Сегодня Пятница 04 Декабря 2015 г.
Поиск:
  Статьи Гостевая
На главную Отправить сообщение на e-mail
Главная новость Основные
Salut, Renault. Блокпакет ВАЗа сегодня отойдет французскому автоконцерну

Экспортный портрет

17 апреля 2007 г.

Нефть, химия и машиностроение — вот основные статьи экспорта крупнейших компаний Поволжья. Именно эти отрасли определяют «внешний вид» нашего макрорегиона на зарубежных рынках.

В 2006 году суммарный объем экспорта крупнейших поволжских экспортеров превысил 16 млрд долларов, что почти на 38% выше предыдущих результатов (см. таблицу 1). Наибольшая доля в структуре продукции, проданной за рубеж, пришлась на нефтегазовый сектор — почти 50%. Однако в 2006 году «нефтянке» не суждено было стать катализатором роста экспортной выручки по причине 15−процентного сокращения поставок лидера нашего рейтинга — ОАО «Татнефть». В остальных компаниях этого сектора (за исключением татарстан-ской «ТНГК-Развитие» наблюдалась положительная динамика.

Химический рывок

Главным полюсом роста экспорта среди поволжских экспортеров в 2006 году стал нефтехимический комплекс (см. таблицу 3), где совокупный объем продукции, проданной иностранным корпорациям, увеличился с 2,5 до 4,3 млрд долларов (прирост 76%). В результате доля этого сектора промышленности в общей структуре экспорта возросла с 21 до 27%. Основными причинами роста стали ввод в действие ряда мощностей и уверенный подъем экономик стран-импортеров. Причем большая часть вывоза пришлась на предприятия Татарстана, где размещены самые мощные и современные заводы нашего макрорегиона.

В поволжском рейтинге данная отрасль представлена 23 компаниями с весьма разным уровнем активности. Наиболее мощным детерминантом роста здесь стал лидер сегмента — «ТАИФ-НК» (Республика Татарстан), увеличивший объем реализованной продукции за рубеж более чем в четыре раза. Общий прирост выручки нефтехимиков за прошлый год был на 60% обеспечен именно этой компанией.

Среди других гигантов химической и нефтехимической промышленности отметим активное продвижение своей продукции кировской компанией «АМТЕЛ-Поволжье» (входит в группу «Амтел-Фредештайн» — ее поставки на мировой рынок увеличились в 8,7 раза. Это предприятие специализируется на выпуске шин премиум-класса.

Третье место среди самых динамичных компаний этой отрасли пришлось на «Завод минеральных удобрений Кирово-Чепецкого химического комбината» (ЗМУ КЧХК), где в прошлом году выручка от экспорта выросла более чем в три раза. Он реализовал на внешний рынок 65% своей продукции. Основными иностранными покупателями стали предприятия Великобритании и Китая. Так, три четверти проданного товарного аммиака пришлось на Великобританию, что определило первое место этой страны среди стран-импортеров Кировской области (см. таблицу 4). Всего же в качестве контрагентов ЗМУ КЧХК выступают 35 стран.

Одним из конкурентных преимуществ предприятий химической и нефтехимической отрасли является диверсифицированная продуктовая линейка. «У нас в товарном ассортименте — легковые, грузовые, легко-грузовые, сельскохозяйственные шины, а также покрышки специального назначения. Это и стало одним из самых значимых конкурентных преимуществ нашей компании. Колебания спроса на один вид шин сглаживаются продажами другого вида», — говорит начальник отдела маркетинга и рекламы ООО «ТД КАМА» Татьяна Виноградова.

Гордость макрорегиона

Третье место в отраслевой структуре крупнейших поволжских экспортеров в 2006 году пришлось на машиностроение — более 15% совокупной стоимости экспорта. В прошлом году экспортеры-машиностроители увеличили выручку от продажи своей продукции на зарубежных рынках с 1,9 до 2,5 млрд долларов (почти на 35%). Кроме того, данный промышленный сектор стал лидером по числу компаний, представленных в настоящем рейтинге (33).

Наибольший прирост выручки в абсолютных значениях продемонстрировало ОАО «КАМАЗ» — с 315 до 490 млн долларов (прирост 55%). В 2006 и 2005 годах объемы реализованной продукции ежегодно увеличивались здесь на 20%. Компания является лидером в сегменте грузовых автомобилей России, а ее доля на рынке новых машин тяжелого класса достигла 52%. Каждый четвертый грузовик, сошедший с заводского конвейера, отправляется на экспорт. Повышению конкурентоспособности КАМАЗа способствует активное участие в процессах интеграции и кооперации, происходящих в мировом автомобилестроении. Так, в конструкции новых моделей грузовиков татарстанского предприятия используются автомобильные компоненты не только собственного производства, но и изготовленные мировыми производителями — такими как ZF, Bosch, Cummins, Deutz, Schwitzer, Knorrbremse, Wabco, GWB, RBL.

Еще большая динамика экспорта наблюдалась в ГП «ОКБ Машиностроения» (Нижегородская область и в ОАО «Казанское моторостроительное производственное объединение» (КМПО — рост более чем в пять раз. В последние годы на КМПО проводятся крупномасштабные работы по техническому перевооружению производ-ства. В этих целях КМПО сотрудничает с немецкой компанией Siemens, английской Rolls-Royce, а также французской Knorr-Bremse. Модернизация производства позволяет объединению поставлять конкурентоспособные газотурбинные двигатели для авиационной и газодобывающей отраслей промышленности.

Чувашский производитель тракторной техники под брэндом Chetra — ОАО «Пром-трактор» (входит в состав концерна «Тракторные заводы» — в 2006 году на 30,4% увеличил объем продаж, реализовав своей продукции на 5,2 млрд рублей. Причем особенно активно росли поставки за рубеж (более чем в два раза), где Chetra за последний год сильно укрепила свои позиции. Чебоксарские тракторы находят применение в строительстве, ТЭК и других отраслях экономики Индии, Индонезии, ОАЭ. «Промтрактор» демонстрирует высокий по нынешним меркам рост финансовых показателей. В 2006 году предприятие заработало 454 млн рублей чистой прибыли, что на 25% больше, чем в 2005 году. Инвестиции в развитие производства на предприятии увеличились в 3,5 раза и составили 437 млн рублей. В рамках программы технического перевооружения на ОАО «Промтрактор» реализуется ряд проектов, которые позволят увеличить объемы тракторной техники к 2010 году в два раза. Соответственно, должны возрасти и продажи, в том числе экспортные поставки. По словам представителей чебоксар-ского предприятия, грядущее вступление России в ВТО на «Промтракторе» рассматривают не как проблему, а как устранение таможенных пошлин, ограничивающих экспорт тракторов Chetra.

Практически такими же темпами наращивает экспорт ОАО «Судостроительный завод ‘‘Красное Сормово’’» (Нижний Новгород, входит в состав группы «Морские и нефтегазовые проекты»). Самый крупный контракт судостроитель заключил с турецкой компанией Palmali Group, который предусматривает строительство пяти сухогрузов, на сумму более 200 млн долларов. Два судна были доставлены в прошлом году, остальные в этом. Кроме того, предприятие продолжает заключать новые контракты с Palmali Group. Так, в 2008−2009 годах на «Красном Сормове» для турецкой компании будет произведено десять танкеров-химовозов и по одному танкеру дедвейтом 13 тыс. тонн.

Еще ряд отраслей, в том числе цветная металлургия, пищевая и табачная промышленность, показали очень высокую динамику продвижения на внешние рынки, что говорит об их экспортном потенциале. Однако пока, ввиду своих незначительных масштабов, они не могут существенно повлиять на общую картину внешнеэкономической деятельности предприятий Поволжья в целом.

Наметившаяся в 2006 году тенденция снижения доли экспортной выручки от реализации нефтегазовой продукции, очевидно, продолжится и в текущем году. Между тем поволжским компаниям, нацеленным на долгосрочный рост, просто необходимо расширять свое присутствие на международном рынке. Выход на внешние рынки и формирование мировой известности помогает компаниям минимизировать риски как со стороны поставщиков, так и со стороны потребителей. Да и грядущее вступление России в ВТО подталкивает их к этому шагу.

Светлана ВНУКОВА

Борис Алешин: "Мы – с Renault"На днях будет подписана сделка между АВТОВАЗом и французской компанией Renault.

«В нашем театре нет ни дрязг, ни сплетен, сюда идешь, как к себе домой»

Геннадий Куропаткин,заведующий ортопедическим отделением №1 больницы им. Калинина, заслуженный врач России: «Обычные хирурги всё время что-то отрезают. Мы же только добавляем, наращиваем или заменяем»

Андрей Луговой: «На посту президента России себя не вижу»

Геннадий КИРЮШИН: «Я готов быть менее активным участником бизнес-процесса – стать инвестором». Председатель совета директоров СМАРТСа решил отойти от дел и заняться политикой

Работа идет не только по плану

Жириновского попросили о Луговом

Встреча Владимира Путина с участниками международного дискуссионного клуба «Валдай»

Андрей ШОКИН: «Вести социально ответственный бизнес для меня гораздо важнее, чем заниматься политикой»

Лев ПАВЛЮЧКОВ: «Зеленые» стали голубыми»

Губернатор Самарской области - Владимир Владимирович Артяков

Третьяк: Путин — залог успеха

Дембельский альбом Владимира Путина

Самара отпраздновала День города

Урны на улицах города Самары

Улицы Самары глазами простого горожанина - 2

Открытые люки - 2

Lada Priora. Фото

Пикет КПРФ у Губернской Думы 24.04.07

Малометражка от АвтоВаза

Открытые люки

Состояние Набережной р. Волга в Самаре (20.04.07)

"Вот я могу сказать, за мэрии здесь закреплен Струковский парк. Вот до тех пор он не станет чистым, я с него не слезу" (мэр Самары Виктор Тархов, "Эхо Москвы в Самаре" от 11.04.07) Фото от 23.04.07

Самара. Воскресенье, 22.04.07, после Всероссийского субботника

 
Rambler's Top100 Рейтинг@Mail.ru
www.profnastil-ksp.ru

©«Самарапресса.Ru»
Электронный архив самарской прессы
«Sampressa.ru»
(8422) 41-00-30
89277091133
Редакция не несет ответственности за достоверность информации,
опубликованной в рекламных объявлениях.
Редакция не предоставляет справочной информации.