17 апреля 2007 г.
Рост объемов на рынке факторинга сопровождается серьезными качественными изменениями. Игроки делают ставку на предложение комплексного продукта и расширяют ассортимент высокотехнологичных услуг. Московская факторинговая компания «Еврокоммерц», активно осваивающая и поволжский рынок, вышла на новый технологический уровень в предоставлении финансовых услуг: она упаковала факторинг в «коробку». В апреле компания выпустила линейку из пяти «коробочных» продуктов, то есть стандартизованных, предназначенных для массового рынка. Каждый из них направлен на решение определенной задачи в зависимости от масштаба и особенностей бизнеса клиента. Продукты содержат программы для интеграции с бухгалтерией «1С» и пошаговую инструкцию для менеджеров компании-клиента. Таким образом «Еврокоммерц» рассчитывает сделать процедуру подключения и настроек более простой и быстрой. За год она намерена продать около шести тысяч «коробок».
Как пояснил основатель и глава компании Григорий Карповский, этот продукт приспособлен прежде всего для нужд малого и среднего бизнеса, который является целевой группой «Еврокоммерца»: доля таких предприятий в общем объеме сделок фактора составляет, по данным рейтингового агентства «Эксперт РА», около 90%. База данных по компаниям, собранная «Еврокоммерцем» за шесть лет работы на факторинговом рынке, позволила создать систему оценки бизнеса, близкую к скоринговой.
Резерв роста своего бизнеса г-н Карповский видит в постепенном вытеснении товарного кредита. Объем российского рынка факторинга в 2007 году, по прогнозам агентства «Эксперт РА», составит 22 млрд долларов (более 570 млрд рублей), что вдвое выше прошлогоднего показателя. При этом ожидается, что факторинг заменит около 10% всех товарных кредитов, а к 2009 году — уже более 20%. Высокий потенциал этого рынка стимулирует и региональные банки развивать технологии, расширять продуктовую линейку.
Лидируют «ветераны»
Российский рынок факторинговых услуг отличается высокой концентрацией: на долю пяти ведущих компаний («Еврокоммерц», «Петрокоммерц», Промсвязьбанк, Национальная факторинговая компания, НОМОС-Банк приходится, по данным «Эксперт РА», около 80% его объема. Первая тройка факторов обеспечила в прошлом году основной прирост рынка — 70%. Отработанные технологии факторинга в сочетании с широкой сетью продаж позволяют этим компаниям лидировать и в регионах.
Так, клиентская база компании «Еврокоммерц» в Нижегородской области, Мордовии, Чувашии и Марий Эл увеличилась за год в 2,5 раза. По оценке руководителя регионального центра «Еврокоммерца» Алексея Веселова, потенциал рынка позволяет рассчитывать на то, что темпы роста в ближайшие дватри года не снизятся. В портфеле москов-ского Промсвязьбанка доля филиалов за год увеличилась с 14 до 31%, а в ближайшей перспективе банк намерен довести ее до 50%. Как сообщил журналу «Эксперт Волга» директор департамента факторинговых операций Виктор Носов, число филиалов, заключивших договоры факторингового обслуживания, возросло за год с 14 до 29, а к 1 апреля 2007 года достигло 34. Поволжье наряду с Центральным и Сибирским округами относится к регионам, где этот вид услуг развивается особенно активно.
Динамика поволжского рынка связана с его общим экономическим благополучием, развитым промышленным и потребительским сектором. С другой стороны, отмечает заместитель управляющего нижегородским филиалом банка «Стройкредит» Александр Коротков, постепенно повышается уровень финансового менеджмента компаний, которые начинают видеть в факторинге не разновидность беззалогового кредита, а коммерческий инструмент, позволяющий в короткие сроки наращивать объемы продаж. Возможности рынка подтверждают показатели филиала, который в прошлом году в пять раз увеличил объем таких финансовых сделок.
Татфондбанк (Татарстан), который вышел на рынок факторинга в конце 2005 года, по итогам прошлого года уже замыкает топ20 крупнейших факторов по объему уступленных денежных требований. Как рассказала начальник отдела факторинговых операций Екатерина Шестакова, в этом году банк намерен вдвое увеличить портфель за счет наращивания клиентской базы как в Татарстане, так и в филиалах за пределами республики — в Чебоксарах, Перми и Москве. Активно продвигает факторинг через свою филиальную сеть продаж саратовский банк «ЭкспрессВолга». К концу будущего года он планирует довести долю подобных операций в кредитном портфеле с нынешних 5% до 10−15%, сообщил начальник отдела факторинга Кирилл Барковец.
За внушительными темпами роста бизнеса стоит штучная работа факторов с клиентами, счет которых идет пока в лучшем случае на десятки. Факторинг — сложный финансовый сервис, который строится на индивидуальном подходе к каждой компании, убеждена Екатерина Шестакова. В регионах, по ее мнению, на первом месте стоит условие доверия и взаимопонимания между фактором и финансовым менеджментом компании-клиента. Александр Коротков уверен, что в ближайшие годы для продвижения таких услуг будет очень важна просветительская роль банка, так как руководители компаний, прежде всего в секторе малого и среднего бизнеса, не всегда понимают, какие задачи позволит решить им этот инструмент. Кроме того, для факторов существуют проблемы, связанные со сложностью оценки рисков, непрозрачностью компаний и рынков, запутанностью документооборота. Это заставляет кредитные организации тщательно изучать бизнес клиентов и их дебиторов.
«Малышей» заметили
Значение риск-менеджмента возрастает с наметившимся в последний год смещением активности факторов в сегмент малого и среднего бизнеса, который занимает значительное место в работе лидеров рынка факторинга. В портфеле нижегородского филиала банка «Стройкредит» доля малых предприятий составляет 95%, сообщил Александр Коротков. У других факторов, работающих в поволжских регионах, этот показатель варьируется в пределах от 40% (Промсвязьбанк, банк «ЭкспрессВолга» до 89% в Татфондбанке. «Доля средних компаний в нашем портфеле постепенно увеличивается. Это растущие предприятия, — поясняет Кирилл Барковец из банка ‘‘ЭкспрессВолга’’. — Факторинг для них прежде всего коммерческий инструмент, с помощью которого можно быстро наращивать объем продаж».
«Малыши» в большей степени, чем крупные предприятия, нуждаются в удобных схемах кредитования, добавляет Александр Коротков.
У «монстров» бизнеса, имеющих хорошую залоговую базу, есть широкие возможности для привлечения ресурсов по оптимальной цене в виде кредитов российских и зарубежных банков, размещения облигационных займов. У малого бизнеса периодически возникают проблемы с краткосрочной ликвидностью, которые не всегда решаются с помощью стандартных кредитных продуктов, требующих залогового обеспечения или стабильных оборотов по счету. У клиентов отдела факторинга нижегородского филиала банка «Стройкредит» в прошлом году 98% отгрузок продукции составили сделки с отсрочкой платежа до 45 дней, приводит пример Александр Коротков. Финансирование под уступку дебиторской задолженности составляет у поволжских участников рынка 87−95% от объема уступленных денежных требований. Это позволяет клиентам ликвидировать разрывы ликвидности и наращивать цепочку продаж, передавая дебиторов банкуфактору. Постепенно увеличивается и период отсрочки платежа, на который банки и компании-факторы готовы предоставить ресурсы. Татфондбанк уже в первый год работы на рынке факторинга предложил собственный специалитет: его клиенты могут увеличить стандартную отсрочку за счет индивидуального банковского бонуса — «периода ожидания», в течение которого банк не берет комиссии за свои услуги.
Именно доступ к кредитным ресурсам привлекает сегодня малый и средний бизнес в факторинг, признают участники рынка. Однако по мере развития бизнеса и перехода «малышей» в более тяжелую весовую категорию будет расти спрос на нефинансовые услуги факторинга, убеждены опрошенные журналом «Эксперт Волга» менеджеры банков.
К мировым стандартам
Делая ставку на привлечение небольших компаний, факторы в 2006 году активно расширяли свою продуктовую линейку, продвигая свой продукт как комплексную услугу, позволяющую оптимизировать бизнес за счет передачи на аутсорсинг части внутренних функций компании-клиента. Это в первую очередь услуги по оценке надежности дебиторов, защита от рисков ликвидности, контроль за своевременностью оплаты. Улучшая работу с дебиторами, небольшие компании минимизируют риски, связанные с освоением новых рынков сбыта. «Проверка финансовой состоятельности дебиторов — очень важный компонент факторинга, — отмечает Кирилл Барковец из ‘‘ЭкспрессВолги’’. — Банк готов брать на себя не только эту функцию, но и предоставлять услугу по управлению дебиторской задолженностью».
Доля безрегрессных сделок, в которых компания-фактор берет на себя взыскание задолженности с дебитора, постепенно увеличивается, хотя удельный вес таких операций все еще весьма невысок. За год доля безрегрессного факторинга в портфеле операторов увеличилась с 6,7 до 9,6%. У игроков поволжского рынка этот показатель не превышает 5%. Факторинг без регресса чаще декларируется, чем применяется на практике, считает Александр Коротков из «Стройкредита». По его мнению, это связано с неразвитостью страховых услуг на рынке факторинга: страховщики только начинают оценивать потенциал спроса на них. Компании и банкифакторы вынуждены самостоятельно управлять рисками, поэтому безрегрессный факторинг действует только в отношении проверенных и абсолютно надежных дебиторов. Однако развитие технологий, и в том числе инструментов риск-менеджмента, даст стимул к более широкому предложению факторинговых услуг уже в ближайшей перспективе.
Нижний Новгород