Сегодня Пятница 04 Декабря 2015 г.
Поиск:
  Статьи Гостевая
На главную Отправить сообщение на e-mail
Главная новость Основные
Salut, Renault. Блокпакет ВАЗа сегодня отойдет французскому автоконцерну

Имущество в цене

16 апреля 2007 г.

Поволжский рынок добровольного страхования в 2006 году развивался среднероссийскими темпами. Рост был обеспечен в основном повышенным спросом на страхование имущества. Однако и другие виды услуг обладают хорошим потенциалом роста. За 2006 год страховыми компаниями (СК), работающими на поволжском рынке, было собрано 29 млрд рублей взносов по добровольному страхованию. Это на 15% больше, чем годом ранее (25,4 млрд.). При этом на сотню лидеров макрорегиона (всего в нем присутствуют 280 с лишним страховщиков приходится более 97% всех взносов. Прирост сборов, полученных сотней лидеров, составил 22%.

Гораздо медленнее, чем взносы, на территории Поволжья в 2006 году росли выплаты — 5% по всем компаниям и 6% по названной сотне. А этот момент в страховой услуге наиболее интересен для клиента. По тому, как компания подходит к вопросу осуществления выплат страхового возмещения, клиенты формируют мнение, хорошая она или плохая. Политика тут во многом определяется общей стратегией той или иной фирмы. А основных стратегий всего две: либо направленная на максимальную текущую прибыль, либо на капитализацию. Эти цели, в общем, мало совместимы друг с другом, для их достижения предпринимаются диаметрально противоположные действия. Поэтому если у компании приоритет текущей прибыли, она стремится занизить выплаты, а если она думает о будущей капитализации, то, напротив, выплачивает предельно корректно.

Натиск с Москвы

Лидером страхования в Поволжье, как и по РФ в целом, была и остается федеральная компания «Росгосстрах» (см. таблицу 1). На нее приходится более 13% всех страховых взносов и выплаченных премий. При этом динамика лидера на 2% опередила средний рост рынка.

За прошлый год значительно упрочилось положение московских страховых компаний, представленных филиальными сетями — с 57 до 62% в общей структуре добровольных страховых взносов. «Поволжье относится к числу инвестиционно привлекательных регионов России, а потому рынок страхования здесь обладает хорошим потенциалом. Это прекрасно понимают все игроки федерального уровня и, как следствие, прикладывают особые усилия, чтобы занять на этом рынке достойное место», — объясняет сложившуюся ситуацию директор Средневолжской дирекции страховой компании «НАСТА» (Москва Андрей Крупчатников. Особенность процесса в том, что он происходит на фоне стремления ряда страховщиков «вступить в Евросоюз», то есть продать свой бизнес иностранным инвесторам, а для этого очень важно расширить дистрибуцию, улучшить свою позицию в рэнкингах, повысить узнаваемость брэнда и т.п. Отсюда и проблемы: тарифный демпинг, завышенные комиссии, переоценка стоимости трудовых ресурсов, осуществляемая с целью быстрой покупки команд. Все это дестабилизирует рынок.

Среди top-лидеров страхования в Поволжье наибольшая динамика наблюдалась в СК «Согласие» (Москва), где за 2006 год объем страховых сборов увеличился более чем в три раза. Эта компания, открывая новые подразделения, ориентируется в первую очередь на развитие продаж страховых услуг частным лицам и предприятиям, а также на увеличение объема своих предложений для среднего и малого бизнеса.

Более чем в два раза увеличились сборы в группе СК «Альфастрахование» (Москва). Она планирует до 2008 года потратить 50 млн долларов на покупку региональных страховых компаний. По мнению генерального директора группы Владимира Скворцова, через два года конкуренция на локальных площадках обострится в несколько раз. Западные страховщики вслед за крупными российскими игроками устремятся в регионы, что, в конечном счете, приведет к двукратному сокращению присут-ствия на страховом рынке мест-ных страховщиков к 2010 году. Г-н Скворцов говорит, что на данный момент ситуация для продажи региональной компании складывается оптимально: рынок еще недостаточно разогрет, 10−15 крупных россий-ских игроков и 3−5 иностранных только присматривают в регионах перспективные фирмы. Но в 2009−2010 году ситуация изменится: предложение будет явно превышать спрос, а большинство покупателей к тому времени уже израсходуют инвестиционные бюджеты — в итоге стоимость региональных страховщиков упадет в несколько раз. Пока, с точки зрения продажи бизнеса, региональные страховщики отдают предпочтение российским компаниям: методика оценки актива одинакова, но предпродажная подготовка отечественного страховщика занимает 3−4 месяца, а иностранного — не менее полугода.

Катализатор роста

Динамика развития страхового рынка в 2006 году привела к значительным изменениям в структуре взносов и выплат по добровольному страхованию на территории Поволжья. Главным катализатором прошлогоднего роста было имущественное страхование, где объем взносов увеличился с 14,2 до 19,6 млрд рублей (38%). В результате на этот продукт пришлось 69% всех полученных взносов, что на 8% больше, чем в прошлом году (см. график 1). Среди лидеров имущественного страхования самый высокий рост (в 3,5 раза наблюдался в СК «Согласие» (см. таблицу 4).

По мнению многих представителей страховых компаний, данный сегмент является самым перспективным. Так, по словам заместителя генерального директора по корпоративному развитию ООО «Страховая группа ‘‘АСКО’’» Андрея Павлова, среди всех видов денежных гарантий наибольшим потенциалом обладает страхование залогового имущества, в том числе ипотечное страхование, что связано с ростом объемов строительства жилья. Параллельно развивается и комплексное страхование жилья по разнообразным программам. На более высокий уровень развития выходит добровольное автострахование, что связано с предложением клиенту помимо основной услуги дополнительного сервиса по обслуживанию автотранспортного средства (плановое техническое обслуживание со скидками, ремонт машины после ДТП, эвакуация с места происшествия, заправка топливом по льготным пластиковым картам). «Кроме того, имущественное страхование, особенно имущества юридических лиц, приносит наибольшую прибыль», — отмечает Андрей Павлов.

Привлекательность этого продукта подтверждается и довольно низким уровнем выплат — 27% в 2005 году и 30% в 2006−м. В результате мы видим серьезный перекос в структуре страховых взносов и выплат. «Страхование имущества юридических лиц традиционно считается прибыльным из-за низкой частоты страховых событий. Но нужно помнить, что стоимость одного из них — крупного — может перечеркнуть длинную прибыльную историю страхования таких объектов», — сказал журналу «Эксперт Волга» Андрей Крупчатников.

Перерождение «жизни»

Среди трех других сегментов добровольного страхования лишь в страховании жизни наблюдался положительный прирост взносов — 8%. Здесь рост обеспечивался в основном за счет корпоративного сегмента. Но ввиду того, что эта динамика была меньше средней по рынку, доля «жизни» в общей структуре слегка сократилась: с 8,5 до 7,5%. Среди лидеров в данном сегменте пять специализированных компаний: «Дисконт» (доля «жизни» — почти 100%), «AIG Россия» (84%), «Ост-ВестАльянс» (76%), «СОГАЗ-Жизнь» (99%), «Фламинго» (почти 100% (см. таблицу 2).

В 2006 году формировался новый сегмент страхования жизни. И хотя сравнительная динамика премии в этом виде страхования остается незначительной, рынок тут проходит стадию перерождения.

Для российского рынка реального страхования жизни характерны три главных сегмента: долгосрочное накопительное страхование жизни за счет физических лиц, краткосрочное смешанное и корпоративное страхование жизни. Страховщики, осуществляющие долгосрочное страхование, в том числе за счет физических лиц, демонстрируют впечатляющую динамику, что, однако, не дает оснований для оптимистичных прогнозов роста всего рынка страхования жизни. С другой стороны, динамика сборов компаний, проводящих кратко-срочное смешанное страхование жизни, минимальна, а объемы взносов в сегменте краткосрочного смешанного страхования снижаются.

В силу особенностей, которыми отличается национальный страховой рынок, долгосрочное накопительное страхование занимает невысокую долю рынка страхования жизни — около 23%. В то же время на корпоративное и кэптивное страхование жизни приходится до 45% от объемов премии в страховании жизни. Остальное, кроме схем, приходится на кратко-срочное смешанное страхование жизни, популярное главным образом в регионах и осуществляемое страховщиками на основании старых правил. Объемы премий тут будут уменьшаться, поскольку с середины 2007 года бизнес страховщиков будет разделяться, их обязывают проходить процедуру лицензирования.

Ответственность не привлекает

Самая негативная динамика в 2006 году наблюдалась в добровольном страховании ответственности (-17%). Это было вызвано, с одной стороны, уходом нерыночного страхования из сегмента, а с другой — отсутствием стимулирующих факторов для развития такой услуги. В то же время прирост выплат по данному виду страхования превысил 26%.

Среди десятки лидеров по страхованию ответственности за 2006 год в семи СК наблюдалось сокращение доли «ответственности» в совокупном страховом портфеле (см. таблицу 5). Причем суммарное сокращение взносов по трем компаниям («Итиль», Военностраховая компания и «Ингосстрах» превысило 120 млн рублей, что на 10 млн больше всего сокращения объема услуги по Поволжью.

Наибольший прирост по данному виду страхования в 2006 году наблюдался в «СамареАСКО», где объем взносов увеличился в 15 раз, а доля в общем страховом портфеле компании выросла с 0,8 до 9%. Среди 100 крупнейших страховщиков Поволжья лишь в четырех фирмах на данный продукт приходится более 20% совокупного портфеля: «НИК» (25,6%), «Итиль» (20%), «Инветфлот» (44,7%), «СОТ-Транс» (26,9%). В то же время некоторые компании считают страхование ответственности очень перспективным. Так, Андрей Крупчатников из СК «НАСТА» отмечает: «Именно в этой отрасли формируется сейчас потенциал бурного роста страхового рынка, что мы наблюдали при внедрении ОСАГО. В первую очередь это касается обязательных видов страхования, таких как страхование ответственности предприятий за причинение вреда при эксплуатации опасных производственных объектов, экологическое страхование, страхование ответственности различных субъектов экономической деятельности перед потребителями их продукции и услуг». Такое мнение легко подтверждается самым низким уровнем выплат (10% при среднем уровне в 44% среди всех отраслей страхования.

Отрицательная динамика наблюдалась в добровольном личном страховании (-6%). В результате доля этого сегмента в совокупном объеме добровольных страховых взносов сократилась с 28 до 21%. Кроме того, в данном сегменте за 2006 год более чем на четверть снизились выплаты. Среди лидеров по добровольному личному страхованию лишь в трех компаниях прирост взносов за 2006 год превысил 20% (см. таблицу 3): «Русский стандарт страхование» (25,2%), «РОСНО» (125,0%), Военностраховая компания (46,7%). Среди фигурантов нашего рейтинга семь организаций занимаются только личным страхованием. Еще у 11 СК на этот продукт приходится более 50%. Речь идет преимущественно о компаниях, входящих во вторую часть рейтинга. И поэтому положительная динамика, наблюдавшаяся в них в прошлом году, слабо отразилась на общей тенденции.

Уровень выплат по личному страхованию является самым высоким среди всех видов добровольного страхования — 60%. Это дает основание предположить, что услуга наименее прибыльна. Однако, как заметил Андрей Крупчатников, говорить о прибыльности того или иного вида страхования можно лишь с теоретической точки зрения и с очень большими допущениями. По его словам, все страховщики, лицензируя правила страхования, в тарифном руководстве обычно устанавливают норму прибыльности от 0 до 5%. А это значит, что потенциально все страховые продукты прибыльны, главное — научиться правильно оценивать тарифные периоды и размеры ставок.

Любовь ШРАМКО

Борис Алешин: "Мы – с Renault"На днях будет подписана сделка между АВТОВАЗом и французской компанией Renault.

«В нашем театре нет ни дрязг, ни сплетен, сюда идешь, как к себе домой»

Геннадий Куропаткин,заведующий ортопедическим отделением №1 больницы им. Калинина, заслуженный врач России: «Обычные хирурги всё время что-то отрезают. Мы же только добавляем, наращиваем или заменяем»

Андрей Луговой: «На посту президента России себя не вижу»

Геннадий КИРЮШИН: «Я готов быть менее активным участником бизнес-процесса – стать инвестором». Председатель совета директоров СМАРТСа решил отойти от дел и заняться политикой

Работа идет не только по плану

Жириновского попросили о Луговом

Встреча Владимира Путина с участниками международного дискуссионного клуба «Валдай»

Андрей ШОКИН: «Вести социально ответственный бизнес для меня гораздо важнее, чем заниматься политикой»

Лев ПАВЛЮЧКОВ: «Зеленые» стали голубыми»

Губернатор Самарской области - Владимир Владимирович Артяков

Третьяк: Путин — залог успеха

Дембельский альбом Владимира Путина

Самара отпраздновала День города

Урны на улицах города Самары

Улицы Самары глазами простого горожанина - 2

Открытые люки - 2

Lada Priora. Фото

Пикет КПРФ у Губернской Думы 24.04.07

Малометражка от АвтоВаза

Открытые люки

Состояние Набережной р. Волга в Самаре (20.04.07)

"Вот я могу сказать, за мэрии здесь закреплен Струковский парк. Вот до тех пор он не станет чистым, я с него не слезу" (мэр Самары Виктор Тархов, "Эхо Москвы в Самаре" от 11.04.07) Фото от 23.04.07

Самара. Воскресенье, 22.04.07, после Всероссийского субботника

 
Rambler's Top100 Рейтинг@Mail.ru
www.profnastil-ksp.ru

©«Самарапресса.Ru»
Электронный архив самарской прессы
«Sampressa.ru»
(8422) 41-00-30
89277091133
Редакция не несет ответственности за достоверность информации,
опубликованной в рекламных объявлениях.
Редакция не предоставляет справочной информации.