16 апреля 2007 г.
Из двух подходов, которые применяют иностранные банки, приходя в поволжские регионы, — создание собственных филиалов и покупка уже существующих кредитных организаций, французская группа Societe Generale вкупе со своей российской «дочкой» банком «Сосьете Женераль Восток» (BSGV использует сразу оба. А для профилактики «внутривидовой» конкуренции вводится и тщательно соблюдается принцип специализации.
В последнее время полигоном, где наиболее четко прослеживаются тенденции регионального развития крупных иностранных банков, стала Самара. «Райффайзенбанк», «Ситибанк», Международный московский банк (ММБ), открывая здесь представительства, а затем филиалы, развивают свой бизнес как универсальные кредитные организации. Они стремятся найти и удержать оптимальное соотношение между корпоративной и частной клиентурой, чтобы максимально продвинуться на высокодоходном розничном рынке. Банки другой группы (например, «КМБ-Банк» изначально ставят перед собой иную цель — занять вполне определенную нишу и стать в ней лидером. А вот французская банковская группа Societe Generale (SocGen использует оригинальную — комбинированную — стратегию.
Деятельность SocGen в Самаре началась в марте 2005 года, когда входящая в эту банковскую структуру компания «Русфинанс» купила у группы «СОК» местный «Промэкбанк». Кроме банковской лицензии, иностранного покупателя привлекали хорошо развитая филиальная сеть «Промэка» и хороший портфель автокредитов. Стоимость сделки французы так и не раскрыли, но, по мнению участников рынка, она составила несколько сот миллионов долларов. С этого момента началась интеграция компании «Русфинанс», где был сконцентрирован весь розничный бизнес SG в России, во вновь приобретенный самарский банк, начавший продвижение на рынке банковских услуг под брэндом «Русфинансбанк» (РФБ). Таким образом, это кредитное учреждение оказалось специализированным на двух видах ритейла — автокредитовании и выдаче потребительских кредитов в торговых сетях.
В том же 2005 году SocGen «посадила» в Самаре филиал банка BSVG, призванный оказывать услуги, которые принято относить к сфере классического банкинга. С февраля 2007 года филиал начал обслуживание физических лиц.
Два родственных кредитных учреждения — «Русфинансбанк» и филиал BSVG — на самарском рынке финансовых услуг практически не пересекаются. Первое из них позиционируется как массовое конвейерное производство, второе — как своего рода hand made, приближающийся к уровню приват-банкинга. Две эти структуры в Самаре разделены даже территориально, хотя и вдоль одного и того же Московского шоссе.
Еще одно направление экспансии SocGen — ипотечное кредитование — ожидает Самару, по-видимому, в ближайшее время. Оно будет представлено подразделением банка «ДельтаКредит», который стал очередным приобретением группы в России. Стремление французов выйти на самарский рынок ипотеки понятно: ставки здесь как минимум на шесть процентных пунктов выше среднеевропейских, риски гораздо ниже (ипотека относится к залоговым видам кредитования), а отдача же обычно выше, чем от потребительских кредитов.
Что касается более отдаленных перспектив, весьма интересно, как и с каким набором продуктов SocGen будет продвигать в регионы «Росбанк», контроль над которым группа установит в 2008 году. В результате двух состоявшихся в 2006 году сделок SG получила в «Росбанке» долю в размере 20% минус 1 акция и опцион на приобретение еще 30% плюс 2 акции «Росбанка» до конца 2008 года. Из тех видов банкинга, которые SocGen развивает в странах Западной Европы и еще более чем в 30 государствах мира, в России остались незадействованными два — страхование жизни и аренда компьютерной техники.
Судя по амбициям, французские банкиры не боятся конкуренции на региональных финансовых рынках. И прежде всего они рассчитывают на отработанные технологии, а также на доступ к дешевым долгосрочным ресурсам, обеспечивающим возможность предлагать более выгодные, чем среднерыночные, ставки по кредитам. Из нематериальных аргументов у SG, как, впрочем, и у других «иностранцев», в запасе есть известный брэнд и знание международной практики.
Однако региональным, в частности, поволжским банкам поднимать белый флаг, просто так сдаваясь на милость тем же французам, вряд ли стоит. У них есть свои неубиенные достоинства — более простая и оперативная система принятия решений, тонкое — с учетом всей местной специфики — понимание клиента и, наконец, доходящая до самой глубинки сеть обслуживания. Впрочем, сам по себе весь этот арсенал работать не будет, если конкурента не знать в лицо.
Валерий УЛЬЯНОВ