Сегодня Пятница 04 Декабря 2015 г.
Поиск:
  Статьи Гостевая
На главную Отправить сообщение на e-mail
Главная новость Основные
Salut, Renault. Блокпакет ВАЗа сегодня отойдет французскому автоконцерну

Закрепили долотный монополизм

16 апреля 2007 г.

Самарский холдинг «ВБМ-групп» уже в ближайшее время завершит процедуры, связанные с консолидацией более 80% отечественного производства буровых долот. В этой связи особый интерес вызывает состояние дел в холдинге, включая структуру собственности, корпоративный менеджмент и бизнес-стратегию. Ситуация на российском рынке бурового инструмента существенно изменилась в начале апреля 2007 года. Это произошло после того, как Федеральная антимонопольная служба (ФАС санкционировала сделку по приобретению ООО «ВБМ-групп» 100−процентных пакетов акций ОАО «Волгабурмаш» (ВБМ — базовое предприятие холдинга, расположенное в Самаре и ОАО «Уралбурмаш» (УБМ, поселок Нижние Серги, Свердловская область).

Каждая из этих компаний практически полностью контролирует свой сегмент. Первая, по данным на начало 2007 года с учетом импорта — 83% рынка долот для нефтегазовой отрасли, а вторая — 82% рынка долот для горнорудной и других видов промышленности. Общий объем долотного производства в 2006 году ФАС оценивает в 115 тыс. единиц; почти 70% из них продается на внутреннем рынке, финансовая емкость которого составляет примерно 190 млн долларов (около 5 млрд рублей).

В число основных потребителей ВБМ и УБМ входят такие гиганты, как «Сургутнефтегаз» (в 2004 году ВБМ закрывал 89% его потребности в долотах), «Татнефть» (85% и партнер «Газпрома» — «Бургаз» (70%), а также «Норильский никель» и «Алроса» (см. таблицу 1). Кроме того, продукция ВБМ и УБМ имеет уникальный экспортный потенциал — около трети ее продается за рубеж. Однако в финансовом выражении это всего лишь 5% мирового рынка — его львиную долю контролируют четыре западные компании (см. график 1).

Но даже пятое место в мире, как и поставка трети продукции на экспорт, беспрецедентно для отечественного машиностроения. Такие бизнес-параметры вкупе с радужными перспективами, связанными с конъюнктурой внутреннего рынка (как видно из графика, за 11 месяцев 2006 года объем бурения в России вырос почти на 20%), должны были обеспечить акциям компании стабильно высокий интерес со стороны инвесторов. Однако ни оборот по ним, ни их котировки нисколько не выросли.

Для производителей долот фондовый рынок не актуален

По данным, относящимся к концу марта 2007 года, ОАО «Волгабурмаш» (ВБМ выпустило всего чуть более 360 тыс. обыкновенных акций номиналом 1 рубль. Цена их покупки составляет 25 долларов (около 650 рублей за штуку, а цена продажи — 200 долларов (около 5200 рублей). При этом обращение этих ценных бумаг на рынке практически отсутствует.

Объясняя позицию игроков фондового рынка, директор самарского филиала инвестиционной компании «Тройка Диалог» Алексей Верещагин заявил журналу «Эксперт Волга»: «Объем торгов акциями ВБМ слишком незначителен, чтобы решение ФАС могло отразиться на их курсе». О сугубо индикативном участии ВБМ в отечественном рынке ценных бумаг заявил нам и старший аналитик компании RMG: Rye, Man and Gor Securities (Москва Евгений Линчик. В пользу такой оценки говорит и способ размещения предпринятой в мае-июле 2006 года допэмиссии еще 60 тыс. обыкновенных акций ВБМ номинальной стоимостью 1 рубль — закрытая подписка (почти все акции разошлись среди топ-менеджеров по цене 500 рублей за штуку). Председатель совета директоров ОАО «Волгабурмаш» Михаил Гавриленко в интервью журналу «Эксперт Волга» подтвердил незаинтересованность компании в работе на фондовом рынке, обосновав эту позицию подготовкой к IPO.

Тем не менее, за девять месяцев 2006 года капитализация ВБМ увеличилась более чем в 14 раз и составила 207,4 млрд рублей. Правда, при отсутствии обращения акций на биржевом рынке этот показатель имеет сугубо оценочный характер: он получен как произведение числа размещенных бумаг и среднегодовой стоимости одной акции в известных эмитенту внебиржевых сделках. За указанный период 2006 года последняя выросла с 49 до 574 рублей.

Дефицит открытости не мешает ВБМ использовать традиционные финансовые инструменты. Так, полтора года назад (12 октября 2005 года предприятие разместило облигационный заем объемом 600 млн рублей со сроком погашения три года. С учетом финансового состояния эмитента инвестиционная финансовая компания «Уником Партнер» (Екатеринбург оценила справедливый уровень доходности облигаций ВБМ в 11% к годовой оферте, что соответствует ставке купона на первый год обращения 10,7% годовых. Как полагают эксперты «Уникома», с учетом этого выпуска доля долгосрочного заемного капитала в общем капитале ВБМ в 2005 году возросла до 42%, что позволило существенно оптимизировать структуру кредитного порт-феля, прежде состоявшего из краткосрочных кредитов и займов.

Можно предполагать, что владельцам и топ-менеджерам «ВБМ-групп» пока удается привлекать ресурсы с российского долгового рынка и без наращивания рыночной — то есть публичной — капитализации. Этому немало способствует исключительное положение головной компании холдинга на отечественном рынке бурового инструмента.

Сила в технологиях

Основа благополучия ВБМ заложена еще в советский период: 25 лет назад на территории тогдашнего производственного объединения «Куйбышевбурмаш» по лицензии американской фирмы Dresser был построен завод по выпуску высокоэффективных для того времени буровых долот. Их использование позволило, в частности, поднять среднюю проходку на долото в 2−6 раз.

В отличие от многих лицензионных производств (того же АвтоВАЗа, например), ВБМ удалось удержать курс на плановое внедрение передовых технологий, благодаря чему компания еще десять лет назад сумела сертифицировать свою продукцию в Международной организации по стандартизации (ISO и в Американ-ском нефтяном институте (API). Последнее по времени крупное обновление производства завершилось в 2003 году — основные фонды были модернизированы на три четверти, а в некоторых цехах полностью. Примечательно также, что ВБМ содержит единственное в стране профильное конструкторское бюро, где к настоящему времени разработано более полутора тысяч инноваций.

Производственно-финансовый статус УБМ предопределен тем, что в бурении для горнорудной отрасли нагрузка на долото гораздо ниже, и это позволяет потребителям делать выбор в пользу менее совершенных, но более дешевых инструментов. Их диаметр в 1,5−2 раза меньше, число оборотов в 2−3 раза ниже, опорный подшипник не герметизирован, а открыт. Кроме того, поскольку глубина скважины в этой отрасли не превышает 300 м (против 10 тыс. м в нефтегазовой промышленности), средняя гарантированная проходка на долото составляет всего 20−50 часов (против 100 часов). По совокупности этих факторов стоимость горнорудного долота укладывается в интервал 0,5−10 тыс. долларов, а нефтегазовое долото стоит на порядок дороже.

Средний возраст производственного оборудования на «Уралбурмаше» вчетверо больше, чем на ВБМ (20 лет против 5), а по его стоимости УБМ уступает «Волгабурмашу» в 1,7 раза (350 млн рублей против 600 млн с лишним). К примеру, собст-венное металлургическое производство на УБМ отсутствует, а на изготовление одного долота затрачивается 15 тыс. операций — вдвое меньше, чем на ВБМ. По этим — имеющим индикативное значение — показателям уральское предприятие остро нуждается в модернизации производства, которая, по словам г-на Гавриленко, после вхождения «Уралбурмаша» в «ВБМ-групп» уже началась (см. «Шаг к публичности»).

Цена вопроса

Санкционируя создание монополиста, каковым, по сути дела, является «ВБМ-групп», ФАС выдвинула целый ряд ограничительных требований. Так, компания не сможет «необоснованно прекращать и даже сокращать выпуск долот, отказывать российским потребителям в поставке долот в связи с поставками на экспорт, а также увеличивать цену более чем на 5% в квартал без предварительного уведомления антимонопольного органа». Кроме того, «ВБМ-групп» предписано согласовывать с ФАС все изменения в сбытовой политике, а также создать в двухлетний срок центр гарантийного обслуживания своей продукции.

Основным из этих ограничений Михаил Гавриленко считает необходимость согласовывать с ФАС ценовую политику. «Но эта позиция обсуждаема, — заявляет он. — Поскольку нам запрещено только необоснованное повышение цен, ФАС наверняка будет учитывать удорожание используемого нами сырья, например, металла. Вот цена на никель недавно выросла в три раза — кто мог это предвидеть?!»

Потеряв в экономической свободе, «ВБМ-групп» имеет шансы получить значительный экономический эффект. В результате объединения ВБМ и УБМ совокупные затраты на операционную деятельность, по прогнозам, должны снизиться почти на 13 млн долларов (340 млн рублей в год, а объем производства — вырасти на 15% за счет модернизации. Как считает ФАС, повысится и инвестиционная привлекательность отрасли: ВБМ в отдельности могла привлечь не более 25 млн долларов (более 650 млн рублей), ресурс «ВБМ-групп» почти в три раза больше — 70 млн (1,8 млрд рублей ( таблица 2). Улучшится и качество заимствований: по оценке экспертов, процентная ставка для объединенной компании составит 10% против 12% для каждого из заводов в отдельности.

Евгений Линчик из RMG также находит в создании «ВБМ-групп» синергетический эффект: «Интеграция ВБМ и УБМ повышает их общую капитализацию и конкурентоспособность. Столь крупный производитель обладает большим финансовым и лоббистским ресурсом, а также большими возможностями для внедрения инноваций и наращивания экспорта. Для продвижения на мировом рынке нужна гибкая ценовая политика, а она проще дается компании, обладающей большими оборотными средствами».

По мнению Алексея Верещагина из самарского филиала ИК «Тройка Диалог», формирование «ВБМ-групп» оптимизирует управление всеми входящими в холдинг предприятиями, а консолидация активов с последующим переходом на единую акцию — шаги, естественные для компании, желающей стать публичной. Как полагает г-н Линчик, момент выбора стратегии дальнейшего развития «ВБМ-групп» наступит через три-четыре года, а до этого она сможет развиваться за счет собственных и самостоятельно привлеченных ресурсов. Причем на этом этапе решающую роль будет играть не наращивание публичности с перспективой выхода на долговые рынки, а технологическое развитие и соотношение «цена-качество» продукции.

Как видно из интервью руководителя «ВБМ-групп» Михаила Гавриленко, у компании другое мнение и другие представления о темпах движения к IPO.

Любовь ШРАМКО

Борис Алешин: "Мы – с Renault"На днях будет подписана сделка между АВТОВАЗом и французской компанией Renault.

«В нашем театре нет ни дрязг, ни сплетен, сюда идешь, как к себе домой»

Геннадий Куропаткин,заведующий ортопедическим отделением №1 больницы им. Калинина, заслуженный врач России: «Обычные хирурги всё время что-то отрезают. Мы же только добавляем, наращиваем или заменяем»

Андрей Луговой: «На посту президента России себя не вижу»

Геннадий КИРЮШИН: «Я готов быть менее активным участником бизнес-процесса – стать инвестором». Председатель совета директоров СМАРТСа решил отойти от дел и заняться политикой

Работа идет не только по плану

Жириновского попросили о Луговом

Встреча Владимира Путина с участниками международного дискуссионного клуба «Валдай»

Андрей ШОКИН: «Вести социально ответственный бизнес для меня гораздо важнее, чем заниматься политикой»

Лев ПАВЛЮЧКОВ: «Зеленые» стали голубыми»

Губернатор Самарской области - Владимир Владимирович Артяков

Третьяк: Путин — залог успеха

Дембельский альбом Владимира Путина

Самара отпраздновала День города

Урны на улицах города Самары

Улицы Самары глазами простого горожанина - 2

Открытые люки - 2

Lada Priora. Фото

Пикет КПРФ у Губернской Думы 24.04.07

Малометражка от АвтоВаза

Открытые люки

Состояние Набережной р. Волга в Самаре (20.04.07)

"Вот я могу сказать, за мэрии здесь закреплен Струковский парк. Вот до тех пор он не станет чистым, я с него не слезу" (мэр Самары Виктор Тархов, "Эхо Москвы в Самаре" от 11.04.07) Фото от 23.04.07

Самара. Воскресенье, 22.04.07, после Всероссийского субботника

 
Rambler's Top100 Рейтинг@Mail.ru
www.profnastil-ksp.ru

©«Самарапресса.Ru»
Электронный архив самарской прессы
«Sampressa.ru»
(8422) 41-00-30
89277091133
Редакция не несет ответственности за достоверность информации,
опубликованной в рекламных объявлениях.
Редакция не предоставляет справочной информации.