Сегодня Пятница 04 Декабря 2015 г.
Поиск:
  Статьи Гостевая
На главную Отправить сообщение на e-mail
Главная новость Основные
Salut, Renault. Блокпакет ВАЗа сегодня отойдет французскому автоконцерну

Сумма технологий

17 апреля 2007 г.

Рост объемов на рынке факторинга сопровождается серьезными качественными изменениями. Игроки делают ставку на предложение комплексного продукта и расширяют ассортимент высокотехнологичных услуг. Московская факторинговая компания «Еврокоммерц», активно осваивающая и поволжский рынок, вышла на новый технологический уровень в предоставлении финансовых услуг: она упаковала факторинг в «коробку». В апреле компания выпустила линейку из пяти «коробочных» продуктов, то есть стандартизованных, предназначенных для массового рынка. Каждый из них направлен на решение определенной задачи в зависимости от масштаба и особенностей бизнеса клиента. Продукты содержат программы для интеграции с бухгалтерией «1С» и пошаговую инструкцию для менеджеров компании-клиента. Таким образом «Еврокоммерц» рассчитывает сделать процедуру подключения и настроек более простой и быстрой. За год она намерена продать около шести тысяч «коробок».

Как пояснил основатель и глава компании Григорий Карповский, этот продукт приспособлен прежде всего для нужд малого и среднего бизнеса, который является целевой группой «Еврокоммерца»: доля таких предприятий в общем объеме сделок фактора составляет, по данным рейтингового агентства «Эксперт РА», около 90%. База данных по компаниям, собранная «Еврокоммерцем» за шесть лет работы на факторинговом рынке, позволила создать систему оценки бизнеса, близкую к скоринговой.

Резерв роста своего бизнеса г-н Карповский видит в постепенном вытеснении товарного кредита. Объем российского рынка факторинга в 2007 году, по прогнозам агентства «Эксперт РА», составит 22 млрд долларов (более 570 млрд рублей), что вдвое выше прошлогоднего показателя. При этом ожидается, что факторинг заменит около 10% всех товарных кредитов, а к 2009 году — уже более 20%. Высокий потенциал этого рынка стимулирует и региональные банки развивать технологии, расширять продуктовую линейку.

Лидируют «ветераны»

Российский рынок факторинговых услуг отличается высокой концентрацией: на долю пяти ведущих компаний («Еврокоммерц», «Петрокоммерц», Промсвязьбанк, Национальная факторинговая компания, НОМОС-Банк приходится, по данным «Эксперт РА», около 80% его объема. Первая тройка факторов обеспечила в прошлом году основной прирост рынка — 70%. Отработанные технологии факторинга в сочетании с широкой сетью продаж позволяют этим компаниям лидировать и в регионах.

Так, клиентская база компании «Еврокоммерц» в Нижегородской области, Мордовии, Чувашии и Марий Эл увеличилась за год в 2,5 раза. По оценке руководителя регионального центра «Еврокоммерца» Алексея Веселова, потенциал рынка позволяет рассчитывать на то, что темпы роста в ближайшие дватри года не снизятся. В портфеле москов-ского Промсвязьбанка доля филиалов за год увеличилась с 14 до 31%, а в ближайшей перспективе банк намерен довести ее до 50%. Как сообщил журналу «Эксперт Волга» директор департамента факторинговых операций Виктор Носов, число филиалов, заключивших договоры факторингового обслуживания, возросло за год с 14 до 29, а к 1 апреля 2007 года достигло 34. Поволжье наряду с Центральным и Сибирским округами относится к регионам, где этот вид услуг развивается особенно активно.

Динамика поволжского рынка связана с его общим экономическим благополучием, развитым промышленным и потребительским сектором. С другой стороны, отмечает заместитель управляющего нижегородским филиалом банка «Стройкредит» Александр Коротков, постепенно повышается уровень финансового менеджмента компаний, которые начинают видеть в факторинге не разновидность беззалогового кредита, а коммерческий инструмент, позволяющий в короткие сроки наращивать объемы продаж. Возможности рынка подтверждают показатели филиала, который в прошлом году в пять раз увеличил объем таких финансовых сделок.

Татфондбанк (Татарстан), который вышел на рынок факторинга в конце 2005 года, по итогам прошлого года уже замыкает топ20 крупнейших факторов по объему уступленных денежных требований. Как рассказала начальник отдела факторинговых операций Екатерина Шестакова, в этом году банк намерен вдвое увеличить портфель за счет наращивания клиентской базы как в Татарстане, так и в филиалах за пределами республики — в Чебоксарах, Перми и Москве. Активно продвигает факторинг через свою филиальную сеть продаж саратовский банк «ЭкспрессВолга». К концу будущего года он планирует довести долю подобных операций в кредитном портфеле с нынешних 5% до 10−15%, сообщил начальник отдела факторинга Кирилл Барковец.

За внушительными темпами роста бизнеса стоит штучная работа факторов с клиентами, счет которых идет пока в лучшем случае на десятки. Факторинг — сложный финансовый сервис, который строится на индивидуальном подходе к каждой компании, убеждена Екатерина Шестакова. В регионах, по ее мнению, на первом месте стоит условие доверия и взаимопонимания между фактором и финансовым менеджментом компании-клиента. Александр Коротков уверен, что в ближайшие годы для продвижения таких услуг будет очень важна просветительская роль банка, так как руководители компаний, прежде всего в секторе малого и среднего бизнеса, не всегда понимают, какие задачи позволит решить им этот инструмент. Кроме того, для факторов существуют проблемы, связанные со сложностью оценки рисков, непрозрачностью компаний и рынков, запутанностью документооборота. Это заставляет кредитные организации тщательно изучать бизнес клиентов и их дебиторов.

«Малышей» заметили

Значение риск-менеджмента возрастает с наметившимся в последний год смещением активности факторов в сегмент малого и среднего бизнеса, который занимает значительное место в работе лидеров рынка факторинга. В портфеле нижегородского филиала банка «Стройкредит» доля малых предприятий составляет 95%, сообщил Александр Коротков. У других факторов, работающих в поволжских регионах, этот показатель варьируется в пределах от 40% (Промсвязьбанк, банк «ЭкспрессВолга» до 89% в Татфондбанке. «Доля средних компаний в нашем портфеле постепенно увеличивается. Это растущие предприятия, — поясняет Кирилл Барковец из банка ‘‘ЭкспрессВолга’’. — Факторинг для них прежде всего коммерческий инструмент, с помощью которого можно быстро наращивать объем продаж».

«Малыши» в большей степени, чем крупные предприятия, нуждаются в удобных схемах кредитования, добавляет Александр Коротков.

У «монстров» бизнеса, имеющих хорошую залоговую базу, есть широкие возможности для привлечения ресурсов по оптимальной цене в виде кредитов российских и зарубежных банков, размещения облигационных займов. У малого бизнеса периодически возникают проблемы с краткосрочной ликвидностью, которые не всегда решаются с помощью стандартных кредитных продуктов, требующих залогового обеспечения или стабильных оборотов по счету. У клиентов отдела факторинга нижегородского филиала банка «Стройкредит» в прошлом году 98% отгрузок продукции составили сделки с отсрочкой платежа до 45 дней, приводит пример Александр Коротков. Финансирование под уступку дебиторской задолженности составляет у поволжских участников рынка 87−95% от объема уступленных денежных требований. Это позволяет клиентам ликвидировать разрывы ликвидности и наращивать цепочку продаж, передавая дебиторов банкуфактору. Постепенно увеличивается и период отсрочки платежа, на который банки и компании-факторы готовы предоставить ресурсы. Татфондбанк уже в первый год работы на рынке факторинга предложил собственный специалитет: его клиенты могут увеличить стандартную отсрочку за счет индивидуального банковского бонуса — «периода ожидания», в течение которого банк не берет комиссии за свои услуги.

Именно доступ к кредитным ресурсам привлекает сегодня малый и средний бизнес в факторинг, признают участники рынка. Однако по мере развития бизнеса и перехода «малышей» в более тяжелую весовую категорию будет расти спрос на нефинансовые услуги факторинга, убеждены опрошенные журналом «Эксперт Волга» менеджеры банков.

К мировым стандартам

Делая ставку на привлечение небольших компаний, факторы в 2006 году активно расширяли свою продуктовую линейку, продвигая свой продукт как комплексную услугу, позволяющую оптимизировать бизнес за счет передачи на аутсорсинг части внутренних функций компании-клиента. Это в первую очередь услуги по оценке надежности дебиторов, защита от рисков ликвидности, контроль за своевременностью оплаты. Улучшая работу с дебиторами, небольшие компании минимизируют риски, связанные с освоением новых рынков сбыта. «Проверка финансовой состоятельности дебиторов — очень важный компонент факторинга, — отмечает Кирилл Барковец из ‘‘ЭкспрессВолги’’. — Банк готов брать на себя не только эту функцию, но и предоставлять услугу по управлению дебиторской задолженностью».

Доля безрегрессных сделок, в которых компания-фактор берет на себя взыскание задолженности с дебитора, постепенно увеличивается, хотя удельный вес таких операций все еще весьма невысок. За год доля безрегрессного факторинга в портфеле операторов увеличилась с 6,7 до 9,6%. У игроков поволжского рынка этот показатель не превышает 5%. Факторинг без регресса чаще декларируется, чем применяется на практике, считает Александр Коротков из «Стройкредита». По его мнению, это связано с неразвитостью страховых услуг на рынке факторинга: страховщики только начинают оценивать потенциал спроса на них. Компании и банкифакторы вынуждены самостоятельно управлять рисками, поэтому безрегрессный факторинг действует только в отношении проверенных и абсолютно надежных дебиторов. Однако развитие технологий, и в том числе инструментов риск-менеджмента, даст стимул к более широкому предложению факторинговых услуг уже в ближайшей перспективе.

Нижний Новгород

Борис Алешин: "Мы – с Renault"На днях будет подписана сделка между АВТОВАЗом и французской компанией Renault.

«В нашем театре нет ни дрязг, ни сплетен, сюда идешь, как к себе домой»

Геннадий Куропаткин,заведующий ортопедическим отделением №1 больницы им. Калинина, заслуженный врач России: «Обычные хирурги всё время что-то отрезают. Мы же только добавляем, наращиваем или заменяем»

Андрей Луговой: «На посту президента России себя не вижу»

Геннадий КИРЮШИН: «Я готов быть менее активным участником бизнес-процесса – стать инвестором». Председатель совета директоров СМАРТСа решил отойти от дел и заняться политикой

Работа идет не только по плану

Жириновского попросили о Луговом

Встреча Владимира Путина с участниками международного дискуссионного клуба «Валдай»

Андрей ШОКИН: «Вести социально ответственный бизнес для меня гораздо важнее, чем заниматься политикой»

Лев ПАВЛЮЧКОВ: «Зеленые» стали голубыми»

Губернатор Самарской области - Владимир Владимирович Артяков

Третьяк: Путин — залог успеха

Дембельский альбом Владимира Путина

Самара отпраздновала День города

Урны на улицах города Самары

Улицы Самары глазами простого горожанина - 2

Открытые люки - 2

Lada Priora. Фото

Пикет КПРФ у Губернской Думы 24.04.07

Малометражка от АвтоВаза

Открытые люки

Состояние Набережной р. Волга в Самаре (20.04.07)

"Вот я могу сказать, за мэрии здесь закреплен Струковский парк. Вот до тех пор он не станет чистым, я с него не слезу" (мэр Самары Виктор Тархов, "Эхо Москвы в Самаре" от 11.04.07) Фото от 23.04.07

Самара. Воскресенье, 22.04.07, после Всероссийского субботника

 
Rambler's Top100 Рейтинг@Mail.ru
www.profnastil-ksp.ru

©«Самарапресса.Ru»
Электронный архив самарской прессы
«Sampressa.ru»
(8422) 41-00-30
89277091133
Редакция не несет ответственности за достоверность информации,
опубликованной в рекламных объявлениях.
Редакция не предоставляет справочной информации.