Сегодня Пятница 04 Декабря 2015 г.
Поиск:
  Статьи Гостевая
На главную Отправить сообщение на e-mail
Главная новость Основные
Salut, Renault. Блокпакет ВАЗа сегодня отойдет французскому автоконцерну

Свой голос

16 апреля 2007 г.

Профсоюзы на предприятиях Поволжья не хотят быть массовикамизатейниками советского пошиба. Они стремятся занять равное место с менеджментом за столом переговоров, отстаивая свои права. Свою выгоду в этом должны увидеть и топменеджеры. Сюжет о создании профсоюзной организации на нижегородском заводе «КокаКола Эйч-БиСи Евразия» показали местные телеканалы в ряду основных новостей региона. Событием этот рядовой, казалось бы, факт сделало то, что профсоюзной ячейке пришлось отстаивать свое право на существование и добиваться признания у заводской администрации. Организация в Нижнем Новгороде стала пятым профсоюзом среди одиннадцати предприятий «КокаКoлы» в России. Новичков вдохновляет пример рабочих завода Ford во Всеволожске, которым удалось добиться от менеджмента ряда важных уступок, пусть даже ценой радикальных действий. Впрочем, председатель нижегородской ячейки Сергей Тюпин рассчитывает, что на его предприятии до забастовок дело не дойдет, отношения с руководством будут строиться конструктивно. По словам проф-союзного лидера, организация займется регулированием вопросов, связанных с нормированием труда, обеспечением техники безопасности, индексацией заработной платы, и постарается сделать их предметом коллективного договора с администрацией.

Аналитик компании «Тройка Диалог» Елена Красницкая видит в создании заводских профсоюзов попытку работников влиять на корпоративное управление, а точнее — на регулирование трудовых отношений. «Другим способом это сделать сложно, — рассуждает аналитик. — Те, кто получил какието акции на заре приватизации и сумел их сохранить, — самый пассивный класс собственников. Да их и не допускают к выработке корпоративных решений. Профсоюзы могут стать базой социального партнерства. Там, где бизнес видит в них партнера, объединение рабочих становится для предприятия дополнительным стабилизирующим фактором».

Четыре «З» для трудового коллектива

Новые региональные профсоюзы — это, главным образом, хорошо сохранившиеся старые, признают руководители «школ коммунизма» в Нижнем Новгороде, Саратове, Самаре, опрошенные журналом «Эксперт Волга». По данным этих организаций, профсоюзы охватывают значительную часть трудовых коллективов (см. график). «Они сумели выжить на больших предприятиях, где за ними традиционно закреплялись социальные вопросы, которыми не хотела заниматься админист-рация, — отмечает заместитель председателя нижегородского Облсовпрофа (областного совета профсоюзов Михаил Орлов. — В среднем бизнесе вся ‘‘социалка’’ вместе с профсоюзами была забыта. Обратный процесс идет сложнее, сейчас рождение каждой новой организации для нас — событие».

Исследование, проведенное областным советом в прошлом году, подтвердило данные ВЦИОМ: только 2−4% работников, особенно в малом и среднем бизнесе, считают, что создание профсоюза изменит в лучшую сторону их взаимоотношения с работодателем. «Если человек начинает ‘‘качать права’’, с ним чаще всего разговор короткий: ‘‘свободен’’, — комментирует эти данные Михаил Орлов. — Поэтому, чтобы не потерять место, работник терпит и плохие условия труда, и отсутствие какихлибо гарантий и социальных льгот. ‘‘Серая’’ зарплата для многих — тоже не повод портить отношения с руководством: возможность не платить налоги оказывается важнее будущего пенсионного обеспечения».

В Нижнем Новгороде не ведут отдельный учет профсоюзов в малом бизнесе. По самым приблизительным оценкам, около 400 тыс. работников, занятых в этом сегменте регионального бизнеса, не числятся в профорганизациях. В Самаре, как сообщил председатель Облсовпрофа Евгений Егоров, малый бизнес стоит в стороне от профсоюзного движения. Лишь небольшая часть его представителей — около сотни — входит в региональный Союз работодателей. Созданный в прошлом году отраслевой обком намерен сотрудничать в этом направлении с Торгово-промышленной палатой, которая объединяет более двух тыс. малых предприятий, и сделать ее участником социального партнерства с профсоюзами. Предварительные опросы показали, что к четырем «З», которые входят в сферу компетенции профсоюза на самом предприятии — зарплата, занятость, защита, здоровье, — надо добавить особый компонент, конкретизирующий третий пункт — защиту от произвола чиновников.

В Саратове, где отраслевой профсоюз в малом бизнесе действует с начала 90−х годов, картина более ясная. Как сообщила председатель совета Елена Резепова, в области сейчас 500 профсоюзных ячеек — не так уж и много для 30 тыс. предприятий. Но и немало, считает гжа Резепова, если учесть, что создание каждой организации потребовало длительных и сложных переговоров с собственниками и менеджментом.

Работодатели не хотят считаться с тем, что меняется характер требований профсоюзов, полагает Михаил Орлов. Они по-прежнему видят в профсоюзном руководителе в лучшем случае массовиказатейника, который отвечает за подарки к праздникам и корпоративные вечеринки. Доступ представителей коллектива к решению вопросов, влияющих на качество трудовой жизни — обеспечению условий труда, техники безопасности, социальных гарантий, роста заработной платы, — жест-ко ограничивается.

«Гвоздь в стуле»

На профсоюз как на лишнее звено смотрят не только владельцы малого бизнеса, но и собственники крупных компаний, которых нельзя упрекнуть в пренебрежении инструментами корпоративного управления. Если работники «КокаКолы», хотя и с трудом, но добиваются возможности участвовать в принятии решений, касающихся трудового коллектива, то рабочие совместного предприятия «GM-АвтоВАЗ», созданного в середине прошлого года, до сих пор не могут добиться у администрации признания своей организации, а активисты профдвижения попали в немилость к ней. «Против профсоюза выступает иностранный собственник, компания General Motors, — сообщил председатель Ассоциации профсоюзных организаций города Тольятти Анатолий Калинин. — На заводе нет и никогда не было коллективного договора, никогда не проводились собрания представителей трудового коллектива. Собственник считает, что он и без профсоюза достаточно делает для создания нормальных условий труда». Рабочие думают иначе: почасовая ставка, которая начинается с 1,25 доллара в час, сегодня уже недостаточна для поддержания необходимого уровня жизни. Заявляя о своих правах, профсоюз СП пошел на открытый конфликт с администрацией и показал беспрецедентную нелояльность к собственному предприятию, призвав российск-их граждан не покупать машины GM. Это показалось «крутым» даже Петру Золотареву, председателю профсоюза «Единство» на АвтоВАЗе, который тоже недоволен тем, как складываются, а, точнее, не складываются отношения персонала его организации с менеджментом.

«Единство» действует на АвтоВАЗе с 1990 года параллельно со старым, постсоветским профсоюзом. «‘‘Единство’’ и профсоюз GM-АвтоВАЗ, возможно, отталкивают менеджмент своими радикальными лозунгами, — продолжает Анатолий Калинин. — Когда ‘‘Единство’’ требует, например, повысить зарплату в два раза, это кажется проявлением пустой агрессии. Но подобная радикальность идет от желания обратить на себя внимание, привлечь к переговорному процессу. Сегодня администрация не замечает ‘‘Единство’’. Конечно, весовые категории у профсоюзов разные: официальная организация объединяет более 100 тысяч работников, ‘‘альтернативщики’’ — около полутора тысяч, но по закону ‘‘Единство’’ тоже имеет право голоса при подготовке коллективного договора».

«Основной» профсоюз на АвтоВАЗе отличается большей умеренностью в требованиях, но его, тем не менее, нельзя назвать «карманным», считает гн Калинин. Вазовский уровень зарплаты, весомый соцпакет до недавнего времени были наиболее конкурентоспособными в автомобильной отрасли, и в этом немалая заслуга проф-союза. Однако с последней сменой собственников ВАЗ начал терять темпы роста зарплаты, ужимается и соцпакет, отмечает председатель Ассоциации профсоюзных организаций города Тольятти.

Администрация, по его мнению, поступает недальновидно, лишая часть рабочих права голоса. Участие «Единства» в подготовке коллективного договора может стать стимулом по-новому оценить возможности компании и повысить лояльность коллектива к руководству.

Школа компромисса

Выступления рабочих Ford, эскапада проф-союза GM-АвтоВАЗ наводят на мысль о возрождении забастовочного движения по западному образцу на фоне роста самосознания рабочих. Однако роль «гвоздя в стуле», похоже, не очень устраивает профсоюзные «первички». Ее оставляют на крайний случай. Профсоюзы предпочли бы добиваться своего не на баррикадах, а за столом переговоров в качестве равноправного партнера руководителей бизнеса. То же «Единство», к примеру, хотело бы более активно участвовать в процессах, связанных с повышением качества труда, а этого митинговыми методами не добьешься.

«Наши аппетиты всегда больше того, чего мы можем достигнуть, — говорит заместитель саратовского Облсовпрофа Эдуард Постельга. — Когда в рамках трехсторонней комиссии мы вырабатываем условия по темпам роста зарплаты или увеличению средств на охрану труда, приходится идти на определенные компромиссы, учитывать точку зрения бизнеса. Но когда принимается общее решение, мы имеем полное право требовать, чтобы бизнес его выполнял. В результате за последние три года предприятия вдвое увеличили отчисления на охрану труда в расчете на одного работника, хотя эта статья расходов раньше не считалась обязательной для исполнения».

Гордятся саратовские профсоюзы и тем, что перевыполнили «план» по росту средней зарплаты. По словам Эдуарда Постельги, «хотели увеличить этот показатель за год с 5800 до 8000 рублей, сошлись на 6800, а получили по итогам 2006 года 7171 рубль».

В нижегородском Облсовпрофе полагают, что темп роста средней зарплаты, как «среднестатистическая курица», — скорее макроэкономический индикатор региона, но он не отражает в полной мере позитивные изменения в бизнесе. Наиболее показательным здесь считают размер тарифной ставки на предприятиях. Профсоюзы добиваются, чтобы ставка первого разряда была не ниже официального прожиточного минимума в регионе. На начало 2007 года он составлял 3500 рублей в месяц, по итогам первого квартала увеличился до 3800 рублей. «Пока тарифная ставка дотягивает до 0,7 — максимум 0,9 прожиточного минимума. Нам хотелось бы уже в 2007 году выйти на коэффициент ‘‘единица’’, — говорит Михаил Орлов. — По нашим оценкам, для этого есть объективные предпосылки: плоская шкала подоходного налога, снижение ЕСН, оптимизация численности работников на предприятиях, передача муниципалитетам объектов социальной сферы».

«Но, боюсь, в этом году нам не удастся добиться желаемого, — продолжает г-н Орлов. — Для того чтобы поднять минимальный тариф до прожиточного минимума, многие предприятия должны изменить сам подход к формированию фонда оплаты труда. Сейчас они минимизируют тарифную часть и наращивают дополнительные выплаты — премии, доплаты и т.п. Работнику, по идее, все равно, из какого фонда ему платятся деньги. Но при этом работодатель не делает в полном объеме отчислений в социальные фонды и в любой момент может ‘‘урезать’’ дополнительные выплаты. Поэтому мы и закладываем увеличение тарифов до прожиточного минимума в условия областного трехстороннего договора. Этот уровень работодатели обязаны обеспечить своим сотрудникам, а, кроме того, заплатить налоги и выплаты в фонды».

Схожей проблемой озабочены и профсоюзы Республики Татарстан (РТ). По словам председателя Федерации профсоюзов РТ Татьяны Водопьяновой, около 53% сотрудников крупных и средних предприятий, 67% персонала малых предприятий и 88% работников сельского хозяйства получают заработную плату, уровень которой ниже минимального потребительского бюджета. Причины разные — и «серые» зарплаты, и перекосы в планировании фонда заработной платы. Но, как бы то ни было, низкий уровень зарплат, которые работодатели показывают на ежегодных ярмарках вакансий, негативно отражается на притоке кадров практически во все отрасли, прежде всего в производство.

Программа самарских профсоюзов до 2010 года более амбициозна, нежели в соседних регионах Поволжья. Здесь планируют довести минимальный уровень оплаты труда до 2,5−3 прожиточных минимумов. Минимум по-самарски — это сегодня 4100 рублей в месяц. Евгений Егоров уверен, что эту планку профсоюзы вместе с работодателями возьмут: среди крупных предприятий области, входящих в Союз работодателей, лишь около 3% недотягивают до минимального уровня.

Мечта менеджера

Развитие социального партнерства можно назвать мегатрендом бизнеса на ближайшие годы. Социально ответственное поведение — это практически единственная возможность для корпорации обеспечить свое выживание, безопасность и устойчивость. Российские компании в своей социальной политике делают акцент, прежде всего, на программах для персонала, на которые в крупных компаниях направляется от 50 до 80% социального бюджета. Такие затраты рассматриваются в качестве одной из составляющих привлекательного для работников имиджа компании.

«Профсоюзы принимают в подготовке коллективного договора самое активное участие. Для администрации это возможность знать настроения и ожидания коллектива и предложить адекватное решение наиболее острых вопросов, связанных, прежде всего, с оплатой труда, — говорит генеральный директор кулебакской компании ‘‘Русполимет’’ (Нижегородская область Александр Конюхов. — Договор — основной документ, который объединяет интересы администрации и персонала. Если коллектив его принимает, мы можем спокойно работать над выполнением всех наших производственных задач, не опасаясь социальных потрясений. Взаимопонимание с работниками для компании сейчас очень важно: мы внедряем систему постоянного снижения издержек и повышения качества процессов на основе методов ‘‘бережливого производства’’. Успех этой работы впрямую зависит от степени участия в ней буквально каждого сотрудника. Поэтому для нас важно дать людям почувствовать их ценность для компании».

«В чем менеджмент может опереться на профсоюзы? Прежде всего, в оперативном решении проблем, которые неизбежно возникают в трудовых отношениях. Вовторых, в выработке стимулов, которые удовлетворяли бы разнообразные потребности работника, чтобы не сталкиваться постоянно лбами с персоналом по поводу зарплаты, а иметь долгосрочную программу удержания и развития его», — добавляет Зоя Каика, руководитель департамента общественных связей «СеверсталиАвто». Она убеждена, что отношения администрации с профсоюзами, а через них со всем трудовым коллективом — это вопрос адекватности коммуникаций. Если менеджмент займет позицию партнерства, он получит союзников, о которых можно только мечтать.

Светлана ЗАЦЕПИНА

Борис Алешин: "Мы – с Renault"На днях будет подписана сделка между АВТОВАЗом и французской компанией Renault.

«В нашем театре нет ни дрязг, ни сплетен, сюда идешь, как к себе домой»

Геннадий Куропаткин,заведующий ортопедическим отделением №1 больницы им. Калинина, заслуженный врач России: «Обычные хирурги всё время что-то отрезают. Мы же только добавляем, наращиваем или заменяем»

Андрей Луговой: «На посту президента России себя не вижу»

Геннадий КИРЮШИН: «Я готов быть менее активным участником бизнес-процесса – стать инвестором». Председатель совета директоров СМАРТСа решил отойти от дел и заняться политикой

Работа идет не только по плану

Жириновского попросили о Луговом

Встреча Владимира Путина с участниками международного дискуссионного клуба «Валдай»

Андрей ШОКИН: «Вести социально ответственный бизнес для меня гораздо важнее, чем заниматься политикой»

Лев ПАВЛЮЧКОВ: «Зеленые» стали голубыми»

Губернатор Самарской области - Владимир Владимирович Артяков

Третьяк: Путин — залог успеха

Дембельский альбом Владимира Путина

Самара отпраздновала День города

Урны на улицах города Самары

Улицы Самары глазами простого горожанина - 2

Открытые люки - 2

Lada Priora. Фото

Пикет КПРФ у Губернской Думы 24.04.07

Малометражка от АвтоВаза

Открытые люки

Состояние Набережной р. Волга в Самаре (20.04.07)

"Вот я могу сказать, за мэрии здесь закреплен Струковский парк. Вот до тех пор он не станет чистым, я с него не слезу" (мэр Самары Виктор Тархов, "Эхо Москвы в Самаре" от 11.04.07) Фото от 23.04.07

Самара. Воскресенье, 22.04.07, после Всероссийского субботника

 
Rambler's Top100 Рейтинг@Mail.ru
www.profnastil-ksp.ru

©«Самарапресса.Ru»
Электронный архив самарской прессы
«Sampressa.ru»
(8422) 41-00-30
89277091133
Редакция не несет ответственности за достоверность информации,
опубликованной в рекламных объявлениях.
Редакция не предоставляет справочной информации.