытывают дефицит производственных площадей. Сегодня не более 15% молокозаводов области входит в вертикально интегрированные структуры, поэтому холдингам есть куда расширяться. На инвестициях в модернизацию производ-ства они при этом не сэкономят. Основной резон покупать старое — это опытные кадры рядовых сотрудников, технологов, ведь найти специалистов в глубинке становится все труднее.

Брэнд для молока

Модернизация производства, которая идет сейчас в нижегородской молочной отрасли, связана с планами основных производителей освоить полную продуктовую линейку в разных ценовых категориях. Пока на рынке существует очевидная сегментация: «Вимм-Билль-Данн» и комбинат «Нижегородский» позиционируются в категории продукции с длительными сроками хранения и с высокой добавленной стоимостью (творожные сырки, йогурты). Чтобы укрепиться в этом сегменте, «Нижегородский» несколько лет назад построил новые линии по стерилизации и упаковке молока. Доля ВБД в сегменте стерилизованного молока составляет до 75%. Региональные производители выпускают в основном цельномолочную продукцию с коротким сроком реализации. Качество шахунских и городецких продуктов высокое, но работа только в среднем и низком ценовых сегментах не позволяет им повышать рентабельность.

В ближайшие годы можно ожидать выравнивания ассортимента производителей. Начальник отдела маркетинга «Нижегородского» Дмитрий Каськов признался, что, сориентировавшись в свое время на покупателей с высокими доходами, комбинат упустил остальные ценовые сегменты и теперь собирается наверстать упущенное. Завершая модернизацию производства, комбинат намерен выпускать широкую линейку недорогих продуктов в пластиковой упаковке, в том числе под брэндом «Заветный бидончик», рассчитанным на потребителей со скромными доходами. Параллельно «Нижегородский» собирается вывести на рынок новые виды продукции — сокомолочную, десерты, вязкие йогурты.

Шахунское «Молоко», следуя пожеланиям торговых сетей, хочет наладить на площадях НМЗ №1 выпуск стерилизованного молока, ряженки, «снежка» — пока для этого нет специального оборудования. По словам Лидии Маликовой, компания будет усиливать свои позиции на рынке цельномолочной продукции: покупательский спрос явно сместился от стерилизованных молочных «консервов» в сторону «живого» молока. Кроме того, холдинг хотел бы поддержать спрос за счет брэндирования продукции. Для локального рынка компания оставит марку «Масленыч», а на региональном будет продвигать уже достаточно узнаваемый брэнд «Северная долина», с которым планирует выйти со временем на федеральный рынок.

Амбициозные планы сделать свою торговую марку «Караваиха» национальным брэндом строит новый игрок рынка — компания «Держава». Для начала она задалась целью через год занять 10% сегмента брэндированной молочной продукции в регионе. Аналитики отрасли считают, что для этого ей придется наращивать производственную базу. По оценке «Финама», оборот брэндированной молочной продукции на нижегородском рынке составил в прошлом году 135 млн долларов (около 3,5 млрд рублей). Чтобы достигнуть своей цели, «Держава» должна перерабатывать не менее 200 тонн молока в сутки, в то время как мощности ее единственного завода сейчас составляют 60 тонн. Аналитики «Финама» полагают, что поскольку у «Державы» есть собственная сырьевая база (в Лысковском и Княгининском районах), то ей можно планировать дальнейшее увеличение перерабатывающих мощностей.

К истокам молочных рек

Дефицит сырого молока в регионе — основной сдерживающий фактор более динамичного развития перерабатывающего сектора. Валовые надои в крупных хозяй-ствах прирастают невысокими темпами и в основном за счет повышения продуктивности стада, а не его расширения. Часть потребляемого молока по-прежнему ввозится из соседних Чувашии, Марий Эл, Кировской области, хотя эта доля снижается. Ввоз-вывоз молока постепенно стабилизируется, признает Людмила Тимофеева из минсельхоза. Если пять-шесть лет назад четверть местного рынка работала на привозном сырье, то сейчас его объем составляет около 10%, чуть больше, порядка 12%, вывозится из области.

Чтобы снизить сырьевую зависимость, переработчики в последние годы активно инвестировали в развитие своих поставщиков: закупали для них кормоуборочную технику, доильное и холодильное оборудование для ферм. Кроме того, кредитовали производителей молока и поднимали закупочные цены на молоко первого и высшего сортов. Региональные холдинги интегрировали в свою структуру местные хозяйства. ВБД выбрал другую стратегию, поставляя в лизинг оборудование, за которое хозяйства расплачиваются молоком.

Очередь за молоком

Стратегия поддержки сельхозпроизводителей принесла свои плоды: ведущие участники рынка обеспечены регулярными поставками молока, имеющего стабильное качество. Дальнейшее увеличение мощностей по его переработке требует расширения действующих или строительства новых ферм.

Так, для полной загрузки НМЗ №1 шахунскому «Молоку» требуется не менее десяти новых ферм, а их в области найти уже трудно.

Исчерпав возможности расширения ферм в своем районе, холдинг купил ряд хозяйств в соседней Кировской области, где, по словам Лидии Маликовой, сохранилось качественное молочное стадо. Хозяйство «Ижевское», которое насчитывает 3 тыс. коров, в том числе 900 дойных, в этом году поднялось в региональном рейтинге сельхозпроизводителей с 53−го на 20−е место и получило статус базового, сообщил заместитель директора холдинга по АПК Сергей Воробьев. Животные из «Ижевского» будут использоваться для внутрихозяйственного обмена в рамках холдинга.

Агрофирма «Сеймовская птицефабрика» тоже активно развивает молочное направление. Но прежде чем приступить к строительству больших современных ферм, она увеличивает племенное стадо в своем базовом хозяйстве. «Цена на племенной скот возросла в последнее время со 120 до 190 рублей за килограмм живого веса, однако и за такие деньги высокоудойных коров купить практически невозможно, даже там, откуда их традиционно привозили, — в странах Прибалтики», — говорит директор агрофирмы «Сеймовская птицефабрика» Артур Холдоенко.

Областное правительство готово поддерживать инвесторов молочного рынка. Ожидалось, что несколько крупных ферм (700−1000 голов каждая появится в регионе уже к середине 2007 года. Расчеты правительства строились на том, что хозяй-ства используют возможность получить в рамках нацпроекта фактически беспроцентный долгосрочный заем (пять-семь лет на расширение и обновление стада. Объем кредитных ресурсов для этой цели оценивался в 600 млн рублей. Однако, как оказалось, деньги — это еще не все. Пока сельхозпроизводители не определятся с базой племенного животноводства, строительство мегаферм откладывается.

Нижний Новгород

Семен ТАБАЧНИКОВ

Борис Алешин: "Мы – с Renault"На днях будет подписана сделка между АВТОВАЗом и французской компанией Renault.

«В нашем театре нет ни дрязг, ни сплетен, сюда идешь, как к себе домой»

Геннадий Куропаткин,заведующий ортопедическим отделением №1 больницы им. Калинина, заслуженный врач России: «Обычные хирурги всё время что-то отрезают. Мы же только добавляем, наращиваем или заменяем»

Андрей Луговой: «На посту президента России себя не вижу»

Геннадий КИРЮШИН: «Я готов быть менее активным участником бизнес-процесса – стать инвестором». Председатель совета директоров СМАРТСа решил отойти от дел и заняться политикой

Работа идет не только по плану

Жириновского попросили о Луговом

Встреча Владимира Путина с участниками международного дискуссионного клуба «Валдай»

Андрей ШОКИН: «Вести социально ответственный бизнес для меня гораздо важнее, чем заниматься политикой»

Лев ПАВЛЮЧКОВ: «Зеленые» стали голубыми»

Губернатор Самарской области - Владимир Владимирович Артяков

Третьяк: Путин — залог успеха

Дембельский альбом Владимира Путина

Самара отпраздновала День города

Урны на улицах города Самары

Улицы Самары глазами простого горожанина - 2

Открытые люки - 2

Lada Priora. Фото

Пикет КПРФ у Губернской Думы 24.04.07

Малометражка от АвтоВаза

Открытые люки

Состояние Набережной р. Волга в Самаре (20.04.07)

"Вот я могу сказать, за мэрии здесь закреплен Струковский парк. Вот до тех пор он не станет чистым, я с него не слезу" (мэр Самары Виктор Тархов, "Эхо Москвы в Самаре" от 11.04.07) Фото от 23.04.07

Самара. Воскресенье, 22.04.07, после Всероссийского субботника

 
Rambler's Top100 Рейтинг@Mail.ru
www.profnastil-ksp.ru

©«Самарапресса.Ru»
Электронный архив самарской прессы
«Sampressa.ru»
(8422) 41-00-30
89277091133
Редакция не несет ответственности за достоверность информации,
опубликованной в рекламных объявлениях.
Редакция не предоставляет справочной информации.