Сегодня Пятница 04 Декабря 2015 г.
Поиск:
  Статьи Гостевая
На главную Отправить сообщение на e-mail
Главная новость Основные
Salut, Renault. Блокпакет ВАЗа сегодня отойдет французскому автоконцерну

Понять клиента

16 апреля 2007 г.

Для укрепления своей конкурентоспособности на рынке кредитования малого бизнеса поволжским банкам необходимо выстраивать собственную инфраструктуру и лучше разбираться в специфике деятельности растущего малого бизнеса.

По итогам прошедшего года отраслевая структура кредитов, выданных малому бизнесу, не претерпела значительных изменений (см. график 1). Отраслевая структура кредитования малого бизнеса (КМБ во многом похожа на отраслевую структуру самого малого бизнеса. Лидирующей отраслью является оптовая и розничная торговля — ее доля составляет свыше 60%. Поэтому у банков не остается альтернатив распределения отраслевого риска.

Все начинается в столице

Типичные для сегмента КМБ займы — это кредиты на сумму до 3 млн рублей на сроки до трех лет для пополнения оборотного капитала. И лишь некоторые крупные региональные банки Поволжья имеют возможность выдавать кредиты на больший срок, как, например, казанский «АК Барс» или нижегородский «НБД-банк».

Стоимость кредита у разных банков значительно варьируется и зависит от многих факторов: размера кредита, сроков кредитования, финансового состояния заемщика, сферы его деятельности, залогового обеспечения, целей кредитования, уровня конкуренции в конкретном регионе. Самые дорогие ресурсы — это беззалоговые кредиты, самые дешевые — кредиты с полным обеспечением. Минимальная ставка соответствует кредиту с полным обеспечением на срок свыше трех лет. Это связано, очевидно, с тем, что банк, выдавая кредит на значительный срок, проводит тщательную оценку заемщика и, соответственно, хорошо представляет себе риски подобных вложений.

Кроме очевидного вывода о том, что стоимость кредитования находится в прямой зависимости от наличия залогового обеспечения, напрашивается еще один: по мере удаления от Москвы и Санкт-Петербурга стоимость кредитования падает. Этот факт говорит о том, что степень проникновения банков в сферу малого бизнеса в столицах гораздо выше, чем в регионах. Более высокие средние ставки кредитования свидетельствуют о том, что в столицах банки начали предлагать продукты, которые лучше учитывают особенности малого бизнеса, такие как беззалоговые кредиты, кредиты с частичным обеспечением.

Ответ регионов

Стремительный рост малого бизнеса не позволяет региональным банкам не учитывать данный факт. Кроме того, обслуживание крупных коммерческих организаций постепенно переходит к филиалам федеральных банков. Поэтому местные кредитные организации просто вынуждены предоставлять свои услуги для этой группы. О сложившейся ситуации рассказывает начальник управления развития саратовского Поволжского немецкого банка Наталья Чикунова: «В нашем банке доля малого бизнеса составляет около 30 процентов. Это и кредитование, и расчетно-кассовое обслуживание, то есть весь комплекс банковских услуг. Хочется отметить, что данная доля с каждым годом увеличивается. Положительным моментом является и то, что сам малый бизнес выходит из тени и все больше интересуется банковскими услугами».

«Ежемесячно для предприятий малого и среднего бизнеса мы открываем более ста расчетных счетов, — рассказывает вице-президент самарского банка ‘‘Солидарность’’ Олег Маркелов. — При этом наблюдается увеличение средних остатков по пассивным и активным счетам этих предприятий. Только в центральном офисе банка ‘‘Солидарность’’ пассивы предприятий малого и среднего бизнеса к концу 2006 года увеличились на 35 процентов, а кредитный портфель этой группы клиентов составил более одного миллиарда рублей».

Опыт Татарстана

Среди регионов Поволжья выделяется Республика Татарстан, которая имеет особый климат для развития и поддер-жки субъектов малого предпринимательства и является лидером в вопросе включения малого и среднего бизнеса в промышленное производство. Так, во втором по величине поволжском банке — «Татфонд-банке» — на кредиты для небольших компаний приходится около 10% от объема всего кредитного портфеля юридических лиц — это почти два млрд рублей (по состоянию на 1 апреля 2007 года). Этот банк является участником федеральных и региональных программ по финансовой поддержке субъектов малого предпринимательства, работающих в реальном секторе экономики и реализующих проекты по расширению производства, модернизации основных средств, внедрению новых технологий, развитию инновационной деятельности. «Татфонд-банк» работает с малым предпринимательством по следующим программам: программа кредитования субъектов малого предпринимательства с использованием двухуровневого механизма кредитования, программа микрокредитования, программа среднесрочного кредитования и собственная программа банка.

Однако и в этом регионе местные банки сталкиваются с серьезными проблемами в части КМБ. «В части обслуживания малого бизнеса мы оказываем полный набор услуг, доля этих клиентов не очень большая, — делится своим мнением финансовый директор КБ ‘‘ИнтехБанк’’ Альмир Хазиев. — Это связано в первую очередь с тем, что для полноценного кредитования малого бизнеса нужно привлечь соответствующие ресурсы на срок, достаточный для оборачиваемости кредитования. Здесь ситуация аналогична развитию ипотеки. Как только появились источники финансирования ипотечных программ, банк активно занялся размещением средств в ипотечные кредиты. Точно так же, как только банк сформирует соответствующие источники средств, мы выйдем на этот рынок, предлагая ресурсы всему малому бизнесу» — рассказал журналу «Эксперт Волга» г-н Хазиев.

Разрыв между федеральными банками и банками ПФО в знании реалий местного рынка КМБ стремительно сокращается. Многие федеральные банки имеют разветвленную структуру филиалов, а значит, и возможность накапливать статистику по этому рынку. Этот фактор также усиливает их конкурентное преимущество. Но необходимо помнить, что основная доля заемщиков, представляющих малый бизнес, в значительной степени не владеет навыками составления управленческой отчетности. Поэтому при прочих равных условиях в сегменте КМБ выигрывают те банки, которые могут дешево и быстро оказывать консультационные услуги. И региональным банкам необходимо учитывать этот фактор.

В подготовке материала участвовал Денис Макарычев, аналитический центр «Эксперт Волга»

Любовь ШРАМКО

Борис Алешин: "Мы – с Renault"На днях будет подписана сделка между АВТОВАЗом и французской компанией Renault.

«В нашем театре нет ни дрязг, ни сплетен, сюда идешь, как к себе домой»

Геннадий Куропаткин,заведующий ортопедическим отделением №1 больницы им. Калинина, заслуженный врач России: «Обычные хирурги всё время что-то отрезают. Мы же только добавляем, наращиваем или заменяем»

Андрей Луговой: «На посту президента России себя не вижу»

Геннадий КИРЮШИН: «Я готов быть менее активным участником бизнес-процесса – стать инвестором». Председатель совета директоров СМАРТСа решил отойти от дел и заняться политикой

Работа идет не только по плану

Жириновского попросили о Луговом

Встреча Владимира Путина с участниками международного дискуссионного клуба «Валдай»

Андрей ШОКИН: «Вести социально ответственный бизнес для меня гораздо важнее, чем заниматься политикой»

Лев ПАВЛЮЧКОВ: «Зеленые» стали голубыми»

Губернатор Самарской области - Владимир Владимирович Артяков

Третьяк: Путин — залог успеха

Дембельский альбом Владимира Путина

Самара отпраздновала День города

Урны на улицах города Самары

Улицы Самары глазами простого горожанина - 2

Открытые люки - 2

Lada Priora. Фото

Пикет КПРФ у Губернской Думы 24.04.07

Малометражка от АвтоВаза

Открытые люки

Состояние Набережной р. Волга в Самаре (20.04.07)

"Вот я могу сказать, за мэрии здесь закреплен Струковский парк. Вот до тех пор он не станет чистым, я с него не слезу" (мэр Самары Виктор Тархов, "Эхо Москвы в Самаре" от 11.04.07) Фото от 23.04.07

Самара. Воскресенье, 22.04.07, после Всероссийского субботника

 
Rambler's Top100 Рейтинг@Mail.ru
www.profnastil-ksp.ru

©«Самарапресса.Ru»
Электронный архив самарской прессы
«Sampressa.ru»
(8422) 41-00-30
89277091133
Редакция не несет ответственности за достоверность информации,
опубликованной в рекламных объявлениях.
Редакция не предоставляет справочной информации.